Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным прибывание От значка ГТО к Олимпийской медали


МОУ – Управление образованием Тавдинского городского округа
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско – юношеская спортивная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ДО ДЮСШ
_____________/Н.Т. Николаева
«___»_______________2016 год
Программа
Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
«От значка ГТО - к Олимпийской медали»
Возраст воспитанников: 6,5-17 лет
Продолжительность реализации
программы: 18 дней
Место реализации:
Свердловская область, г. Тавда
На базе МКОУ ДО ДЮСШ
2016 годСодержание
Паспорт программа
Пояснительная записка
Цель программы
Задачи программы
Предполагаемые результаты и диагностика
Основное содержание программы
Формы и методы реализации цели и задач
Механиз реализации программы
Учебно–тематический план образовательного блока
Ресурсное обеспечение
Возможные риски
Паспорт программы
Полное название программы Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием МКОУ ДО ДЮСШ «Через значок ГТО к Олимпийской медали!»
Авторы - составители программы Королик Елена Александровна
Руководитель программы Минасуева Валентина Павловна
Название организации представившей программу Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа
Адрес организации Свердловская область, город Тавда, улица Ломоносова 6
Телефон (34-360) 3-33-72
Форма проведения Работа лагеря с дневным пребыванием детей
Сроки реализации программы май-июнь 2014 года
Место реализации программы Свердловская обл., г. Тавда, ул. Ломоносова 6, ул. 9 Января 23а
Цель программы Создание условий для полноценного отдыха обучающихся ДЮСШ и оздоровления детей в летний период, развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самопознания и самообразования, воспитание трудолюбия и привлечение ребят к выполнению общественно-полезного труда.
Основные задачи программы 1.Организация досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности детей и подростков.
2.Обеспечение комфортных, безопасных и экологически здоровых условий отдыха и развития детей.
3.Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, воспитание культуры общения, поддержка социализации учащихся ДЮСШ.
4.Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся, воспитание в них патриотизма, нравственно-этических качеств.
Ожидаемые результаты Организация полноценного отдыха детей.
Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков.
Расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.
Личностный рост участников программы.
Улучшение социально-психологического климата в школе.
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, к своему здоровью.
Система организации контроля исполнения программы Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря и администрацией школы
1. Пояснительная записка.
Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым. Здоровое поколение - это здоровая страна, что складывается от здорового состояния каждого.
Актуальность программы заключается в том, что началось возрождение и развитие забытых традиций физической культуры и массового спорта в организациях и образовательных учреждениях.  По инициативе президента   Владимира Владимировича Путина возродить нормы ГТО («Готов к труду и обороне») в России, с такой идеей российский президент выступил 13 марта 2013 года.
В настоящее время педагоги  вынуждены искать новые формы работы по формированию у учащихся   индивидуального и коллективного опыта здорового образа жизни, повышения эффективности профилактической работы по предупреждению детской преступности, безнадзорности и правонарушений. Программа «От значка ГТО к олимпийской медали!» - один из способов использования педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека, воспитания понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
  2016 год проведения Летних Олимпийских игр в Рио- де – Жанейро, сложные проблемы воспитания также могут успешно решаться через формирование у учащихся чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Специфика деятельности МКОУ ДО ДЮСШ предполагает непрерывность тренировочного процесса, который проявляется в трех основных направлениях:
учебно-тренировочный процесс должен носить многолетний и круглогодичный характер;
воздействие каждого последующего занятия в процессе тренировки должно наслаиваться на следы от воздействия предыдущего, с тем, чтобы закрепились и совершенствовались положительные изменения в организме юного спортсмена, возникающие под влиянием предыдущих занятий;
отдых должен быть достаточным для восстановления и роста работоспособности.
Самым главным положением в тренировочном процессе является второй пункт, который требует от юных спортсменов и тренеров- преподавателей сохранить приобретенные навыки и умения и довести их до определенной степени совершенства в летний период и создать предпосылки для целесообразного использования в новом учебном году.
