Диалог культур — программа физкультурно оздоровительного направления


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная(коррекционная) начальная школа - детский сад IV вида № 33»
Программа
спортивно-оздоровительного направления
Разработчик программы:
учитель физической культуры
Маталасова Оксана Васильевна
Педагогический стаж 3
б/к квалификационная категория
2015 г.
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МС педагогическим советом
МКС(К)ОУ «С(К)НШДС IV вида № 33» Протокол № 1
Протокол №1 от «_____»___________2015г
от «______»______________2015г директор МКС(К)ОУ «С(К)НШДС
IVвида № 33____________З.И. Беленкова Приказ № ______
от «_______»__________________2015г
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………….…4
Общая характеристика программы………………………………………………………….6
Сроки реализации программы…………………………………………………….…………7
Описание ценностных ориентиров программы………………………………………...…..7
Содержание программы……………………………………………………………………...8
Календарно-тематическое планирование………………………………………………….12
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………...14
Пояснительная записка
Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка врывается
живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности.
                              В.А. Сухомлинский
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
 Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373), на основе комплексной программы физического воспитания (авторы - В. И. Лях, А. А. Зданевич). Программа включает в себя спортивную деятельность, направленную на оздоровление, отдых и воспитание детей в условиях оздоровительного лагеря.
Важнейшим направлением в работе лагеря станет активное приобщение детей к играм разных народов Кузбасса, что позволит определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие национальных форм игр, а вместе с тем общность их основного содержания и идейной направленности.
В программе описаны лишь некоторые народы, проживающие в Кузбассе: русские, татары, телеуты, шорцы, калмыки, с играми и спортивными традициями которых дети познакомятся в период летнего оздоровительного лагеря.
Яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир. Народная игра - игра реализующееся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств, приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Использование народных игр способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры.
Особенность игры каждого народа - русских, татаров, телеутов, шорцев, калмыков как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, подвижные, шуточные и другие игры.
Национальная форма подвижных игр выражается в том, что по своему происхождению развитию она является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, культуры, традиции, особенностями психического склада и т.п.
Цель программы: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и культуре других стран; содействие укреплению и сохранению здоровья младших школьников; создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Задачи программы:
1. Расширять кругозор учащихся, формировать представления об окружающем мире;
2. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; развитию психических процессов и свойств личности;
3. Укреплять здоровье детей через игровую деятельность.
Применение игр разных народов является не только средством физического и духовного формирования человека, но в первую очередь патриотического и интернационального воспитания.
Общая характеристика программы
Национальные спортивные игры – важный элемент культурного наследия всех народов (русские, татары, калмыки, телеуты, шорцы), отличающийся высокой степенью устойчивости: и в настоящее время традиционные национальные виды спорта широко распространены среди коренного населения Кузбасса. Они включены в вариативный компонент программ по физическому воспитанию школьников; разработаны специальные программы и методические пособия. В районах компактного проживания коренных малочисленных народов проводятся спартакиады и турниры по национальным видам спорта, как среди детей, так и среди взрослых.
Ведь все мы знаем, что игра это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.Игры разных народов являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Сроки реализации программы
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены– 18 дней. Занятия спортивно-оздоровительной направленности в летнем лагере с дневным пребыванием будут проводиться 3 раза в неделю, по 2 часа в день.
Общее число участников за смену – 25 человек.
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 8–11 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены будет осуществляться в  двух отрядах.
Описание ценностных ориентиров программы
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Содержание программы
 «В воспитании нет каникул» – эта педагогическая формула становиться правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития роста каждого ребенка.
Для формирования устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и культуре других стран, содействию укрепления и сохранения здоровья младших школьников использовались следующие средства:  утренняя гимнастика (зарядка); спортивные игры на стадионе, подвижные игры народов на свежем воздухе; эстафеты; посещение бассейна; закаливающие процедуры, солнечные ванны; воздушные ванны, спортивные праздники. Для максимального достижения результата при проведении  спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения.
 Праздники и соревнования в лагере составлены с учетом желаний и интересов  детей, с использованием игр и спортивных традиций народов Кузбасса: «Малые Олимпийские игры», «Настольная игра – кости», «Поиск клада» и т.д., а также открытие и закрытие лагеря.
На занятиях спортивно-оздоровительной направленности более подробно будут рассмотрены подвижные игры разных народов проживающих на территории Кузбасса.
