Рабочая программа внеурочной деятельности Украинский язык. Традиции славянских народов






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Украинский язык. Традиции славянских народов»
базовый уровень
2 класс
Начальное общее образование
2016-2017 учебный год

Количество часов в год:
34
Количество часов в неделю:
1 час









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 33
Тип программы: типовая

Нормативные документы, определяющие содержание программы:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный стандарт, утвержденный приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».
Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2015/2016 учебный год

Общая характеристика курса
Обращение к языку, культуре украинского народа, сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и духовного воспитания детей. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
Цель данного курса изучение украинского языка как одного из государственных языков национальных меньшинств Крыма.
Программа данного курса тесно связана с учебными предметами художественно –эстетического цикла, реализует направления духовно-нравственной образовательной программы :
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с учителями художественно-эстетического цикла. Занятия, разрабатываемые по данной рабочей программе, учитывают здоровьесберегающие технологии и направления духовно-нравственного воспитания учащихся.
Цели и задачи курса
Цель программы - эстетическое и духовно- нравственное воспитание детей средствами культурного наследия украинского народа.
В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
дать детям представления об украинском языке, его фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
учить детей понимать, слушать, говорить на украинском языке, общаться со сверстниками на элементарном (разговорном ) уровне;
ознакомить с украинской национальной культурой, с традиционным народным календарем, обычаями, приметами;
формировать исполнительские навыки в области пения, движения;
усвоить украинские слова, понятия(одежды, обереги, еда, игры и т.д.) ;
познакомить с устным народным творчеством: сказки, легенды, скороговорки, загадки, считалки, поговорки, пословицы и др.;
изучить многообразие народных музыкально-шумовых инструментов;
изучение семейных традиций.
Развивающие:
развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные
способности у детей;
развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
развивать кругозор детей, представление об украинском языке как родственном русскому , развитие творческих способностей;
развивать познавательный интерес к народному творчеству;
развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах;
развивать внимание, память, восприятие, мышление, воображение.
Воспитательные:
воспитывать творческую, активную личность;
воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной украинской культуры;
воспитывать доброжелательность, дружелюбие, доброту, общительность, стремление помочь друг другу;
формировать аккуратность, трудолюбие, самостоятельность.
Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с учителями художественно-эстетического цикла.
Общая характеристика учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных речевых упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Модель занятия в 1 классе такова:
« Пальчиковая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Фольклор (15минут)
Данный этап занятия предусматривает изучение основного материала урока. Это знакомство со сказками, народными играми, песнями, танцами, традициями и обрядами. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Дети принимают участие в инсценировках, играх, обретают навыки работать в коллективе, а паре.
В это м разделе предусматриваются также задания творческого характера , которые необходимо выполнять в группе.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Возраст обучающихся – 6,7 лет (обучающиеся 2 класса).
Построение предметных картинок, штриховка,
изготовление поделок (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь. Изготовление поделок способствует развитию творческого мышления, приобщает детей к труду.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Возраст обучающихся – 9-10 лет (обучающиеся 4 класса).
Планируемые результаты освоения учебного курса
результатом освоения программы является осознание иностранного языка как возможность личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития.
Личностными результатами изучения курса «Язык и культура украинского народа»» во 2 классе являются:
осознание роли иностранного языка как средства общения со сверстниками, выражения своих мыслей, чувств, обмена опытом, сотрудничества;
социально-коммуникативная адаптация младшего школьника;
уважение и доброжелательное отношение к иноязычным культурам;
навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки полученных знаний.
Метапредметными результатами являются:
развитая когнитивная сфера младшего школьника (память, мышление, логика, воображение);
базовые универсальные компетенции (сравнение, действия по аналогии, образцу, наблюдение, выявление закономерностей);
использование различных источников информации (текстов для аудирования, чтения, схем, рисунков, таблиц) для решения коммуникативных и других учебных задач.
Предметными результатами являются:
первоначальные представления о системе украинского языка, особенностях иноязычной культуры, речевом этикете;
базовые коммуникативные умения ( чтении, говорении);
умение применять полученные знания и навыки (в объеме изученного) для воспроизводства и продуцирования речевого высказывания;
способность контролировать свои действия, проверять сказанное .
Содержание курса
Структурные части программы:
Знания о народе и его истории.
Духовная культура народа.
Устное народное творчество
Украинские сказки
Украинские песни (народные и современные)
Материальная культура и хозяйство украинцев.
Семейные традиции, обряды.
Украинский костюм
Народный календарь.
Народоведческий словарик
Учебно- тематическое планирование