Все спортивно- оздоровительные мероприятия снимают у детей напряжение, вызванное учебной деятельностью, и способствуют повышению двигательной активности, а занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Новизна программы: спорт - это сжатая модель жизни. В нем, благодаря экстремальности условий, можно обнаружить все богатство проявлений человеческой натуры. Он, более чем другие виды деятельности, формирует разносторонние адаптационные возможности человека, связан со вскрытием человеческих резервов, выявлением максимальных возможностей человека.
По мере повышения уровня спортивных достижений все более отчетливо возрастают требования к умственной деятельности спортсмена, неотъемлемым компонентом которой является креативные способности. Тем самым можно утверждать, что в ДЮСШ кроме основной спортивной подготовки необходимо развивать креативность учащихся. Дети, занимающиеся в ДЮСШ, целенаправленно ориентированы на долгий и трудный путь к высоким спортивным достижениям. Поэтому такой сложный физический и психологический процесс занимает большую часть свободного времени учащегося от общеобразовательной школы, не оставляя ребенку времени на посещение других учреждений дополнительного образования, с целью развития разносторонних качеств личности; что является одним из аспектов креативности. Это вторая причина необходимости развития креативности учащихся ДЮСШ.
Чтобы воспитать креативную личность в рамках ДЮСШ, необходимо грамотно ввести занятия по развитию креативности учащихся в учебный график, не нарушая учебно-тренировочного процесса. Таким образом, введение в период летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, плана различных методик по развитию креативности детей будет способствовать развитию важного качества – креативности, что приведет к более высоким результатам в спортивной деятельности ребенка.
Спортивная направленность смены определяется:
особенностью образовательного учреждения (спортивная школа),
интересами учащихся школы, выявленными с помощью таких методов как устный опрос, письменное тестирование.
По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение одной лагерной смены (21 дня).
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 6.5–17 лет, занимающиеся в МКОУ ДО ДЮСШ».
Лагерь с дневным пребыванием при ДЮСШ функционирует в местах дислокации школы (ул. Ломоносова, 1,6; ул. 9 Января, 23а), а также ее филиалов – МАОУ СОШ №9.
Программа деятельности лагеря рассчитана на использование бюджетных средств, финансовых возможностей родителей, спонсоров и материальной базы ДЮСШ.
2. Цели и задачи программы.
Цель:
Реализация принципа круглогодичности учебно-тренировочного процесса, укрепление здоровья воспитанников школы, развитие физических качеств, формирование здорового образа жизни, привитие общечеловеческих духовных ценностей, организация досуга детей и подростков, создание оптимальных условий для формирования гражданственности и патриотизма, развитие креативности.
Задачи:
разработать план и систему спортивных тренировок;
организовать и провести учебно-тренировочные занятия для учащихся в период летних каникул;
организовать систему оздоровительных мероприятий;
пропагандировать здоровый образ жизни;
пропагандировать принципы честной игры;
формировать у детей навыки общения и толерантности;
создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
При организации и проведение мероприятий коллектив спортивно- оздоровительного лагеря использует личностно-ориентированный подход, который обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей. Тренеры -преподаватели будут работать над развитием и совершенствованием таких качеств как:
- правильное отношение к своему здоровью;
- стремление получать информацию по здоровому образу жизни;
- формирование, развитие и закрепление положительных эмоций.

3. Предполагаемые результаты и диагностика
1. Популяризация среди детей и подростков здорового образа жизни, укрепления здоровья.
2. Повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов.
3. Повышение готовности детей к выполнению социальных функций в обществе.
4. Улучшение отношений в среде подростков, устранение негативных проявлений, профилактика вредных привычек.
5. Создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
6. Укрепление и сохранение здоровья.
7. Развитие креативности.
8. Раскрытие творческого потенциала и развитие разносторонних способностей детей и молодёжи детско- юношеской спортивной школы.
Мониторинг физического состояния
Основными задачами мониторинга здоровья является контроль за состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача. В начале и конце смены дети проходят медицинский осмотр. Все это позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития, и функциональной подготовленности. Текущие обследования – контролирует переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок для своевременного принятия необходимые лечебно-профилактические меры.
Мониторинг физической подготовленности
Цель – выявить динамику развития основных физических качеств учащихся. Задачи тестирования сводятся к следующему:
- научить самих учащихся определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;
- стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);
- знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определённое время;
- стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, за запланированное повышение личных результатов.
