«Условия формирование чувств в дошкольном возрасте»












Публикация Горбуновой Е.В
«Условия формирование чувств в дошкольном возрасте»











УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Динамика развития чувств. Чувства дошкольника 3-4 лет хотя и ярки, но ещё очень ситуативные и неустойчивы. Так любовь ребёнка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его обнимать её, целовать, произносить нежные слова, но ещё не может служить более или менее постоянным источником поступков, которые радовали бы мать, принося ей удовлетворение. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.
На протяжении дошкольного детства чувства ребёнка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.
Типичной для дошкольника старшего возраста становится постоянная дружба со сверстниками, хотя и сохраняется большее количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатии друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям
Чувства и разум. Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве, увеличение из «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка.
Развитие «разумности» чувств охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства связанные с собственным поведением ребёнка. Уже ребёнку 3 лету возраста , ему приятная похвала взрослых, его огорчает порицание. Мы знаем, что у ребёнка возникают чувства гордости и стыда, зависящие от оценки, которые дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся ещё не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. Происходящие в дошкольном детстве усвоение норм правил поведения, формирование самооценки приводят к тому, что само выполнение или невыполнение этих норм начинает переживаться ребёнком, вызывать у него радость, гордость или, наоборот, огорчение, стыд даже в том случае, когда ребёнок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает.
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми и их сверстниками.
У детей, воспитанных с ранних лет вне семьи, недостаточное эмоциональное развитие может сохраниться на всю жизнь. Это обусловлено тем, что в ДОУ на одного взрослого приходится много детей и эмоциональных контактов воспитатель с каждым ребёнком мало. Однако воспитатель должен стремится к установлению тесных интимных контактов с каждым ребёнком.