Русские народные игры заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке, а правила их просты и понятны. Например, такие игры: салки, прятки, горелки, казаки – разбойники, двенадцать палочек и т.д.Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью и т.п. Татарские игры связаны с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Неоспоримым преимуществом игр является их простота и доступность, так как в большинстве случаев они не требуют какого-либо дополнительного инвентаря. При этом они очень богаты на шутки и разные задорные элементы. Это такие игры, как: «Продаем горшки» (Чулмакуены), «Скок-перескок» (Кучтем – куч), «Угадайи догони» (Читанме, бузме), «Спутанные кони» (Тышаулы атлар).
Калмыцкие народные игры являются составной частью национальной культуры калмыков. Они всегда были средством, способствующим развитию смелости, силы, ловкости и выносливости. Калмыцкие народные игры являются традиционным средством воспитания детей. Испокон  веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт.
Во многих  играх у калмыков нашло отражение основные занятия - скотоводством, поэтому  вместо игрушек  зачастую использовали  кости  животных. Одно  из самых  распространенных—шаhас (альчики) животных.Дети познакомятся с такими играми, как: «Альчики» (игральные кости), «Кружиться вокруг колышка» (Гас эрглген), «Забрасывание белого мяча» (Цаганмондахаялган).
Телеутские народные игры имели большое значение, как и у других народов. Посредством нее осуществлялось воспитание детей, ознакомление справилами и моральными нормами общины или рода. Через игру выделяютсяопределенные этапы в детском воспитании: «материнский», «семейный», «общинный» или «родовой». Традиционные телеутские игры: «Игра в бабки» (Малакай), «Всадники» (Минижипjӱгӱрери), «Жмурки» (Кӧскабышкан), «Спрятанное кольцо» (Сыргатажыргар), «Занимать место» (Орынталаштит), «Скользящая» (Элбранкай), «Бить поясом» (Кур кагышкан), «Ловить платок» (Плат кабыжарга).
Изучение и сопоставление спортивных игр телеутов и шорцев показывает их большое сходство. Обязательным элементом народных праздников телеутов и шорцев являются спортивные состязания по борьбе кӱреш, стрельбе из лука, игре тебек, по перетягиванию палки, состязания с плетью камчы, поднимание камня ташкӧдӱрери.
У Шорцкого народа традиционным проводилось состязание «Веселые бурундучки» по 6 национальным видам спорта: Панöк (Метание костей), Соғанадышқаны (Стрельба из лука), Қамчымарғық (Состязания с камчи), Ташташтағаны (Метание камня), Тайақтартқаны (Перетягивание палки), Якутские прыжки.
Многие игры по своим правилам и содержанию напоминают уже хорошо известные нам игры, но они имеют другие названия и несколько видоизменены. Это связано с тем, что любая игра, попадая и иную среду, в зависимости от условий бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Каждый народ вносит в игру новые элементы, выражающие самобытность культуры и характера данного народа.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Все народные игры укрепляют отношения между разными поколениями и формируют любовь в родной земли, что является очень важным для нас в последние десятилетия.Форма и режим занятий
Народные подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности.
Правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности учащихся, и, что особенно важно, благодаря ему физические способности детей развиваются гармонично.
Подвижные игры, включающие выполнение каких-либо физических упражнений (бег, удары, прыжки) в ответ на следующие друг за другом сигналы, могут эффективно использоваться для развития реактивности, резкости (способности быстро напрягать мышцы), быстроты (способности ускорять быстрое суставное движение). 
К формам проведения подвижных игр относятся:
- сюжетные игры, преимущественно коллективные,
-бессюжетные подвижные игры,
- подвижные игры с элементами соревнования,
- игры большой, малой и средней подвижности.
При проведении каждой игры необходимо учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности ее участников.
Формы подведения итогов:
- организовать и провести со сверстниками разученные подвижные игры, в летнем школьном лагере,
- разработать (придумать) свои подвижные игры,
- начать создание картотеки подвижных народных игр народов Кузбасса (с привлечением не только обучающихся, но и их родителей).
Ожидаемые результаты реализации программы
Первый уровень воспитательных результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой игры с ролевым акцентом: приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, о народных играх и играх других народов, о способах организации досуга, о способах организации коллективной деятельности.
В достаточно сложной ролевой игре (особенно организованной на социальном материале) можно выйти на второй уровень – формирование у школьников позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьников к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к другим людям, к труду.
Воспитательным результатом третьего уровня является социально-моделирующая игра, образовательной формой в которой возможно получение школьниками в игровой деятельности опыта самостоятельного общественного действия. Приобретение школьниками опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Календарно-тематическое планирование
и содержание деятельности

п/п Дата Тематика занятий Характеристика деятельности
1. 01.06.15 Открытие лагерной смены -
«Мы многонациональный Кузбасс».
Создание книги «Здоровая нация». Познакомиться с народами земли Кузбасской, играми и спортивными традициями.
