Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме Как беречь органы чувств. Глаза (УМК Гармония)


Окружающий мир. 2 класс
Тема «Как беречь органы чувств. Глаза»
Цель: формирование понятия «органы чувств»
формирование универсальных учебных действий (УУД)
Предметные понятия: функции органов чувств, их гигиена, правила безопасного поведения
Умения:
Познавательные УУД – выбор и анализ информации из текста и иллюстраций и умение представлять её в различных формах; составлять советы по охране органов чувств; моделировать, высказывать и аргументировать свои предположения
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Личностные – осознание ценности здоровья и здорового образа жизни
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов
Планируемый результат
Знать:
названия органов чувств;
признаки органов чувств
Уметь:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
различать группы органов чувств;
уметь применять полученные знания на практике;
формулировать учебную задачу урока и отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
Основные понятия – органы чувств
Межпредметные связи - Окружающий мир, литературное чтение
Ход урока:
Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
-На прошлом уроке мы начали изучать большую тему «Твоё здоровье» и искали ответ на вопрос «Только ли от врачей зависит наше здоровье». Напомните, к какому выводу вы пришли? (Здоровье зависит от нашего поведения, здорового образа жизни)
- Как хорошо, когда человек здоров, у него ничего не болит! Про такого человека говорят «У него организм работает, как часы», т.е. все органы, как детали часов, работают слаженно, без сбоев.
- Как вы думаете, надо ли обычному человеку - не врачу, не доктору - изучать, знать свой организм? Почему? (Ответы детей)
Если здоровье организма зависит от нашего поведения, то мы должны изучать свой организм, чтобы знать, что для него вредно, а что полезно.
- Прочитайте название темы нашего урока в учебнике. Какие слова оказались непонятными?
- Что же такое органы чувств? (Дети высказывают свои предположения)
- Отгадайте, о чём идёт речь в загадках:
Видеть папу, видеть маму,Видеть небо и леса Помогают нам... (глаза)
Запах хлеба, запах меда, Запах лука, запах розРазличить поможет ... (нос).
Есть у зайца на макушке, У тебя, твоей подружки,Бывают слушки и неслушки.Что же это? Наши... (ушки).
Чтоб попробовать компот, Есть у человека ... (рот)
Мягкое и твердое, острое, тупое, Горячее, холодное, мокрое, сухое... Разобраться в этом сложно. Нам поможет наша ... (кожа).
- Как можно назвать все эти органы? (Органы чувств)
- Можно ли эти органы чувств назвать нашими помощниками? Почему?
- Органы чувств помогают человеку правильно воспринимать окружающий мир.
III. Работа по теме урока
1) - Рассмотрите картинку. Её нарисовал наш знакомый художник Хитрюшкин. Он очень старался, хотел, чтобы его картина понравилась вам, ребята. Но у него что-то случилось с глазами, и мне кажется, на картине не всё получилось так, как это должно быть. (На рисунке небо зелёное, трава красная, слон меньше жука, а цветок растёт вверх корнем)
- Отчего же могло пострадать зрение у Хитрюшкина? (Ответы детей)
- Какие же правила нужно соблюдать, чтобы глаза оставались здоровыми?
- Рассмотрите рисунки в учебнике. Догадайтесь, какие советы даёт нам автор.
- А что бы вы посоветовали своим друзьям, чтобы сохранить хорошее зрение?
2) Работа в тетради на печатной основе (задание 23)
IV. Фронтальная работа
- Как человек воспринимает окружающий мир?
- Почему говорят «Дороже алмаза свои два глаза»?
- А ещё говорят: «Глаз – не очки, выбьешь – не купишь»
- Знаете ли вы, кто из птиц самый зоркий? (Дети высказывают предположения)
В дикой природе все органы стоят на службе выживания особи. И глаза в том числе. У тех животных, что опасаются пасть жертвой хищника, зрение часто бывает панорамным. Крайне трудно подкрасться незамеченным к птице козодою. Её выпуклые большие глаза имеют широкий разрез, который загибается к затылку. В результате, угол зрения достигает трехсот шестидесяти градусов!
Хищникам же больше подходит бинокулярное зрение, когда оба глаза смотрят на один предмет. Совсем как у человека.  Так легче рассчитать расстояние до добычи. На первый взгляд сова с ее огромными глазами, способными видеть и днем и ночью, должна стать лидером в состязании на зоркость. Ан нет! В ее зрительном аппарате есть изъян: глаза в орбитах неподвижны и чтобы получить нормальную стереоскопическую картинку птице приходится много вертеть головой.  Поэтому сова не может в охоте полностью полагаться на зрение и часто ориентируется на слух.
Зато другие пернатые – орлы – без колебаний доверяют своим глазам, даже находясь в трех километрах от потенциальной жертвы. И редко ошибаются. Интересно, что глаза орлов снабжены дополнительными вторыми веками. В отличие от первых они  прозрачные. Их задача – защищать чувствительный орган от напора ветра при пикировании на добычу, острых ветвей деревьев, ну и собственно самой добычи.
Но когда люди отбирали себе пернатых помощников в охоте, они отдавали предпочтение не орлам, а представителям семейства соколиных. В этом есть немалая заслуга зорких соколиных глаз. Самый знаменитый в мире сокол - сапсан или, как его еще называют, пилигрим - может заметить дичь с расстояния в 8 километров. И это – абсолютный рекорд зоркости в животном мире.
- Человек, конечно, не такой зоркий, как сокол. Да и в темноте видит хуже, чем сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь не даром говорится: «Глаза верят самим себе, а уши – другим людям» и «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
- Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы нашего тела. Каким же органом являются наши глаза? (Органом зрения)
- Посмотрите друг другу в глаза. Что заметили? (Глаза у людей разного цвета)
- Давайте рассмотрим строение глаза. Цветное колечко – это радужная оболочка. Именно от неё зависит цвет глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка – роговица. В центре – чёрная точка. Это зрачок.
- Проведём опыт: один закрывает глаза и считает до 10. Затем открывает глаза. А второй в это время смотрит, что происходит со зрачком. Затем поменяйтесь ролями.
Вывод: при ярком свете зрачок сужается, при слабом – расширяется.
- У наших глаз есть природная защита. Это брови и ресницы. От чего же они их защищают? (От пота, ветра, пыли)
- А зачем человеку слёзы? Замечали ли вы, что при попадании соринки в глаз слёзы сами начинают течь из глаза? Почему так происходит?
- К какому врачу надо идти, если есть проблемы с глазами, зрением?
- Что же делать, если окулист выпишет очки? А вдруг одноклассники будут смеяться?
- Послушайте стихотворение Н. Орловой «Про очки»
С плохим, ребята, зрением
Жить без очков – мучение!...Врач очки назначил Майе
И при этом ей сказал:
- Ты носи их, не снимая,
Чтоб не портились глаза.
Стала Майя говорить:
- Я не буду их носить,
Но когда очки надела,
Стало жалко их снимать,
Сквозь очки на свете белом
Можно много увидать…
Она по улице идет –
Всех знакомых узнает.
Видишь бабочку и птицу,
Воробьишку и синицу,
Видишь каждый лист и шишку,
Червяка и муравьишку,
И грибы искать легко,
Если видишь далеко…
В очках ходить не стыдно!
Все надо для того,
Чтоб лучше было видно.
Хоть вы не старички,
Но коль плохое зрение,
Носите без стеснения
Хорошие очки.
V. Итог урока. Рефлексия
- Что вы можете положить в нашу Банку Знаний? Почему эти знания важны для нас?
- Оцените свой вклад в работу класса на уроке.