Планирование внеурочной деятельности в 1 классе по Изобразительному искусству «Веселый карандаш»


Внеурочная деятельность. ФГОС Стандарты второго поколения.
«Умелые руки не знают скуки» Учитель И.Е.Кудряшова.
1 класс. «Весёлый карандаш» Изобразительное искусство.
№ Тема .Цель. Организация занятия. Выполнение задания.
1. Сказочная Гжель.
Точки и прямые линии. Рисуем тонкой кистью. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки). Вводное занятие. Беседа о гжельских мастерах и их изделиях. Учимся на листке получать различные оттенки синего цвета, разбавляя краску.
Учимся проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры.
2. Праздничное блюдо.
Сказочная Гжель.
Освоение простого гжельского орнамента-сеточки. Праздничное блюдо для застолья. Рассматривание узора на блюде. Закономерность расположения орнамента. Рисуем сразу кистью, уловив закономерность расположения орнамента
3. Сказочная Гжель.
Бордюры. Освоение традиционных гжельских орнаментов и бордюров. Образцы орнаментов. Принцип построения орнамента в народном искусстве. Повтор главных элементов выполняется сразу кисточкой, без нанесения предварительного рисунка.
4. Сказочная Гжель.
Маслёнка. Освоение традиционных форм гжельской росписи в полосе. Интересная форма для посуды. Орнаменты, украшающие посуду. Самостоятельная роспись маслёнки.
5. Сказочная Гжель.
«Капелька»
Традиционный элемент росписи – «капелька» Значение данного мазка в росписи. «Капелькой изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Воспроизведение по образцам простейших элементов росписи.
6. Сказочная Гжель.
Блюдце. Освоение простейших видов растительных орнаментов. Построение простых орнаментов в розетке с использованием мазков «капелька». Украшение центральной части блюдца.
7. Сказочная Гжель.
Мазок с тенью. Знакомство с традиционной техникой гжельского мазка – мазок с тенью. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Работа с толстой кистью. Кисть прикладывается к бумаге, а затем наносится соответствующая линия.
8. Сказочная Гжель.
Терем. Освоение техники гжельского письма – мазок с тенями. Архитектурные сооружения. Восстановить сказочный домик.
9. Сказочная Гжель.
Мазковая роспись. Цветочек. Освоение мазковой росписи.
Традиционное изображение цветка. Синяя роза - один из главных мотивов гжельской керамики. Кисть среднего размера. Мазок наносим в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При работе можно вращать альбом так, чтобы удобно было наносить мазки.
10. Сказочная Гжель.
Чайник. Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи – цветка. Рассматривание изображения различных типов цветов в изделиях гжельских мастеров. Расписывание чайника по образцу.
11. Сказочная Гжель.
Последовательность росписи птицы. Знакомство с традиционной техникой декоративного изображения гжельских птиц. Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах: стоящими, сидящими, клюющими и порхающими. Воспроизведение гжельской птицы.
12. Сказочная Гжель.
« Синяя птица» Освоение главного мотива гжельского народного промысла – птицы. « Синяя птица» – птица счастья. Роль птиц в русской мифологии и сказках. В рамке нарисовать свою птицу счастья.
13. Сказочная Гжель.
Кумган. Используя полученные знания, расписать кумган. Кумган – сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой. Самостоятельная работа.
14. Хохломская роспись.
Узор «травка» Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента. В хохломской росписи
« травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Все элементы рисуются сразу кистью: «осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики».
15. Хохломская роспись.
« Подарок для Мишутки» Учимся рисовать травяной узор. Рассматривание чашки с травяным узором. Праздничный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и чёрного цветов. Самостоятельная работа. Ложка для Мишутки. Придумать и украсить ложку элементами травяного орнамента, используя два цвета – чёрный и красный.
16. Травяной орнамент. Метод от простого к сложному. Научить рисовать сложный травяной орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов. Упражнения в наведении ведущего стебля «криуля».Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз. Затем узор усложняется добавлением красных и чёрных «кустиков»
Упражнения в наведении ведущего стебля. Работа вместе с учителем.