Индикатор настроения
«Доска почёта» - по результатам настроения, на доску почёта крепятся значки ГТО (золотой, серебряный, бронзовый). По результатам мероприятий лагеря, крепятся медали (золотая, серебряная, бронзовая).
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4.1 Формы и методы реализации цели и задач
Формирование отрядов осуществляется из числа занимающихся МКОУ ДО ДЮСШ, деление происходит по отделениям.
В течение всей смены деятельность воспитанников сопровождают тренера – преподаватели группы, по видам спорта, в связи с необходимостью непрерывного учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
У каждого отряда есть комната, которую они облагораживают, создают отрядный уголок, составляется график дежурства, вывешивают план мероприятий на смену, доска почёта, техника безасности, режим дня.Отряды выбирают капитана, название, девиз, форму.
В первой половине дня проводятся учебно - тренировочные занятия по отделениям, во второй половине дня в соответствии с заданной тематикой программы будут проводиться массовые творческие и досугово-развлекательные мероприятия, конкурсы, соревнования, спортивные и подвижные игры, викторины.
4.2. Механизм реализации программы
Содержание воспитания в смене – спортивное, с акцентом на развитие личностных качеств:
Целеустремлённость.
Настойчивость.
Коллективизм.
Креативность.
Деятельность, предлагаемая детям в смене, помогает устранить имеющиеся в учебно-тренировочном процессе отставания у учащихся от требований физической и технической подготовленности. Такая деятельность занимающихся реализуется в активных формах, в разнообразных самостоятельных видах занятий и строится в четырёх направлениях:
Направление Задачи Способы реализации
Спортивное Повышение уровня физической, технической подготовленности учащихся.
Формирование потребности в систематических занятиях.
Реализация потребности в спортивной деятельности - учебно-тренировочные занятия,
- соревнования,
-спортивные,
подвижные,
народные игры;
- тренажерный
зал
Оздоровительное Укрепление и сохранение здоровья.
Учить формам самоконтроля.
Формирование необходимых качеств для осуществления учебного процесса (психическая уравновешенность, самостоятельность).
Профилактика вредных привычек. - беседы,
- закаливание,
- физические упражнения,
- тренировочные занятия,
- консультации
Досуговое Раскрытие и реализация творческих способностей у детей.
Создание условий для социальной адаптации и самоопределения.
Развитие творческих, организаторских способностей.
Развитие навыков работы в группе, команде.
Организация досуга школьников в дни летних каникул.
Учить выстраивать связи с другими участниками образовательного процесса.
Обучать правилам честной игры. - игры,
- консультации,
- судейская практика,
- беседы,
- досуговые мероприятия,
- анкеты,
- тесты,
- деловые игры,
- командные игры.
Патриотическое Воспитывать
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; - игры,
- беседы,
- досуговые мероприятия,
- деловые игры,
- командные игры.
Формы организации:
Учебно-тренировочные занятия
Спортивные игры
Подвижные игры
Народные игры
Экскурсии
Беседы
Турниры
Интеллектуальные игры
Игры на развитие креативности
Викторины
Занятия в тренажерном зале
Используемые педагогические технологии:
Образовательные
Игровые
ЗдоровьесберегающиеСпортивно-оздоровительные
Соревновательные
Современный спорт как общественное явление многогранно. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд. 
Для развития креативности детей необходимо соблюдать некоторые правила:
Учить детей действовать самостоятельно, независимо, не давать прямых инструкций;
Не сдерживать инициативы детей;
Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
Не спешить с вынесением оценочных суждений;
В программе шесть взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов, которые ниже характеризуются через основные педагогические задачи и приёмы для их разрешения.
Первый шаг: диагностика способностей детей, помощь им в осознании их уникальности.
Второй шаг: предоставление информационного пространства, обеспечение добровольного выбора деятельности и самоопределения ребёнка в предложенных видах деятельности.
Третий шаг: научить ребёнка ставить цели, определять способы их достижения:
Четвёртый шаг: развивать способность к познанию, пользоваться полученным опытом в различных областях.
