Образовательная программа физкультурно-оздоровительного направления «Волейбол»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Момская средняя общеобразовательная школа»
Образовательная программа по волейболу
Пояснительная записка
Волейбол - один из самых популярных видов спорта среди учащихся нашего района. Соревнования по волейболу включены в план спортивно – массовых и оздоровительных мероприятий школы, проводится первенство Момского района по волейболу. Занятия по волейболу – весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно–мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Современный волейбол-вид спорта, требующий от ученика атлетической подготовки и совершенного овладения технико-тактическими навыками игры.
Основополагающие принципы:
Системность – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно- тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
Вариативность – предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
Формирование групп на этапах подготовки:
1. Начальной подготовки (НП) – на него зачисляются учащиеся, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача. На этом этапе осуществляются физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
На всех этапах подготовки перевод спортсменов в группу следующего года тренировочного процесса производится решением тренера на основании выполнения контрольных испытаний.
Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливаются наполняемость и режим учебно- тренировочной и соревновательной работы.
Содержание работы с юными волейболистами на всем многолетнем протяжении определяется тремя факторами: спецификой игры в волейбол, модельными требованиями квалифицированных волейболистов, возрастными особенностями и возможностями волейболистов 12-17 лет.
В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляются подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов, построение тренировки в годичном цикле. При этом необходимо ориентироваться на следующие положения:
-усиление индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствование навыков выполнения технических приемов и их способов;
-увеличение объема индивидуальной тактической подготовки как важнейшего условия реализации технического потенциала отдельных волейболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и группой тактики в нападении и защите;
-повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к волейболу и прохождение их через всю систему многолетней подготовки.
Основная цель программы – подготовка физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем. Основным условием выполнения этой задачи является многолетняя и целенаправленная подготовка юных спортсменов, которая предусматривает:
-содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
- повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки.
-подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и бойцовскими качествами спортсменов;
-подготовку судей по волейболу,
-подготовку и выполнение нормативных требований.
Основной показатель работы секции по волейболу;
•Стабильность состава занимающихся;
•Динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической подготовки (по истечении каждого года);
•Вклад в подготовку молодежных и юношеских сборных района;
•Осуществление восстановительно – профилактических мероприятий;
•Прохождение судейской практики;
•Создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий.
Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Формы и режим занятий.
Формы обучения: учебно-тренировочное занятие (фронтальный, групповой), учебно-тренировочная игра в волейбол.Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
2 час
5 раз в неделю 10 часов 250 часов
Формы занятий:
Все формы занятий проводятся на основе современной методики тренировки.
Основными формами учебно-тренировочной работы являются:
Групповые теоретические и практические занятия по расписанию;
Тренировки по индивидуальным планам и выполнение домашних заданий;
Пребывание на учебно-тренировочных сборах;
Проведение восстановительно - профилактических мероприятий;
Просмотр видеозаписей;
Судейская практика;
Участие в соревнованиях.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
По итогам обучения по программе в целом воспитанники должны знать:
Состояние и развитие волейбола в России;
Правила техники безопасности;
Правила игры;
Терминологию волейбола.
Должны уметь:
Выполнять передачу, прием, подачу мяча, нападающие удары и постановку блока;
Анализировать и оценивать игровую ситуацию;
Обладать тактикой нападения и защиты;
Судить соревнования по волейболу.
Должны иметь навыки:
Владеть техникой: точной передачи мяча партнеру, точного приема и нападающих ударов, постановка блока, различных видов приема и передачи мяча;
Применение индивидуальных действий как в нападении, так и в защите;
Самостоятельно применять все виды перемещения.
Формы подведения итогов:
Участие в школьных, районных и республиканских соревнованиях;
Сдача контрольных испытаний два раза в год (декабрь и май);
Участие в судействе школьных и районных соревнованиях по волейболу.
Содержание программы
На протяжении всего периода обучения волейболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
Постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
Планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
Увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
Увеличение объема тренировочных нагрузок;
Повышение интенсивности занятий, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
Переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для волейбола.
Программа обучения предполагает привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям, утверждения здорового образа жизни, всестороннего развития физических способностей и овладение основами волейбола.
Задачи начальной подготовки
Отбор способных детей к занятиям по волейболу.
Формирование стойкого интереса к занятиям.
Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, закаливание организма.
Развитие быстроты, ловкости, гибкости.
Обучение основным техники перемещений и стоек, приему и передаче мяча;
Начальное обучение тактическим действиям.
Подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки.
Примерные контрольные испытания.
