Рабочая программа по внеурочной деятельности Веселый карандаш

Пояснительная записка

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной ,активной творческой личности.
Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно - двигальные функции руки и глазомер.
Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровье сберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения» Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.
В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Веселый карандаш» рассматривается как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная.
Цель и задачи программы
Цель: Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1.Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.
2.Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.
3.Воспитать интерес к изобразительному искусству ,обогатить нравственный опыт детей.
Программа «Веселый карандаш» рассчитана на детей от 7 до 10 лет. Набор свободный.
Формы организаций занятий :
информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
Задачи реализации программы:
формировать художественные умения и навыки
приобщать к миру искусства через практическую деятельность
развивать воображение и навыки сотрудничества.
Ожидаемые результаты:

Личностные

Предметные
Метапредметные

развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
умение организовать рабочее место.
бережное отношение к инструментам, материалам.
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.
ознакомление с художественными терминами и понятиями.
овладение основами художественной грамоты
знание цветов и рисовальных материалов
умение передавать форму, величину изображения.
приобретение навыка работы в паре, группе


Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях. Портфолио обучающихся.


Содержание программы

Тема №1 «Учимся у природы»
Рисование с натуры по памяти, представлению: земляничная поляна, натюрморт из овощей и фруктов, ваза для цветов различной формы (розы, гладиолуса, фиалки), пейзажи времен года, морозные узоры на стекле, веселые снеговики (несколько вариантов формы и украшения),гнездо птицы, разные формы гнезд, эскизы скворечников.

Тема № 2 «Искусство вокруг нас»
Декоративное рисование: хохломские ложки, знакомство с элементами Гжели, роспись чашки, составление сложного узора в прямоугольнике, треугольнике из стилизованных форм растительного и животного мира, роспись деревянной игрушки-свистульки.

Тема № 3 «Всяк мастер на свой лад»
Рисование на темы: пейзаж, изображения животных, открытка для мамы, использование различных материалов для рисования.


Тема № 4 Творческая мастерская
Изучение техники кляксографии, мазковая живопись, использование техники монотипии, коллективные работы.
Тема № 5 Вернисаж
Выставка фоторабот. Тематическое деление «Пейзаж», «Натюрморт», «Животные», «Мои друзья», «Мое село», «Моя школа»

Словарь юного художника
Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.
Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).
Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.
Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.
Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Палитра – 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.
Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.
Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.
Ритм – это повторение и чередование фигур.
Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.
Силуэт это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.
Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).
Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».
Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.
Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.
Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Штрих – это черта, короткая линия.
Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.


Учебно – тематический план


тема
Вид занятия
Кол-во часов
Теоретич. знания
Практич. знания

1
«Учимся у природы»
Рисование с натуры, по памяти, представлению
7 ч
2 ч
5 ч

2.
« Искусство вокруг нас»
Рисование на темы

2 ч


3.
« Всяк мастер на свой лад»
Декоративное рисование
8 ч
2 ч
6 ч

4.
Творческая мастерская
Бумагопластика, цифровая фотокамера фотоработы
9 ч
3 ч
5 ч

5.
Вернисаж
Выставка работ, участие в конкурсах, фестивалях.
3 ч
-
3 ч

Всего: 35ч 9ч 26 ч






Методическое обеспечение программы


Тема и вид занятия.
Форма
Приемы и методы
Дидактический материал, ТСО ИКТ

1.
«Учимся у природы» Рисование с натуры, по памяти, представлению
Коллективное рассматривание
Практическая работа.
Ролевая игра.
Наглядные.
Словесные.
Репродуктивные.
Интегрированные (восприятие с музыкой)
Сбор осенних листьев.
Стихи об осени.
Репродукции картин русских художников.
Музыкальные произведения.
Дидактические таблицы по темам.

2
«Искусство вокруг нас» Рисование на темы.
Практическая работа.
Коллективно-групповая форма (панно)
Викторина.
Экскурсия
Интегрированные.( восприятие с музыкой и стихами)
Репродуктивные.
Частично-поисковый.
Набор альбомов по декоративному рисованию.( Гжель, Хохлома, Городец,)
Наборы деревянных матрешек, посуды.
Музыкальные пьесы, литературные произведения.