Пятый шаг: актуализировать ценность собственного развития, научить строить перспективы собственной жизни.
Шестой шаг: способствовать тому, чтобы подросток осознавал себя лидером, определение сильнейшего по видам состязаний.
Показатели успешности программы
- Количество подростков, принявших активное участие в программе.
- Количество предложений, поступивших от детей по проведению лагеря в следующем году.
- Положительные отзывы участников программы и их родителей.
- Создание летописи ЛОЛ.
- Коллективные творческие дела.
Программа построена на принципах:
Гуманизма, предполагающего отношение к каждому ребенку как самоценности.
Духовности проявляющей в формировании у учащихся гуманистических духовных ориентаций, потребности к освоению и производству ценностей физической культуры, соблюдение нравственных норм.
Демократизма, означающего воспитание учащихся, способных эффективно работать и жить в условиях демократической системы отношений, основанной на взаимодействии и сотрудничестве.
Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных способностей и особенностей.
Вариативности, включающей многообразие форм работы,
отдыха, занятий физическими упражнениями, спортом.
Конкурентно-способности, предполагающей формирование личности, адаптированной к динамично-социальной мобильной смене видов деятельности, способной находить эффективные решения.
Толерантности – терпимости к мнению других детей.
Этапы реализации программы.
Организация смены настоящей Программы предполагает три этапа:
1. Подготовительный этап
Подбор учебных, методических и прочих сопутствующих материалов.
Разработка программы. Обсуждение на педсовете, родительском собрании.
Согласование, утверждение программы.
Ознакомление педагогического коллектива с нормативно-правовыми документами и должностными обязанностями.
Проведение семинара-учебы по вопросам организации и проведения лагеря дневного пребывания при школе.
Составление плана работы на летний период.
Прием заявлений от родителей.
Комплектование отрядов с учетом возраста.
Составление графика и плана кружков, экскурсий и мероприятий.
Укрепление материально-технической базы.
2. Организационный этап
знакомство;
выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
сплочение отрядов;
формирование законов и условий совместной работы;
организация спортивно-тренировочного процесса.
Задача организационного периода — познакомить и сплотить детей. Ребятам нужно усвоить нормы поведения и правила проживания в лагере. Ключевое слово этого периода — организация. Длительность данного этапа – 3 дня.
3. Основной этап
Данный этап включает реализацию основных положений программы.
На этом этапе главная задача педагога:
повышение качества и эффективности работы ДЮСШ;
дальнейшее повышение спортивного мастерства;
поддерживать интерес и способствовать успешной реализация детей в различных видах деятельности: спортивной, интеллектуальной, творческой.
Очень важно уделить должное внимание планированию. Каждый день должен быть интересным и отличаться от предыдущего. Дети должны с интересом и нетерпением ожидать нового дня.
Так как лагерь имеет спортивную направленность, то большинство мероприятий носят спортивный характер. Чтобы детям не было скучно, в течение смены варьируются виды деятельности: дети не только занимаются на учебно-тренировочных занятиях по своему виду спорта, но и играют в футбол и другие спортивные и подвижные игры, катаются на велосипедах, выезжают на соревнования в разные города.
Так же в лагере проводятся нравственно-познавательные мероприятия:
Беседы с инспектором ГИБДД
Беседы с инспектором по пожарной безопасности
Беседы с врачом
Экскурсия в пожарную часть
Экскурсия в музей П. Морозова
4. Заключительный этап
- Анализ качественных изменений за период лагерной смены.
- Анализ реализации программ.
- Отслеживание результатов программы.
5. Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.
Учебно–тематический план образовательного блока
№п\пНазвание разделов, тем Количество часов Содержание
Всего Теория Практика 1 Как рождался Всемирный праздник 3 1 2 Театрализованное открытие смены.