В семье ребёнок имеет возможность испытать целую гамму переживаний. Источником сильных переживаний являются прежде всего родители. (5 лет Руфа говорит: Папа, я тебя добросовестно люблю.) Дети чутко реагируют на интонацию голоса взрослого. (3 лет. Кирюше отец громко сделал замечание. Кирюша жалуется: Меня папа звуком обидел.) Неблагополучие в семье улавливается детьми и может немедленно отразится в рисунках.(Девочка Наташа никогда не говорила о семье, но когда было предложено нарисовать её, Наташа сказала: Папу нельзя рисовать вместе с нами. И она изобразила его коричневой краской отдельно .)
Неправильное общение в семье порой способствует формированию односторонней аффективной привязанности (чаще всего к матери). При этом иногда ослабевает потребность в общении со сверстниками, ребёнок может быть чрезвычайно зависимым в своём поведении от взрослого, может испытывать сильное отрицательное переживания (например, ревность). Проявление ревности к родителям бывает связано с рождением в семье еще одного ребёнка.
Процесс общения в семье и в детском саде должен быть тщательно организован. Общение со взрослым может стать для ребёнка источником сильных отрицательных эмоций. Известен неврогенный субфебрилитет (повышение температуры тела), отсутствующий в выходные дни и появляющийся тогда, когда ребёнок должен идти в детский сад. Нарекания, окрики в адрес одного ребёнка отрицательно влияют на всех присутствующих детей, порождают неприязнь к воспитателю, нежелание ходить в детский сад .
Была показана прямая связь настроения детей с настроением взрослого. 5 минут специально-организованного воздействия воспитателя изменяли состояние и поведение ребёнка, влияли на установление им контактов со сверстниками. После отрицательного воздействия (неласковый взгляд или мимика, строгий взгляд, отсутствие сопереживания, реплики типа «У тебя плохо получается» и т.д) дети начинают вести со сверстниками агрессивно: дрались, отнимали игрушки. Половина детей не вступала в общение со сверстниками, у них наблюдалась заторможенность, подавленное настроение. Положительное воздействие взрослого(ласковый тон, улыбка, сопереживание) вызывала иную реакцию. Общение в группе со сверстниками становилось активным, носило игровой характер, игры строились на эмоциональном взаимодействии игращих.
Эмоциональный компонент играет заметную роль во внеситуативно - личностном взрослого и ребёнка. В процессе общения со взрослыми создаётся зона ближайшего развития эмоциональной сферы ребёнка. Это те переживания, те отношения к объектам действительности и к своим потребностям, которые возникают в результате влияния взрослого.
Эмоции и чувства наиболее интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности в игре. Игра для дошкольников является не только ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности.
Развитию эмоций и чувств способствует и специально – организованная деятельность, например, музыкальные занятия. На этих занятиях дети не только учатся определять настроение и характер музыкального произведения, не только испытывают определённые чувства, связанные с восприятием музыки, но и в совместной с другими детьми творческой деятельности имеют возможность видеть настроение других детей, проявлять собственные переживания. Эмоциональное единство группы дошкольников может проявляться и в процессе выполнения совместных трудовых занятий (например, уборка участка, группы).
Необходимо различать эмоциональность и эмоциональную отзывчивость. Эмоциональность , как особенность поведения более доступна наблюдению, чем эмоциональная отзывчивость. Эмоциональность выступает в разнообразных формах: плаксивость, обидчивость, динамика настроения. Эмоциональная отзывчивость связана с социальными мотивами, проявляется в эмпатии, идентификации, сотрудничестве со сверстниками.
Проявлением гуманных в группе является действенная групповая эмоциональная идентификация, когда переживания одного члена группы воспринимаются другими как собственные. В экспериментах дети должны были при достижении групповой цели максимально щадить товарищей. Группе испытуемых предлагалось как можно точнее и аккуратнее обвести карандашом окружность. Каждому ребёнку давался лист бумаги с нарисованной окружностью и карандашом. Любой выход карандаша за пределы окружности считался ошибкой. В первый раз ошибки засчитывались каждому ребёнку. За совершение ошибки ребёнка исключали из игры. Во второй раз назначался бригадир и ему одному грозили исключением из игры. В этот раз дети должны были совершить как можно меньше ошибок, чтобы их товарищ не был исключён из игры. Оказалось, что мальчики в большей степени склонны к действенной групповой эмоциональной идентификации, чем девочки.
Эмоции и чувства связаны с социально-психической ситуацией осуществления деятельности ребёнка. Эмоциональные ситуации, т.е. ситуации вызывающие сильные переживания, характеризуются новизной, необычностью, внезапностью. Ребенок испытывает гораздо больше эмоций, чем взрослый. Это обусловлено тем, что дошкольник, имеющий небольшой жизненный опыт, недостаточно подготовлен к новым, необычным, внезапным ситуациям. Эмоциональный отклик на изменение сложившихся ситуаций являлся проявлением сигнальной функции эмоции и чувств. Эмоции и чувства сигнализируют о значимых для личности обстоятельствах , связанных с удовлетворением потребностей. Изменения в эмоциональной сфере связаны с изменениями в окружающей среде, в организме, во взаимоотношениях с окружающими людьми. В зависимости от сложившиеся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. Если ребёнок имеет возможность удовлетворить потребность, то возникают положительные эмоциональные переживания (стенические переживания). Если в сложившиеся ситуации ребёнок не имеет возможности удовлетворить потребность, то возникает отрицательное (астеническое) эмоциональное переживание.
В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Они верят, что жизнь создана только для радости и эта вера одно из важнейших условий для нормального психического роста.
Эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями – мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Старшие дошкольники владеют внешними проявлениями эмоций. Это касается не только умением сдерживать себя. Внешние проявления эмоции используются дошкольниками для воздействия на другого человека. Чаще всего ребёнок может плакать, чтобы получить желаемое - причём плачет в присутствии определённого человека матери или бабушки, но не отца.
Учёт закономерностей эмоции и чувств в онтогенезе, а также условий и возрастных воздействий особенности их проявлений позволяет сформировать у детей психологическую готовность ребёнка к школе.
15