17. Роспись чашки. Учить ритмичному чередованию элементов орнамента. Плавное ведение ведущей линии
«криуля» подчёркивает округлую форму изделия. Рисуем красным и чёрным цветом. Дети украшают чашку травным орнаментом, самостоятельно наводя ведущий стебель и используя ранее изученные элементы травного орнамента.
18. Узор листочки Учить рисовать узор «листочки» В хохломском узоре « Листочки» кроме красного и чёрного цветов используют также и зелёный, и желтый. Работу выполняем вместе с учителем.
19 Роспись салфетницы. Учить детей видеть расположение ветки с осенними листочками. Свободное расположение листочков, травки подчёркивает форму изделия, придаёт лёгкость и пышность узору. Дети импровизируют, создают свою композицию, применяя хохломскую палитру красок.
20. Узор «ягодки» Учимся рисовать узоры кистью и печаткой – тычком. Тычок делается из бумаги. Для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку. Ягоды брусничка, смородинка ирябина (левая сторона листа) рисуются печаткой- тычком. Ягоды крыжовник, клубничка и малинка рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» жёлтым цветом.
21. Уточка – солонка. Учимся расписывать изделие кистью и печаткой – тычком. Роспись изделия .Самостоятельная работа.
22. Орнамент с «ягодками» и «листочками» Упражнения в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов. Орнаментальная полоса по образцу. Самостоятельная работа.
23. Вазочка для цветов. Упражнения в рисовании хохломского орнамента с использованием изученных элементов. Орнаментальная полоса по образцу. Самостоятельная работа.
24. Золотые травы России. Учить обращать внимание на соответствие узора и формы предмета. Итоговое занятие. Букет из разнообразных узоров с легкими веточками травки.
25. Цветочные узоры Полхов – Майдана. Листья и веточки. Знакомство с росписью и особенностью палитры. Освоение простейших элементов – «листьев» и «веточек» Дети работают на повтор предложенных образов.
26. Роспись бочонка. Росписать бочонок простейшими элементами из «листьев» и «веточек». Используем традиционную цветовую гамму: алый, синий , жёлтый, которые при наложении друг на друга дают звучный красный, зелёный и фиолетовый. Роспись следует начать с изображения волнообразного стебля, опоясывающего изделие, затем изображают крупные листья и, в последнюю очередь, мелкие листочки.
27. Ягоды и бутоны. Освоение элементов росписи – «ягода» и «бутон». Особое внимание на понимание движения: изображение бутонов производим от крупных к мелким. Стебель является скрытой осью, которая организует элементы орнамента.
28. Роспись кувшина. Построение простейших композиций с применением растительных мотивов. При росписи кувшина стебель пустить широкой волной. Изображение бутонов и ягод производится от крупных к мелким. Листочки изображаются после ягод.
29. Цветочки. Освоение элемента «цветочки». Производим карандашную разметку, акварельную окраску и «наводку» Рисуем самый крупный цветок, затем бубенчики и ягоды.
30. Роспись матрёшек. Расписать матрёшек элементами «цветочек». Развитие детской фантазии. Лицо матрёшки – условный овал. В овале – лицо. Все остальное – крупные и яркие цветы. При росписе матрёшки сначала рисуем самый крупный цветок, затем бутоны и ягоды. Лицо куклы рисуем по разметке.
31. Птички – невелички. Освоение майданской росписи – «птички». Майданские птички – это очень простые курочки, уточки, а ещё кукушка да голубки. Птичка не должна быть слишком маленькой. Порядок работы: птичка, цветочки, веточки, листочки, крошечные ягоды-точки.
32. Чудо-петушок. Освоение элемента майданской росписи – «петушок». Освоение рисования петушка. Изменяемые элементы – хвосты, крылья, гребешки. Работа по образцу . самостоятельная работа
33. Итоговое занятие. Оформление выставки.