Сценарий внеклассного мероприятия Книга — твой лучший друг!


«Книга – твой лучший друг» 4 класс
Ведущий:
Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережём её. Но вдумайтесь: ведь книга – это надежное средство передачи знаний из поколения в поколение. Летопись человеческого общества. Книга не только знакомит нас с прошлым, но и позволяет разобраться в настоящем. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга верно служит людям в труде, борьбе, повседневной жизни.
Прежде чем учебник попадёт к вам на парту, он проходит долгий и нелёгкий путь, в его создании принимают участие сотни людей. А вы получили учебники бесплатно. Каждый учебник должен послужить 4-5 ученикам. А потому давайте вспомним правила пользования учебниками.
Послушайте стихотворение «Книжкины жалобы, или Чего книга желала бы?» (читают учащиеся).
Я – книга. Я – товарищ твой! Будь школьник бережным со мной…
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен, оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь: листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол! Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери? Что за птицы? Станицы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы! Мой переплёт не выгибай! Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду: вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: я твой лучший друг, но только не для грязных рук.
- Какие правила не соблюдал хозяин книги?

Конкурсная программа
1 команда - дети 2 команда - родители
Разминка.
1.Сколько букв в русском алфавите?
2.Тише едешь…
3.Лыко дерёт, а лаптей не носит (коза).
4.Шестой день недели.
5.Тебе дано, а люди пользуются (имя).
6.Дикая роза.
7. Опадение листьев осенью.
8.Полосатая африканская лошадка.
9. Как звали девочку, которая получила имя из-за своего роста? (Дюймовочка)
10. Кто из героев жил в стране, которой правил принц лимон? (Чиполлино)

2 Библиографическая
1.Часы в сказке порой судьбу решают. Вспомните, в котором часу карета превращается в тыкву, кучер – в жирную крысу, шестёрка коней – в мышей, а бальное платье – в старое и рваное. («Золушка»)
2. «И когда пришёл настоящий час, стало у купеческой дочери сердце болеть и щимить. И не дождавшись единой минуточки до часа урочного, надела золотой перстень на правый мизинец и очутилась…». Назовите сказку. (Аксаков «Аленький цветочек»)
3 Гора пословиц.
Собрать пословицы:
Выбирай книгу, как выбираешь друга.
Будешь книги читать – будешь всё знать.
Угадай слово в пословице:
а) За чужой щекой он не болит.
Видит он да зуб неймёт. (Око)
Дарёному коню в них не смотрят.
б)Без него и трава не растёт.
Мокрому он не страшен.
Будет он – будут и грибки. ( Дождь)
4. От благодарных читателей.
1.В одном из Флоренции, можно, беспечно прогуливаясь, набрести вдруг на один необычный памятник
Несуразному долговязому человечку с тонкими руками и ногами…На голове у него лихо заломленный колпачок.
- Кому этот памятник? ( Пиноккио)
2.Глазами провожая корабли
И их встречая из большой дали,
Русалочка мечтает о любви.
Любви, испытанной и прожитой людьми,
Русалочка грустит на валуне,
Слезу роняя в голубой волне.
- Где находится этот памятник?
(Дания г.Копенгаген)

Игра «Бывает – не бывает»
5. Тесты «Вспоминай – размышляй»
1.Какое дерево символ силы и тупости?
а) бук б)берёза в)дуб
2.Бывает земной, бывает бильярдный.
а) квадрат б)мячик в)шар
3.Андерсен написал сказку «Принцесса на…»
а) бобах б) курьих ножках
в) горошине
4. Что украла Клара у Карла?
а) кошелёк б) жизнь в) кларнет
6. «Театралы»
Домашнее задание –
инсценирование отрывка сказки
Носов Н.Н. «Приключение Незнайки…»
7. Поэтическая страница.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
8.«По страницам детских книг».
«Тайны природы».
1.Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей…
- Из какого произведения эти строки и кто его автор? (Плещеев «Дети и птичка»)

« Богатырская страница».
1.«И повелел он своим воинам сделать колёса и поставить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему:
- Не губи города, дадим тебе дани, какой хочешь».
-О ком речь? (Вещий Олег «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»)
«Авторская страница»
1. -Свои первые рассказы он подписывал псевдонимом Чехонте.
- О ком речь? (А. Чехов)
«Разноцветное покрывало земли»
1.«Ты прав. Одним воздушным очертаньем я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем – лишь 2 крыла».
– Кто это говорил? Кто автор?
«Бабочка» Фет А.А.)

