Программа Подготовка обучающихся 9 класса к ОГЭ по литературе


Программа
подготовки обучающихся 9 классов
к ОГЭ по литературе
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
В связи с тем, что обучающимся 9 классов в конце учебного года предстоит пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме ОГЭ, актуальным становится вопрос создания условий для успешной подготовки, организации и проведения итоговой аттестации выпускников.
Необходимо выделить следующие составляющие готовности обучающихся к сдаче экзаменов в форме ОГЭ:
•​ информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков);
•​ предметная готовность (качество подготовки по определенному предмету, умение выполнять задания КИМ);
•​ психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Цель:
Обеспечение единых подходов к организации подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации, направленных на получение качественного образования обучающихся.
Основные задачи для обеспечения качества подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации:
•​ Изучить нормативно-правовые, распорядительные документы и подготовить
локальные акты, регулирующие подготовку и проведение государственной (итоговой) аттестации; создать банк нормативно-правовых документов по проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ.
•​ Организовать работу по подготовке и проведению государственной (итоговой)
аттестации в строгом соответствии с федеральными и региональными, нормативно-правовыми и инструктивными документами.
•​ Организовать разъяснительную работу с выпускниками,
родителями об особенностях государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
•​ Организовать психолого-педагогическое сопровождение проведения
государственной (итоговой) аттестации для обучающихся в форме консультаций, специально организованных занятий, тренингов по обучению работе с КИМ и заполнению экзаменационных бланков.
•​ Организовать во внеурочное время индивидуально-групповую работу с
обучающимися по подготовке к государственной (итоговой) аттестации по предметам по выбору, в том числе с обучающимися группы «Риск» по индивидуальными образовательным маршрутам.• Осуществлять мониторинг деятельности по обеспечению качества результатов
государственной (итоговой) аттестации на основе внутреннего и внешнего аудита.
•​ Организовать во внеурочное время индивидуальную работу с претендентами на
награждение медалями по итогам окончания средней школы и осуществлять мониторинг деятельности по обеспечению качества результатов государственной (итоговой) аттестации.
Направления деятельности:
•​ Нормативно – правовое, инструктивное обеспечение.
•​ Организационное обеспечение.
•​ Обеспечение качества результатов, мониторинга государственной (итоговой)
аттестации.
•​ Психолого-педагогическое обеспечение.
•​ Информационно-аналитическое обеспечение.
Составленная программа подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации затрагивает интересы обучающихся классов, их родителей, педагогического коллектива школы. Исполнителями являются заместитель директора по учебной работе, преподаватели, классные руководители, педагог-психолог. Они обеспечивают реализацию запланированных мероприятий.
Программа обеспечивает перечень мероприятий по подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ и включает в себя:
-​ организационные вопросы;
-​ работу с педагогическим коллективом;
-​ работу с обучающимися;
-​ работу с родителями (в т. ч. посредством электронной почты).
Все направления программы подготовки к ОГЭ взаимосвязаны, работа по ним осуществляется в несколько этапов:
1-й этап – организационный (сентябрь);
2-й этап – информационный (октябрь-январь);
3-й этап – практический (октябрь-май);
4-й этап – психологическая подготовка к ОГЭ (ноябрь-май);
5-й этап – аналитический (июнь-сентябрь).
Этапы реализации программы:
Организационный этап
Организация подготовки к проведению государственной (итоговой) аттестации начинать с анализа результатов за предыдущий учебный год.
На заседаниях школьных методических объединений в сентябре рассматриваются следующие вопросы:
1.​ Включение в планы работы предметных ШМО вопросов, касающихся подготовки к ОГЭ.
2.​ Утверждение планов по подготовке обучающихся к ОГЭ по литературе.
Информационный этап
В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ администрация школы и педагогический коллектив руководствуются нормативно-распорядительными документами федерального, муниципального уровней. Данные документы систематизируются и оформляются в папки по мере поступления документов. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.
Содержание информационной работы с педагогами:
• на административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведению ОГЭ;
•​ на заседаниях ШМО анализируются инструктивно-методические письма по итогам ОГЭ прошлого года и учитываются рекомендации по подготовке в текущем году;
•​ проводится педагогический совет по вопросам подготовки к ОГЭ;
•​ учителя направляются на семинары, курсы по подготовке к ОГЭ.
Содержание информационной работы с родителями обучающихся:
При организации работы с родителями обучающихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ОГЭ. С этой целью организуются родительские собрания, оформляются стенды по подготовке к ОГЭ. Разрабатываются памятки для родителей и выпускников, включающие следующие разделы:
•​ Общие положения проведения ОГЭ.
