Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Ступени роста. Познаем себя» для 7в класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Кошехабльского района, а. Кошехабль
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
Руководитель МО
Киржинова Р.М. ______
«__» _________ 2016 г.
Зам. директора школы по УВР
Цаликова С.М._____________
«__» _______________ 2016 г.
Директор школы
Беджанов Ю.Б.___________
«__»_______________2016г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Ступени роста. Познаем себя»
для 7в класса
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Хуажевой Назират Марзановны
на 2016 - 2017 учебный год
количество часов в неделю 1

а. Кошехабль
2016 г.
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания для 7 класса составлена согласно учебному плану МБОУ СОШ №1 Кошехабльского района, а. Кошехабль, на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов всех субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями.
Актуальность программы
Воспитать личность, способную реализовать себя в разных областях жизни, сознающую ответственность за свою судьбу и судьбы других людей только с помощью жизненного подхода невозможно. Необходимо обратиться к компоненту предупредительного (профилактического) воспитания, это наиболее прямой путь к установлению личностного контакта между взрослым и подростком.
Новизна программы профилактического воспитания «Ступени роста. Познаем себя» состоит в том, что она базируется на связи поколений и раскрывает системный подход в формировании гражданской компетенции школьника, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс своих прав и обязанностей в демократическом обществе. Процесс получения и усвоения информации охватывает три основных аспекта личности:
когнитивный аспект – получение новой информации, ее структурирование, анализ; это познавательный (коммуникационный) уровень;
эмоциональный аспект – переживание личностной значимости и оценивание новых знаний о себе и других, прочувствование своих успехов и неуспехов, своей самооценки; это уровень восприятия;
поведенческий аспект – приобретение и расширение умений и навыков, в основном, через общение, углубление поведенческого потенциала через осознание неэффективности некоторых стандартных способов поведения; это уровень взаимодействия (интерактивный).
Становление личности школьника неразрывно связано с формированием у них духовно-нравственных ценностей, таких как:
Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»;
Семья – первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания и развития, где закладываются основы будущей личности;
Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существования Земли, человеческой цивилизации;
Отечество – уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.
Значимость программы профилактического воспитания «Ступени роста. Познаем себя» заключается в создании условий для формирования личности ребенка, социально компетентного, активного, ответственного гражданина; рекомендуется для учащихся 7 классов общеобразовательных школ, может быть реализована через внеурочную деятельность.
Цель программы: создание условий для воспитания учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях.
Задачи: формировать уважение к членам семьи; защищать социальный опыт личности.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа:
знание;
отношение;
деятельность.
Роль и место данной программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе занятий у подростка формируются следующие способности:
способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;
способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
развитое умение общаться;
осознание ответственности за свои мысли и поступки; бережное отношение к окружающему миру и людям; стремление к самопознанию, самовоспитанию;
Обоснование отбора содержания
Основное содержание программы «Ступени роста» составлено с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 7 классов и в соответствии с положением о конкурсе вариативных программ по профилактике наркомании и пропаганде семейного благополучия.
Деятельность учащихся и учителя в рамках данной программы строится на следующих принципах:
принцип персонификации высказываний (отказ от безличных речевых форм);
принцип акцентирования языка (акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях и по возможности использовать язык, фиксирующий указанные состояния);
принцип активности;
принцип доверительного общения.
Основные формы проведения занятий:
дебаты;
ролевые игры;
тренинги;
дискуссии;
индивидуальные и групповые проекты.
Необходимые условия для реализации данной программы:
личность учителя, осознающего важность духовного развития учащихся;
взаимопонимание учителя и родителей;
взаимоуважение учителя и ребенка;
совместный поиск учителя и учащихся;
Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического оснащения программы
Пояснительная записка к программе
Методические разработки занятий.
Учебные презентации по некоторым темам.
Раздаточный материал:
задания для индивидуальной, парной и групповой работы.
Материально-техническое оснащение программы
Средства обучения:
1.Компьютер
2.Проекционная система.
3. Интернет-ресурсы.
Прогнозируемый результат
После прохождения данной программы учащийся должен знать:
особенности конфликта и пути выхода из него;
значение самовоспитания и самосовершенствования;
основные правила морали и этикета; основные правила диалога.
Должен уметь:
применять на практике правила поведения;
знать, называть и выполнять основные нравственные обязанности, требования человека к себе, окружающим людям, к семье и обществу.

Учебно-тематический план
№ Тема занятия Количество
часов Виды деятельности Дата
1
2
3-4
5-6
7
8
9
10
11-12
13
14
15-16
17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34
Введение.
«Здравствуй, я...» Моя любимая фотография.
Польза, общество и я.
Эмоции школьников.
Поступки и правила
Человек и его представления о себе
Мои учебные достижения
Благородство труда
Мир живой природы
О важном
Многогранность красоты
Размышления об искусстве
Деятельность, полезная для общества
Комфорт в коллектвеМои правила
Самопознание
Оценка моего обучения
Труд в жизни человека
Красота мира природы
О главном
Ларец мудрости
Роль искусства в нашей жизни
Портрет прошедшего учебного года
1
1
2
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1 Беседа
«самопрезентация»
Беседа, дискуссия
Беседа, анкета
Тренинг, чтение, выполнение заданий

Турнир ораторов
Беседа, тестирование
Беседа, чтение, выполнение заданий
Фронтальная беседа
Диспут, анкетирование
Беседа, творческие задания
Дискуссия
Беседа, работа в группах
Беседа, анкетирование
Чтение, выполнение заданий,
Обмен мнениями
Беседа, дискуссия,
Работа с таблицей
Беседа, самоанализ,
Заполнение анкеты
Беседа, дискуссия,
Ответы на вопросы
Чтение, обсуждение,
Выполнение заданий, презентация
Беседа, дискуссия
Тренинг, тест
Доклады, обмен мнениями
Письменные ответы
Дискуссия
Обмен мнениями
ИТОГО: 34 Список литературы
Логинова А. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Кумицкая Т.М. Юности честное зерцало. Программа по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий./М.: 5 за знания, 2005.-186с.
Справочник классного руководителя./ №4, 2008
Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11-х классах./ Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-312с.
Степанов Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа/М.: Творческий центр, 2002. -127с.
Классный руководитель ./ №3, 2007
Классный руководитель./ №8, 2008
Маслюк О.Н. Дорога к горизонту./Родительское собрание, 2002, № 1, с. 6-23.
Молчанова З.М. Личностное портфолио старшеклассника. Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.- 128с.
Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся: М. – Просвещение, 1994. – 191с.