«Сказочная страница».
1.- Узнайте сказку по её началу: «Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота ему была его дочь…» («Ашик-Кериб». Турецкая сказка.) Игра «Ожившие картины».
(Воспроизвести сюжеты картин Васнецова: «Алёнушка», «Богатыри»,
«Иван -царевич на Сером Волке».
Жюри подводит итоги.
Исполнение песни «Книга».
1.Кто написал «Цветик-семицветик»? (Катаев)
2.Какой город может летать? (Орёл)
3.Что на свете всего быстрее? (мысль)
4.Как звали трёх мушкетёров?
5.Дерево с белой корой.
6.Сохатый.
7.Вестник весны.
8.Кто родится с бородой? (козёл)
9.Кто говорил: «Сим-сим, откройся!»
10.На чём путешествовала лягушка путешественница?
викторина.
1.В какой сказке время шло таким образом: «День проходит, как единый час, другой проходит, как минуточка, а на третий день стали уговаривать сёстры, чтобы не ворочалась она (их младшая сестра) к лесному…» (Аксаков «Аленький цветочек».2.Что произойдёт, если в 12 часов ночи повернуть стрелку ходиков на 77 кругов обратно? (Дети снова станут детьми, а злые волшебники стариками).
Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
В доме ни одной книжки - плохи у хозяина детишки.
а) Они – зеркало души.
У семи нянек дитя без него. (Глаз)
б)Два друга – он да вьюга.
Он и железо рвёт, птицу на лету бьёт.
Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. (Мороз)
1. В Германии есть ещё один памятник, который привлекает внимание туристов.
Они прошли долгий путь, эти 4 храбреца, прежде чем встали бронзовые здесь, на шумной рыночной площади по соседству с гигантским двубашенным собором Святого Петра, в тени готической ратуши.
-Кто это? (Бременские музыканты)
2.Да, это он, живой, горячий, 17-летний дворянин из родного дома, направлялся в далёкий Париж. Это ему отец мог дать в подарок лишь лошадь да свою тяжелую длинную шпагу, мазь для излечения ран, а ко всему гордый совет:»Никому не позволяй смеяться над собой или наступать себе на ногу.»
-О ком речь? (Д,Артаньян. Два памятника во Франции)1.Учёная степень Ватсона.
а) академик б)профессор в)доктор
2.Органическая горная порода, залежи которой можно обнаружить в любой школе.
а) гранит б) песок в) мел
3.Грибоедов написал «Горе от….»
а) души б) счастья в) ума
4. Кто написал «Му – му»?
а) Бетховен б)Лермонтов
в) Тургенев
Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
«Раёшный стих» в творчестве Пушкина А.С. (На экране- рифмы)
1.Этот автор не любил сказок и историй с плохим концом, он переделывал его. Но мы читали произведение, в котором мать погибает, но спасает своих детей.
(«Лебёдушка» Есенин С.)
1.Прочитай вон, на камениПридорожном надписочкаЧётко-ясно повысечна:
«Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!»
-Кто это читал и по какой дороге поехал?
1.Так подписывался один из писателей: НАВИ ВОЛЫРК.
(Иван Крылов)
1.Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется?
- Кто автор стихотворения?
(«Бабье лето» Кедрин Д.Б.)

1.- В какой сказке зеркало имело немаловажную роль? (Пушкин А.С. «Сказка о мёртвой царевне…».)
Награждение команд.


Разработала:
Турутина Наталья
Александровна
МКОУ СОШ №2
г. Пласт Челябинской области, 2010г.