2. 03.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
Ознакомление с особенностями русских народных игр: «Двенадцать палок», «Жмурки», «Горелки».
Спортивное состязание: «Казаки-разбойники».
Ведение книги «Здоровая нация». Познакомиться с играми и традициями русской культуры.
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Оценивать результаты своей деятельности.
3. 05.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
Ознакомление с особенностями татарских народных игр: «Продаем горшки» (Чулмак уены), «Скок-перескок» (Кучтем – куч), «Угадай и догони» (Читанме, бузме).
Ведение книги «Здоровая нация». Познакомиться с играми и традициями татарской культуры.
Оказание помощи сверстникам во время участия в соревновательной деятельности. Оценивать свои результаты.
4. 08.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
Совершенствование разученных татарских народных игр: «Продаем горшки» (Чулмак уены), «Скок-перескок» (Кучтем – куч), «Угадай и догони» (Читанме, бузме).
Ведение книги «Здоровая нация». Познакомиться с играми и традициями татарской культуры.
Оказание помощи сверстникам во время участия в соревновательной деятельности. Оценивать свои результаты.
5. 09.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
Спортивный праздник: «Малые Олимпийские игры» Проявление своих физических способностей, силы воли, морально волевых качеств.
6. 10.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
Ознакомление с особенностями шорских народных игр: состязания по борьбе кереш, стрельбе из лука, игре тебек, по перетягиванию палки.
Ведение книги «Здоровая нация». Познакомиться с играми и традициями шорцкой культуры.
Оказывать помощь сверстникам во время участия в соревнованиях.
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
7. 15.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
Совершенствование шорских народных игр через национальное состязание (многоборье) включающее игры и испытания.
Спортивное состязание: «Веселые бурундучки» Проявление своих физических способностей, оказание помощи сверстникам во время соревнований, взаимодействие в команде.
8. 17.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
Ознакомление с особенностями
телеутских народных игр и спортивных традиций: «Игра в бабки» (Малакай), «Спрятанное кольцо» (Сыргатажыргар), «Ловить платок» (Плат кабыжарга), «Скользящая» (Элбранкай), «Бить поясом» (Кур кагышкан).
Ведение книги «Здоровая нация». Познакомиться с играми и традициями телеутской культуры.
Общаться и взаимодействовать в игровой и соревновательной деятельности.
Оценивать результаты своей деятельности.
9. 18.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
Спортивное состязание: «Магический лабиринт» Проявление своих физических способностей, умение работать в коллективе.
10. 19.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
Ознакомление с особенностями калмыцких народных игр: «Альчики» (игральные кости), «Кружиться вокруг колышка» (Гас эрглген).
Ведение книги «Здоровая нация». Познакомиться с играми и традициями калмыцкой культуры.
Освоить игровые задания, оценить свои результаты.
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
11. 22.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
День скорби.
Спортивная игра по военной подготовке – «Зарница»
Ведение книги «Здоровая нация». Оказание помощи сверстникам в выполнение упражнений и заданий. Оценивание своих результатов. Проявление физических способностей во время соревнований.
12. 24.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
Совершенствование разученных калмыцких народных игр: «Альчики» (игральные кости), «Забрасывание белого мяча» (Цаган монда хаялган), «Кружиться вокруг колышка» (Гас эрглген).
Спортивное состязание: «Наскальные рисунки»
Ведение книги «Здоровая нация». Освоить игры и спортивные традиции калмыцкой культуры, подготовить самостоятельно игровые задания.
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Организовывать и проводить совместно со сверстниками подвижные игры
13. 25.06.15 Утренняя гимнастика (зарядка).
Закрытие лагерного сезона.
Фестиваль культур земли Кузбасской.
Оформление книги «Здоровая нация». Освоить и различать народные игры и спортивные традиции народов Кузбасса. Оценивать свои способности. Организовывать и проводить совместно со сверстниками подвижные игры.
 
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники:
№ Автор Название, класс Год
издательства Издательство
1 Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы: учеб. для общеобразовательных организаций 2013 г. Просвещение
2 Лях В. И.,
Зденевич А. А. Комплексная программа физического воспитания 1-11класс 2008 г. Просвещение
Методические пособия для учителя:
№ Автор Название, класс Год издательства Издательство
1 Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). 2003 г. Просвещение
2 Гриженя В.Е.  Организация и методические приемы проведения занятий по
подвижным играм в школе: Учебно-методическое пособие 2005 г. Советский спорт
3 Баршай В.М. Активные игры для детей. Учебное пособие 2001 г. Феникс
Пособие для детей:
№ Автор Название, класс Год издательства Издательство
1 Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов мира.
1989 г. Просвещение
2 Гришина Г.Н. Любимые детские игры.
1999 г. ООО «ТЦ Сфера»