Технический прием Контрольные упражнения Возраст лет Оценка
мальчики девочки
высокий Выше среднего средний низкий высокий Выше среднего средний низкий
I. Передача
мяча 1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз). 11
12
13
14 4
7
9
12 3
5
6
9 2
3
4
5 1
1
2
3 4
6
7
9 3
4
5
7 2
3
3
4 1
1
2
3
2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток) 11
12 3
5 2
4 1
2 0
1 3
4 2
3 1
2 0
1
3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток) 11
12 4
6 3
5 2
3 1
2 4
5 3
4 2
3 1
2
4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток) 13
14
15
16
17 4
6
6
6
7 3
5
5
5
5 2
3
3
3
3 1
2
2
2
2 3
5
5
5
6 2
4
4
4
5 1
2
3
3
3 0
1
2
2
2
5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) 13
14 5
6 4
5 3
3 2
2 4
5 3
4 2
3 1
2
6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток) 15
16
17 4
4
5 3
3
4 2
2
2 1
1
1 3
4
4 2
3
3 1
2
2 0
1
1
7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) 15
16
17 5
5
7 4
4
5 3
3
4 2
2
2 4
4
5 3
3
4 2
2
3 1
1
2
II. Подача мяча 1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) 11
12 7
8 4
6 3
4 1
2 6
7 4
5 3
3 1
2
2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) 11
12 4
6 3
4 2
3 1
2 4
5 3
4 1
2 0
1
3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) 13
14 8
9 5
7 3
5 2
3 6
7 4
5 3
4 2
2
4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) 13
14 5
6 4
5 2
3 1
2 4
5 3
4 2
2 1
1
5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) 15
16
17 6
7
8 5
5
6 3
4
4 2
3
3 5
5
6 4
4
4 2
3
3 1
2
2
6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток) 15
16
17 5
7
8 4
6
7 2
4
5 1
2
3 4
5
6 3
3
5 2
2
3 1
1
2
Технический прием Контрольные упражнения Возраст лет Оценка
мальчики девочки
высокий Выше среднего средний низкий высокий Выше среднего средний низкий
Программный материал
Освоение техникой передвижений Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.)
Освоение техники приемов и передач мяча Передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещений. Передачи над собой, перед собой. Во встречных колоннах через сетку с переходом в конец противоположной колонны.
Передачи мяча в прыжке через сетку. Передачи мяча сверху и снизу стоя боком, спиной к цели. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3,4.
Освоение техники подачи мяча и приема подач. Верхняя прямая подача через сетку из-за лицевой линии. Верхняя прямая подача на количество попаданий на противоположную площадку. Прием подачи через сетку.
Верхняя прямая подача на количество попаданий, указанным зонам.
Верхняя прямая подача в прыжке.
Прием подачи в зону 3.
Освоение техники прямого нападающего удара Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Нападающий удар с разбега из зоны 2, 4 с передачи мяча игроком из зоны 3.
Нападающий удар с разбега из зоны 6 с передачи мяча из зоны 2, 4.
Прямой нападающий удар при встречных передачах.
Овладение техникой защитных действий Блокирование нападающего удара (индивидуальное и групповое). Страховка.
Овладение тактикой игры в нападении. Выполнение подач в определенные зоны. Групповые действия – взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, а игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4. Командные тактические действия через игрока передней линии без изменения позиций игроков.
Командные тактические действия через игрока передней линии с изменением позиций игроков.
Овладение тактикой игры в защите Выбор способа приема мяча. Взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии. Система игры в защите «углом вперед».Овладение игрой и развитие психомоторных способностей. Учебная игра в волейбол с заданиями. Учебно-тренировочная игра. Товарищеские встречи со сборными командами близлежащих школ.
Овладение организаторскими способностями Организация и судейство учебно-тренировочных игр, соревнований между классами. Проведение разминки тренировочных занятий.
Методическое обеспечение
программы
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включаются: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов работы.
Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки. Приобретенные умения и навыки используются воспитанниками в соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся условий.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основой структурой технического и тактического приема.
В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные – на формирование технических навыков и тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.
Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка подразделяется на общую и к конкретному соревнованию.
1.Общая психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой на протяжении всего многолетнего периода спортивной подготовки, в ее задачи входит:
1) воспитание высоконравственной личности спортсмена;
2) развитие процессов восприятия;
3) развитие внимания: объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения;
4) развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения;
5) развитие способности управлять своими эмоциями;
6) развитие волевых качеств.
1. Воспитание личности спортсмена и формирование спортивного коллектива. В процессе учебно-тренировочной работы воспитывается характер, нравственные качества, идейная убежденность, коллективизм, мотивация положительного отношения к спорту и другие качества личности. Важным фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером. Решение данной задачи органически связано с воспитательной работой.