Темы разделов
Кол-во часов
Теоретическая часть
Практическая часть

1
Український народ та його історія
Ми живемо в
Криму Знайомство
2
Засвоєння нових слів
Запам’ятовування слів, імен
Засвоєння назв кольорів
Веселка - гойдалка

2
Духовна культура українців
Дерево родуДідух
2
Засвоєння нових слів
Гра «Назви мене ласкаво»
Практична робота
«Голуб миру», «

3
Усна народна творчість
( народні ігри , пісні, обряди, прислів`я, приказки, загадки)
5
Засвоєння нових слів
Вивчення народних ігор («Подоляночка», «Перепілочка»), пісень, обрядів, прислів`їв приказок, загадок

4
Українські казки
5
Знайомство з казками, засвоєння нових слів - назв тварин, птахів
Слухання, розігрування казок: «Дідова і бабина дочка», «Рукавичка», «Солом`яний бичок»,
«Цап та баран», «Казка про котика і півника», «Півник та двоє мишенят», малювання героїв казок

5
Сучасна та народна пісенна творчість
4
Засвоєння правил ігор
Вивчення пісень «Грицю, Грицю до роботи»,

6
Український побут, господарство
2
Засвоєння нових слів, назв речей, посуду, меблів, свійських тварин
Вивчення назв речей, народних ремесел, тематичні ігри «Горщик», «Магазин», « З бабусиної скрині», «наш посуд», «Фарби», малювання посуду, свійських тварин

7
Родина традиції та обряди
2
Засвоєння нових слів, назв традицій та обрядів
Тематичне малювання, розігрування діалогів, «Дерево роду»

8
Український одяг
2
Засвоєння нових слів,назв речей, чоловічого та жіночого одягу, взуття, квітів
Тематичне малювання національного костюму, українського віночка, гра «Вдягни ляльку»

9
Народний календар
9
Засвоєння нових слів, назв свят, українських традицій
Малювання , вивчення віршів.
«Я малюю осінь.»
Сніжинки - Витинанки
Тематичні кросворди

10
Народознавчий словничок
1





34



Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п
Срок выполнения
Название темы
урока

Основные виды учебной деятельности учащихся
Практическая деятельность
Оборудование


план
факт





1
2
3
4
5
6
7





1


Український народ та його історія
Ми живемо в Криму
Робота за
підручником
Засвоєння нових слів, назв кольорів
Запам’ятовування слів, імен
Розвиваючі ігри «Клубок», Веселка -гойдалка
Підручник
М’яч, клубок ниток

2


Український народ та його історія
Знайомство
Засвоєння нових слів
Розвиваючі ігри
Малювання по колу Гра «Комплімент»
Підручник
Предметні малюнки

3


Духовна культура українців
Дерево роду
Засвоєння нових слів
Складання прислів’їв про родину, дружбу
Гра «Назви мене ласкаво»
Практична робота «Голуб миру»
Підручник
Посібники, картки

4


Духовна культура українців
Дідух
Засвоєння назв стародавніх речей , слів за темою
Знайомство з осінніми обрядами, малювання Дідуха
Підручник
Навчальні посібники
Наочний матеріал

5


Усна народна творчість
народні ігри «Перепілочка»,
«Подоляночка»

Розучування правил гри,запам`ятовування нових слів
Ігри, повторення слів з попередньої теми
Маски, олівці, предметні малюнки

6


Усна народна творчість
Народні пісні
Вивчення народної пісні «Грицю,Грицю , до роботи»
Спів пісень, прослуховування записів, малювання за уявою
Олівці, папір