«Парад Цветущей молодёжи»
2 Олимпийское движение: принципы, традиции, правила. Фэйр Плэй5 1 4 Фото конкурс «Глазами ребёнка»
Фото выставка3 Как стать чемпионом для себя 31 1 30 Спортивные мероприятия: 1.Спортивная ходьба
2.Русская Лапта
3.Пионербол
4.Летний биатлон
5.Футбол
6.День спринтера
7. День стайера
8. Шахматный турнир
9. Настольный теннис
4 «Допинг – скажи нет»
«Умей отказаться» 6 1
1 2
2 1.Игра «Карусель»
1.1. Конкурс рисунка «Честный спорт»
3.Упражнения
3.1. «Заветные желания»
3.2. « Мои жизненные планы»
3.3. «Спорные утверждения»
3.4. «Агрессивное поведение»
3.5. «Толкалки»
3.6. «Датский Бокс»
3.7. «Ворвись в круг»
5 Креативность - что это 7 1 6 Игры на развитие креативности
6 В гостях у сказки 2 2 Квест «Сказка о потерянном значке ГТО»
7 История Развития кино 3 1 1
1 1.Кинопати
2.Викторины «Такое разное кино»
8 12 июня - День России 1 2 «Россия - Родина моя»
9 22 июня – День памяти и скорби 1 Военно – патриотическая игра «Зарница»
10 История ГТО 5 1 4 «От значка ГТО – к Олимпийской медали»
11 Спорт, каким он нужен миру 4 1 3 «Закрытие смены»
12 18 18 Учебно – тренировочные занятия
13 «В гостях у Светофорыча» 1 2 1.Викторина по ПДД
2. Эстафета
14 «Леший просит о помощи» 1 2 1.Противопожарная эстафета
Всего: 89 13 73 Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы возможна с помощью обеспечения:
Педагогическими кадрами
1. Начальник лагеря - Контролирует исполнение должностных обязанностей персоналом; Контролирует выполнение распорядка дня; Осуществляет общее руководство деятельности смены; Несёт ответственность за проведение плановых мероприятий; Составляет расписание ежедневных занятий; Несёт ответственность за качество и эффективность проводимых Учебно-воспитательных занятий; Осуществляет работу по материально – техническому и организационно – административному обеспечению краевой профильной смены; Контролирует выполнение санитарных норм и сохранность имущества; Обеспечивает безопасность деятельности смены и её охрану;
2. Воспитатели - Организует жизнь отряда согласно правилам и распорядку дня смены; Несёт ответственность за здоровье и безопасность участников смены, сохранность имущества закреплённого за ним.
Медицинским персоналом
1. Врачи - Осуществляет постоянный контроль здоровья участников краевой профильной смены, качеством питания, санитарным состоянием помещений и территории.

Методическое обеспечение.
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок и линеек.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Интернет – ресурсы.
Информационное обеспечение
Информационные плакаты;
Дизайн программы с логотипом смены «Через значок ГТО - к Олимпийской медали» (Беджы, дипломы,)Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Организация различных видов стимулирования.
Наличие условий для выполнения программы
(краткое описание материально-технической базы):
Спортивный зал -2;
столовая (по договору);
спортивный инвентарь;
методическая литература;
беговая дорожка ДЮСШ;
открытая игровая площадка;
футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадка, спортивный зал для мини – футбола, рукоход, турники, теннисный стол;
мячи (волейбольные, футбольные, баскетбольные, теннисные) сетки, теннисные ракетки, скакалки, обручи, бадминтон и др.ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
Период Факторы риска Форма работы
Адаптационный - Неуверенность в себе;
- Низкое проявление интереса;
- Неприятие коллективом. - Изучение интересов;
- Индивидуальный подход;
- Создание формулы увлекательного отдыха.
Основной - Проблема межличностных отношений;
- Непонимание;
- Агрессия;
- Спад интереса. - Создать благоприятный психологический климат;
- Создать и поддерживать положительный эмоциональный настрой;
Заключительный - Низкая самооценка полученного ребёнком опыта;
- момент расставания;
- обида - Индивидуальная помощь при одолении кризиса расставания;
- После сменные встречи;
7. Ожидаемый результат.
1. Популяризация среди детей и подростков здорового образа жизни, укрепления здоровья.
2. Повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов.
3. Повышение готовности детей к выполнению социальных функций в обществе.
4. Улучшение отношений в среде подростков, устранение негативных проявлений, профилактика вредных привычек.
5. Создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
6. Укрепление и сохранение здоровья.