2.Развитие процессов восприятия. Специфика волейбола требует совершенствования умения пользоваться периферическим зрением, глазомера, точности восприятия движений, специализированных восприятий.
Точность глазомера и периферического зрения находится в прямой зависимости от состояния тренированности. При проведении упражнений на развитие данных зрительных восприятий имеет освещение и влияние цвета. Лучше других воспринимается белый цвет, затем желтый и зеленый. При длительном восприятий темных цветов утомление наступит быстрее.
Путем побора специальных упражнений и в процессе игры надо стремиться развивать у волейболистов комплексные специализированные восприятия: «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени».
3. Развитие внимания. Успешность технических и тактических действий волейболистов зависит от уровня развития объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.
Для распределения и переключения внимания полезны упражнения с несколькими мячами и различными перемещениями; упражнения, где требуется быстрое переключения внимания с объект, с одного действия на другое; развивать умение выделять наиболее важные объекты и второстепенные.
4. Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения. У волейболистов необходимо развивать наблюдательность – умение быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке; сообразительность- умение быстро и правильно оценивать сложившиеся ситуации, учитывать их последствия; инициативность- умение быстро и самостоятельно определять тактические замыслы соперника и предвидеть результаты, как его, так и своих действий.
5.Развитие способности управлять эмоциями. Эмоциональное состояние оказывает большое влияние на активность волейболистов как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и на эффективность соревновательной деятельности. Обучение юных волейболистов приемам саморегуляции эмоциональных состояний требует систематических занятий, чтобы учащийся полностью овладел этими приемами в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
6. Воспитание волевых качеств. Воспитание волевых качеств- важное условие преодоления трудностей, с которыми сталкивается спортсмен в процессе тренировочно-соревновательной деятельности.
Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист – это целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность.Целеустремленность и настойчивость выражаются в ясном осознании целей и задач, стоящих перед занимающимися, активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии.
Выдержка и самообладание выражаются в преодолении отрицательных, неблагоприятных эмоциональных состояний.
Решительность и смелость выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуманные решения в ответственные моменты игры и без колебания приводить их в исполнение.
Инициативность и дисциплинированность выражаются в способности спортсмена вносить в игру творчество, не поддаваться влиянию других людей и их действий.
Воспитание дисциплинированности достигается всей организацией процесса обучения и тренировки.
Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям (игра) состоит в следующем:
осознание игроками задач на предстоящую игру;
изучение конкретных условий предстоящих соревнований (время и место игр, освещенность, температура ит.п.);
изучение сильных и слабых сторон соперника и подготовка к действиям с учетом этих особенностей;
осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент.
преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой;
формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач в предстоящей игре.
Спокойное, ровное, уверенное поведение тренера является одним из важных моментов, направленных на создание психологической мобилизации команд к предстоящей игре, а также в процессе самой игры.
Во всех случаях разговор тренера со спортсменами, его указания должны быть лаконичными, краткими и яркими, тон должен быть уверенный и спокойный. Тренеру никогда не следует кричать на игроков команды, давать им нагоняй, особенно во время игры.
Инструкторская и судейская практика.
Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится на спортивно-оздоровительном этапе в последние 3-4 годы подготовки, на этапе начальной подготовки в каждом году обучения. Такая работа проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся. Учащиеся готовятся к роли инструктора, помощника тренера для участия в организации и проведении занятий, массовых соревнований в качестве судей. Содержание занятий спортивно-оздоровительном этапе определяется в зависимости от подготовленности занимающихся на основании материала для учебно-тренировочного этапа.
НП-1:
Освоение терминологии, принятой в волейболе.
Овладение командным языком, умение отдавать рапорт.
Проведение упражнений по построению и перестроению группы.
Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
НП-2; НП-3.
Умение вести наблюдение за учащимися, выполняющими прием игры, и находить ошибки.
Составление комплексов упражнений по специальной физической подготовке, по обучению перемещениям, передаче и приему мяча, подаче нижней и верхней прямой.
Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
Диагностика результативности образовательного процесса
В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.
Два раза в год (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводится контрольные испытания по технической подготовке. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической, теоретической подготовленности. Диагностика результатов проводится в виде контрольных упражнений. С этой целью используются варианты контрольных упражнений, разработанные тренером. Примерные варианты и упражнений приведены в таблице.
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников учебных, контрольных и календарных играх. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры проводятся согласно плану игр школьного и районного уровня.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитывается результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударов.
Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как происходит овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в игре.