7


Усна народна творчість
Обряди та свята осені, прикмети осені
Осінні прикмети
Засвоєння назв осінніх місяців

Вивчення та знайомство з прикметами осені
Підручник ,
вірші про осінь, загадки

8


Усна народна творчість
прислів`я, приказки, загадки про працю
Засвоєння назв овочів, фруктів
Мовні ігри
Творча робота; малювання фруктів
Підручник, олівці, папір, книжкова виставка

9


Усна народна творчість
прислів`я, приказки, загадки
Про дружбу , родину
Засвоєння нових слів, вивчення розуміння загадок, їх складання
Загадки-розмальовки
Складання загадок

Підручник, олівці, папір, книжкова виставка

10


Народний календар
Ярмарок
Засвоєння назв овочів , фруктів
Гра «Магазин»
Складання діалогів
Практична робота «Хрещатий малюнок»
Підручник, олівці, папір, книжкова виставка

11


Українські казки
«Дідова і бабина дочка», «Рукавичка»
складання міні - діалогів, повторення назв овочів, фруктів
Практична робота
«Я малюю казку», розігрування діалогів
Підручник, олівці, папір, книжкова виставка

12


Українські казки
«Солом`яний бичок»,
«Цап та баран»,
Засвоєння назв диких тварин
Ігри зі словами - «Ланцюжок»
Малювання за уявою
Підручник, олівці, папір, книжкова виставка

13


Українські казки
«Казка про котика і півника»

Засвоєння назв свійських тварин
Загадки, малювання
Підручник, олівці, папір, книжкова виставка

14


Українські казки
«Півник та двоє мишенят»
Слухання , переказ, інсценування казки,
Творча діяльність
Загадки про тварин, прислів`я про працю
підручник, ляльки,
зошити, олівці

15


Українські казки
«Кривенька качечка»
Слухання, засвоєння назв птахів
Малювання
«Диво-птах»
Підручник, ляльки, альбоми, олівці

16


Народний календар
Зимові прикмети, загадки
слухання розповіді, практичні діяльність
Паперова майстерня
Сніжинки - витинанки
підручники, зошити, папір, олівці

17


Сучасна та народна пісенна творчість
«Грицю, Грицю , до роботи»
виразне читання віршів,, розповідь за малюнками
Творча діяльність
Малювання зими
Підручник
Виставка книжок
Загадки, прислів`я

18


Народний календар
Зимові прикмети , загадки
слухання розповіді, практичні діяльність
Мовні ігри
Гра «Одягни ляльку»
картки зі словами,
папір , олівці

19


Сучасна та народна пісенна творчість

слухання розповіді, практичні діяльність
Завдання розмальовки
Підручник, книжкова виставка

20


Народний календар
Різдво
слухання розповіді про свято Різдва практичні діяльність
Зимовий кросворд
Вивчення колядки, ігри зі словами «Додай слівце»
Наочний матеріал з народознавства, виготовлення паперової ялинки

21


Народний календар
Різдво у моєму домі
слухання розповіді, засвоєння назв різдвяних страв
Проект Ялинка (продовження)
Виготовлення вітальної листівки
Підручник, картини про зиму, вірші

22


Сучасна та народна пісенна творчість
Пісні Наталії Май «Дощик»
слухання пісні, практичні діяльність
Дидактичні ігри зі словами, вивчення слів
Слова пісні, олівці, папі

23


Український побут, господарство
засвоєння термінів, слухання розповіді про народні ремесла
Дидактичні ігри зі словами
Підручник, олівці, папір, книжкова виставка

24


Український побут, господарство
засвоєння термінів, слухання розповіді про народні ремесла
відгадування загадок, вивчення лічилки
Підручник, олівці, папір, книжкова виставка

25


Родина традиції та обряди
Батьківські поради
складання розповіді за малюнками
Дидактичні ігри зі словами, вивчення слів
Підручник, олівці, папір, малювання українськоі хати