•​ Формы проведения ОГЭ.
•​ Сроки и общие правила проведения ОГЭ.
•​ Порядок подачи апелляции.
•​ Оценка результатов ОГЭ.
Содержание информационной работы с обучающимися:
1. Инструктажи учащихся:
•​ правила поведения на экзамене;
•​ правила заполнения бланков;
•​ правила работы с КИМ.
2.​ Обеспечение свободного доступа к ресурсам сети Интернет.
3.​ Оформление информационного стенда для обучающихся.
4.​ Оформление папок с материалами по ОГЭ (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМ).
Практический этап
Данный этап включает в себя работу преподавателей по подготовке обучающихся к ОГЭ:
•​ знакомство обучающихся с процедурой проведения ОГЭ;
•​ знакомство обучающихся со структурой и содержанием КИМ;
•​ знакомство обучающихся с кодификатором элементов и требований к уровню
подготовки обучающихся по предметам;
•​ работа с КИМ;
•​ индивидуализация процесса обучения (разноуровневое обучение);
•​ обучение заполнению бланков;
•​ проведение пробных, тренировочных, диагностических работ в форме ОГЭ;
•​ развитие навыков самоанализа и самоконтроля.
Организация индивидуально-группового, диагностика уровня знаний и степени усвоения программного материала по литературе обучающимися 9 классов проводится с помощью входного контроля и мониторинга административных тренировочных и диагностических работ.
Организуется система обобщающего повторения по всем темам с целью обеспечения достижения следующих целей:
•​ повышение уровня успеваемости и качества знаний;
•​ установление уровня знаний по основным темам, изученным на данный момент
времени для последующей корректировки КТП преподавателя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях обучающихся.
Для организации индивидуально-группового, разноуровневого обучения и обобщающего повторения преподаватели распределяют обучающихся по группам. Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы, преподаватели планируют свою работу по подготовке к ОГЭ как в урочное, так и во внеурочное время.
На персональном административном контроле стоят вопросы качества обученности обучающихся, претендующих на награждение медалями, потенциальными стобалльниками и посещаемость индивидуально-групповых занятий обучающимися группы «Риск».
После проведения входного контроля, мониторинга знаний, пробных экзаменов по предметам преподаватели заполняют диагностические карты подготовки к ОГЭ. На основе анализа диагностических карт преподаватель вырабатывает стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, преподаватели дают слабоуспевающему посильные индивидуальные задания. Самостоятельная работа обучающего характера для разных групп проводится на различных этапах урока: пока группа сильных учащихся выполняет задания повышенного уровня, с остальными разбираются задания базового уровня; во второй части урока слабоуспевающие учащиеся работают самостоятельно, в то время как с сильными рассматриваются и анализируются выполненные задания.Работая с учениками «группы риска», необходимо помнить, что им свойственно быстрое забывание невостребованных знаний и умений, и следовательно для них необходимо готовить задания по принципу накопления умений: если обучающийся начал правильно выполнять задание по определенным темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания из другой, еще не усвоенной темы. Таким образом, учитель отрабатывает с учениками в течение месяца от 2 до 4 заданий.
Анализируя результаты проверочных работ, тренировочных, диагностических работ, преподаватель планирует деятельность на следующий период. К февралю, проанализировав диагностические карты слабоуспевающих обучающихся, преподаватель выявляет у каждого из них несколько тем, по которым наблюдается положительная динамика. На этой основе составляются индивидуальные планы подготовки по отработке заданий на данные темы. Особое внимание уделяется обучению школьников элементам самоконтроля, различным способам выполнения одного и того же задания.
Вся работа по подготовке обучающихся к ОГЭ отслеживается заместителями директора по УВР. В рамках внутришкольного мониторинга качества образования в течение года ежемесячно ставятся на контроль вопросы подготовки к государственной (итоговой) аттестации.
Психологическая подготовка к ОГЭ по литературе
Формы проведения занятий с психологом разнообразны: групповые дискуссии, игровые и медиативные техники, анкетирование, мини-лекции.
Содержание занятий педагогов-психологов ориентировано на рассмотрение следующих вопросов:
•​ как подготовиться к экзаменам;
•​ поведение на экзамене;
•​ способы снятия нервно-психического напряжения;
•​ как противостоять стрессу.
Работа проводится как со всем классным коллективом, так и индивидуально.