3.

«Всяк мастер на свой лад» декоративное рисование
Активная беседа.
Технические упражнения.
Ярмарка-выставка.
Коллективно-групповые формы.
Словесные.
Наглядные.
Репродуктивные.
Творческие.
Исследовательский
Фотографии, слайды, теневой театр, мультимедиа литературные произведения, классическая музыка.

4
Творческая мастерская
Инструктаж.
Технические упражнения.
Индивидуальная, коллективно-групповая формы.
Словесные наглядные
Проблемный
Поисковые работы
моделирование
Музыкальный центр, книга по технике квиллинга,
Монотипия, мазковая живопись.

5
Вернисаж
Выставка. Презентация.
Демонстрация просмотр
Работы детей, фотоработы, мультимедиа.


Литература

Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.
Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.



































Календарно – тематический план (35 часа)

№ п/п

Наименование разделов
и тем занятий

всего
часов

дата




Тип занятия
Вид
контроля
план
факт


1 четверть – 9 часов


«Учимся у природы» - 7 часов

1
Введение: правила техники безопасности.
Чем и как работают художники. Акварельные краски. Основные цвета.
1
игра
текущий



2
Осенний букет. Акварель.
1
практикум
текущий



3
Свойства гуашевых красок, правила работы с гуашью.
1
практикум
текущий



4
Основные цвета + черный и белый. Состояние природы(туман, сумерки), гуашь.
1
практикум
текущий



5
Теплые цвета. Пейзаж. Акварельные краски.
1
практикум
сообщения
текущий



6
Холодные цвета. Пейзаж. Акварельные краски.
1
практикум сообщения
текущий



7
Натюрморт осенние фрукты.
1
практикум
текущий



« Искусство вокруг нас» - 8 часов

8
Рисуем цветы. Гжель, роспись бумажной тарелки.
1
презентация,
практикум
текущий



9
Рисуем цветы. Гжель, роспись бумажной тарелки. Продолжение.
1
практикум
тест




2 четверть – 7 часов


10
Рисуем цветы. Роспись матрешки. Работа с шаблоном. Гуашь. Из истории матрешки.
1
практикум, презентация
текущий



11
Рисуем цветы. Роспись матрешки. Работа с шаблоном. Гуашь. Из истории матрешки.
Продолжение.
1
практикум
текущий



12-13
Рисуем цветы. Роспись подносов. Жостово.
2
практикум
текущий



14
Хохлома.
1
игра
текущий



15
Рисуем цветы. Хохлома.
1
практикум
текущий



« Всяк мастер на свой лад» - 8 часов

16
Вводное занятие. Графические материалы. (карандаши, мелки, фломастеры)
1
игра
сообщения
текущий




3 четверть – 10 часов


17
Геометрические фигуры. Карандаши.
1
практикум
текущий



18
Пейзаж простыми карандашами.
1
практикум
текущий



19
Пейзаж цветными карандашами.
1
практикум
текущий



20
Рисование штрихом.
1
Практикум, презентация
текущий



21
Рисуем открытки. Открытка ко дню матери.
1
сообщения,
практикум
текущий



22
Рисуем овощи. (линия +цвет)

1
практикум
текущий



23
Рисуем животных. (линия +цвет)

1
практикум
текущий



«Творческая мастерская» – 9 часов

24
Кляксография обыкновенная.
1
презентация
текущий



25
Кляксография с осенними листьями
1
практикум
текущий



26
Рисование по мокрой бумаге «Камыш»
1
практикум
текущий




4 четверть – 9 часов


27
« Полянка с подсолнухами» метод «тычка» (рисование жесткой полусухой кистью)
1
практикум
текущий



28-29
Мазковая живопись

2
практикум
текущий



30
Рисуем по клею.
1
Презентация, сообщения
текущий



31
Техника монотипия «веселая бабочка»
1
Практикум
текущий



32
Восковые мелки + акварель.
1
практикум
текущий



«Вернисаж» - 3 часа

33-35
Оформление работ, подготовка к выставке
3
Выставка, презентация
текущий



Итого:

35





15