26


Сучасна та народна пісенна творчість
Пісні Наталії Май «Василечки»
Засвоєння слів пісні
Дидактичні ігри зі словами, вивчення слів
Слова пісні олівці, папір,

27


Народний календар
Весна, весняні прикмети , місяці
Засвоєнні слів за темою
Загадки про явища природи, слухання віршів про весну
Підручник, олівці, папір

28


Народний календар
Великдень , Писанки
Слухання розповіді, віршів про весняні свята
Малювання (розпис писанки)
Підручник, олівці, папір,

29


Родина традиції та обряди
Обереги, обійстя

Слухання розповіді про символи обереги, складання прислів`їв до теми
Малювання за розповіддю, (розписування криниці)
олівці, папір, книжкова виставка

30


Український одяг
Жіночий та чоловічий одяг українців
Засвоєння назв одягу, слухання розповіді про народні ремеслі
Розмалюй ляльку
Гра «Бабусина скриня», «Хрещатий малюнок»
Підручник, олівці, папір, книжкова виставка

31


Український одяг
Віночок, квіти
засвоєння назв квітів, слухання легенд про квіти
Квітковий кросворд
Підручник, олівці, папір, книжкова виставка

32


Народний календар
Літо - прикмети, прислів`я
складання розповіді за малюнками, засвоєння назв тварин, птахів
Практична робота
«Диво-птах»
Підручник, олівці, фарби, тематичні малюнки

33


Народний календар
Літо
Літні свята
відповіді на запитання
Складання тематичного словника
Підручник, олівці, папір, книжкова виставка

34


Народознавчий словничок Підсумковий
урок-гра






Учащиеся должны знать:
- национальные символы Украины;
- несколько народних и авторских песен;
- несколько народных, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок;
- понимать, что такое семейные связи;
-знать времена года и народные традиции, связанные с ними;
- знать несколько колядок, щедривок, веснянок;
-знать названия дней недели, и традиции, связанные с воскресеньем;
-- рассказывать об традициях, связанных с хлебом;
-знать народные обереги и их значение;
- знать названия народных инструментов.
Прогнозируемые результаты
- знание основ традиционной украинской культуры;
- умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях
- повышение социальной активности.
В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения.
К концу обучения обучающиеся должны:
- ориентироваться в традициях народной культуры и, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный календарь:
- научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
- приобрести комплекс специальных знаний и навыков: в музыкальном фольклоре, приёмах народного вокала, в вокально-постановочной работе; народном танце, передавать свои знания другим людям.
Способы определения результативности ожидаемого совпадают с основными формами отчета, которые могут быть разнообразными:
урок в присутствии родителей, педагогов, администрации;
музыкально-творческие уроки.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Учебно- методическое и материально – техническое обеспечение
1 Литература
1.Воропай О. Дерево життя : «Успіх і кар’єра», Київ. : 2009
2. Гавриш Н.В.Укрїнська мова; Усний курс ;підручник для 1 кл. загальноосвіт. навч. закл. з навчанням рос. Мовою/Н.В, Гавриш, Т.С., Маркотенко . -К.;Г
3..Іватьо М.Р., Коструба С.С,, Коструба Т.М. Перлина: Навчальний посібник з народознавства для 2(1) кл..- К.:. Навчальна книга, 2001
4.Кобзар О.Г. Українська мова . 1 клас; Розробки уроків. - Харків; Веста ; Видавництво «Ранок», 2009.
5.Король О.В. Методика викладання українського народознавства в школі : Навчально - методичний посібник. -К.: 2010.
6.Літала сорока по зеленім гаю: Дит. та молодіж. Укр.. нар. Ігри: Для серед. та ст. . шк.. віку/ Упоряд. та авт.. приміт. Г.В, Довженок. - К.: Молодь, 2005.
2.Дидактический материал, наглядность (рисунки, фото, картинки, карточки со словами и др.)
- игровые средства. аудио- и видеозаписи с песнями, стихами и диалогами
Электронные ресурсы
http://www.fun4child.ru/



























13PAGE 15


13PAGE 141215




15