Аналитический этап
Данный этап посвящен сравнительному анализу итогов ОГЭ:
•​ средний балл по предмету в сравнительной характеристике по городу, региону,
РФ;
•​ мониторинг успеваемости и качества обученности выпускников 9 и 11 классов.
Ожидаемые результаты:
100% готовность выпускников 9 классов к государственной (итоговой) аттестации. Подготовка аналитического отчёта по результатам сдачи государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов; материалов для методических рекомендаций по обеспечению единых подходов к организации подготовки и проведения ОГЭ, направленных на получение качественного образования обучающихся.
Календарно-тематическое планирование
внеурочных занятий по подготовки обучающихся 9 класса
к ОГЭ по литературе
№ п/п Тема занятий Дата
1 Изучение нормативных документов, которые являются основой для сдачи ОГЭ по литературе 2.09
2 Изучение контрольно-измерительных материалов по литературе в форме ОГЭ. Повторение изученного по теме «Роды и жанры литературы» 9.09
3 Изучение контрольно-измерительных материалов по литературе в форме ОГЭ. Повторение изученного по теме «Анализ текста» 15.09
4 Входная диагностическая работа по теме «Повторение изученного» 23.09
5 Изучение кодификаторов. Проверка техники чтения. 30.09
6 Обучение работе с бланками ОГЭ. Работа со списком художественных произведений, необходимых при подготовке к ОГЭ по литературе. 7.10
7 Оформление читательского дневника. Знакомство со сборником типовых экзаменационных вариантов для сдачи ОГЭ по литературе А.В. Федоровой (ФИПИ) 14.10
8 Обучение решению тестовых задач в форме ОГЭ: анализ прозаического текста 21.10
9 Обучение решению тестовых задач в форме ОГЭ: анализ поэтического текста 28.10
10 Сравнительный анализ произведений Чехова «Смерть чиновника и «Толстый и тонкий»» 11.11
11 Средства художественной изобразительности в прозе и поэзии. Анализ поэтического текста. А.С. Пушкин «Клеветникам России» 18.11
12 Аллегорический смысл басни Крылова «Осёл и соловей» и стихотворения Пушкина «Поэт и толпа» 25.11
13 Роль художественной детали в произведении (на примере произведений Чехова, Горького, Гоголя) 2.12
14 Проблематика и актуальность произведений Маяковского и Солженицына 9.12
15 Обучение написанию сочинения. Вариант № 1 (А.В. Фёдоровой) 16.12
16 Решение тестов КИМов: Экзаменационная работа 2. Вариант № 1 (А.В. Фёдорова) 23.12
17 Решение тестов КИМов: Экзаменационная работа 2. Вариант № 2 (А.В. Фёдорова) 6.01
18 Экзаменационная работа 2. Часть 2 (написание сочинения) (КИМ А.В. Фёдоровой) 13.01
19 Экзаменационная работа 3.Вариант 1(КИМы А.В. Фёдоровой) 20.01
20 Экзаменационная работа 3.Вариант 2(КИМы А.В. Фёдоровой) 27.01
21 Экзаменационная работа 3. Часть 2 (написание сочинения) (КИМ А.В. Фёдоровой) 3.02
22 Сравнительная характеристика героев комедии Фонвизина «Недоросль» и героев повести Пушкина «Капитанская дочка» (Простаковы, Скотинины и Швабрин) 10.02
23 Роль эпиграфа в художественном произведении. Пушкин «Свободы сеятель пустынный», Некрасов «Сеятелям» 17.02
24 Фольклорные традиции в произведениях писателей 19 века 24.02
25 Диагностическая работа. Экзаменационная работа 5 (КИМы А.В. Фёдоровой) 3..03
26 Образ лирического героя в стихотворениях Пушкина «Есть в светлости осенних вечеров» и Тютчева «Осень» 10.03
27 Обучение написанию сочинения «Смысл названия романа «Герой нашего времени» 17.03
28 Экзаменационная работа 6.Вариант 1 (КИМы А.В. Фёдоровой) 24.03
29 Экзаменационная работа 7.Вариант 2 (КИМы А.В. Фёдоровой) 7.04
30 Экзаменационная работа 8.Вариант 1 (КИМы А.В. Фёдоровой) 14.04
31 Экзаменационная работа 9.Вариант 2 (КИМы А.В. Фёдоровой) 21.04
32 Экзаменационная работа 10.Вариант 1 (КИМы А.В. Фёдоровой) 28.04
33 Экзаменационная работа 10.Вариант 2 (КИМы А.В. Фёдоровой) 5.05
34 Зачёт. Пробный экзамен в форме ОГЭ 12.05
Список произведений,
необходимых девятиклассникам при подготовке к ОГЭ по литературе
Из древнерусской литературы«Слово о полку Игореве»
М.В. ЛомоносовСборник стихотворений (обязательно в сборнике должна быть «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»)
Д.И. ФонвизинКомедия «Недоросль»
Г.Р. ДержавинСборник лирики (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям»)Н.М. КарамзинПовесть «Бедная Лиза»
И.А. КрыловСборник басен (обязательно в сборнике должны быть басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей»)В.А. ЖуковскийСтихотворения (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Море», «Невыразимое»).Сборник баллад: (обязательно в сборнике должны быть баллады: «Светлана», «Лесной царь»)А.С. ГрибоедовКомедия «Горе от ума»
А.С. ПушкинСборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…», «Вакхическая песня»). Поэма «Цыганы». Роман «Евгений Онегин». «Повести Белкина». Роман «Капитанская дочка»
М.Ю. ЛермонтовСборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел»). Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»
Н.В. ГогольКомедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души»
А.Н. ОстровскийСборник пьес (обязательно в сборнике должны быть пьесы: «Свои люди – сочтемся!»; «Снегурочка»)И.С. ТургеневСборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Ася», «Первая любовь», «Записки охотника»)Ф.И. ТютчевСборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день…», «Чародейкою-зимою…»)А.А. ФетСборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Ласточки пропали…», «Еще весны душистой нега…», «На заре ты ее не буди…»)Н.А. НекрасовСборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли…»)М.Е. Салтыков-ЩедринСборник сказок (обязательно в сборнике должны быть сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»)Ф.М. ДостоевскийСборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Белые ночи», «Бедные люди») Л.Н. Толстой Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Кавказский пленник», «Хаджи-Мурат», «Детство») А.П. ЧеховСборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий») И.А. БунинСборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть рассказы: «Косцы», «Танька») А.А. БлокСборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»)В.В. МаяковскийСборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся») С.А. ЕсенинСборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…») М.А. ШлоховРассказ «Судьба человека»
А.Т. ТвардовскийПоэма «Василий Теркин»
В.М. ШукшинСборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть рассказы: «Срезал», «Чудик») А.И. СолженицынРассказ «Матренин двор»
Проза второй половины XX вСборники произведений следующих писателей: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов
Поэзия второй половины XX вСборники лирики следующих поэтов: И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.
Список литературы для выпускников основной общей школы
для обучения в 10-11 классах и сдачи ЕГЭ
Древнерусская литература
"Слово о полку Игореве"
Из литературы XVIII в.
Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»
Литература первой половины XIX века
А.С. Грибоедов пьеса "Горе от ума"
В.А. Жуковский стихотворение "Море", баллада "Светлана"
А.С. Пушкин романы: "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", поэма "Медный всадник", стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд...", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "разговор книгопродавца с поэтом", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил..." М.Ю. Лермонтов поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени", "Песня про ... купца Калашникова", стихотворения: "Нет, я не Байрон, я другой...", "Тучи", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", "Парус", "Смерть поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Пророк", "Как часто, пёстрою толпою окружен...", "Валерик", "Выхожу один я на дорогу..."
Н.В. Гоголь пьеса "Ревизор", поэма "Мертвые души", повесть "Шинель".
Литература второй половины XIX века
А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
Н.А. Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо", стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
И.С. Тургенев роман "Отцы и дети"
М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Премудрый пескарь", "Дикий помещик", роман "История одного города" (обзорное изучение) Л.Н. Толстой роман-эпопея "Война и мир"
Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание"
И.А. Гончаров роман "Обломов"
Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть "Левша" или "Леди Макбет Мценского уезда".
А.Н. Островский пьеса "Гроза"
Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»
Литература конца XIX - начала XX века
А.П. Чехов пьеса "Вишневый сад", рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
Из литературы первой половины XX века
И.А. Бунин рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"
А.А. Ахматова поэма "Реквием", стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
М. Горький пьеса "На дне", рассказ "Старуха Изергиль"
С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
Б.Л. Пастернак роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
В.В. Маяковский поэма "Облако в штанах", стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
А.А. Блок поэма "Двенадцать", стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»
М.А. Шолохов роман "Тихий дон", рассказ "Судьба человека"
М.А. Булгаков романы: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия" (допускается выбор)
А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
А.И. Солженицын рассказ "Матренин двор", повесть "Один день Ивана Денисовича"
А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)
Из литературы второй половины XX века
Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору) Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору) Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)