Классный час по теме:Книга — твой лучший друг

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа Хотынецкого района Орловской области





































Подготовила
учитель начальных классов
Краснобородикова Н.С.





2015 год
Цели: повторить изученные произведения; прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам; развивать устную речь, внимание, память, воспитывать интерес к литературным произведениям.
Оборудование: компьютер, проектор (презентация с героями из сказок), книги, необходимый реквизит для конкурса «Узнай, кому принадлежит предмет?», призы.
Планируемые результаты
Личностные:
Заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книгам;
Основы для развития творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные:
Строить устное высказывание с учётом поставленной задачи;
Проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий.
Познавательные:
Обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные:
Использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга;
Проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
Сотрудничать с учителем и сверстниками;
Предметные:
Виды речевой и читательской деятельности:
Обучающийся научится:
Эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;
Называть заглавия и рассказывать по содержание нескольких произведений любимого автора;
Узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;
Выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал;
Круг детского чтения:
Обучающийся научится:
Понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
Участвовать в организации литературной предметной недели и литературных викторин;
Творческая деятельность учащихся:
Обучающийся научится:
Выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;
Откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок;
Выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.

Ведущий:
- Давайте я загадаю вам загадку, и вы поймете, о чём я буду говорить на сегодняшнем занятии!
Загадки по теме.
Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком.
(Книга)
Кто молча учит,
Без языка, а обо всем говорит?
(Книга)
-Правильно! Книгу, всем понятную, умную, занятную, мальчики и девочки все читать хотят.
- Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о книгах. (Слайд1)
Стихи о книге. (Читает ученик, демонстрируя книги)
Сколько звезд в небесах, Столько цвету в лесах, Сколько капель в реке, Столько книг на земле! Есть с ладошку одни. Есть большие тома. Проживают они Вместе с нами в домах
Ведущий: - Ребята, а кто пишет для вас интересные и увлекательные книги? (детские писатели и поэты)
Каких детских писателей вы знаете и любите? (А. Барто, В. Драгунский, С. Михалков, С. Маршак, К. Чуковский...)
II. Ведущий
-У каждого из нас есть любимая книга, писатель или поэт.
-Я, например, люблю А.С. Пушкина. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства, пленяет душу чудесными сказками. В юности Пушкин формирует нравственный мир человека. А позже наступают зрелые годы, и мы снова обращаемся к Пушкину по велению ума и сердца.
– А вам, ребята, знакомы произведения Пушкина? (Ответы детей) – Да! Это известные нам с раннего детства: Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о золотом петушке, Сказка о попе и работнике его балде, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
III. Ведущий:
-Русская народная пословица говорит; «Кто много читает, тот много знает». И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, ее просторах, о ее лучших людях; о растениях и животных, о морях и океанах. Другая пословица говорит, что «Книга - наш помощник в труде». Рабочий читает книги о станках, чтобы лучше ими управлять; врач о том, как лучше лечить людей, чтобы они не болели; учитель о том, как лучше учить и воспитывать детей.
Пословицы о книгах: (Слайд 2)
Ученье свет, а неученье - тьма. Хорошая книга - лучший друг. С книгой жить - век не тужить. Книгу читать - как на крыльях летать. Прочел новую книгу - встретился с другом. Книга - твой друг, без нее, как без рук. Книга поможет в труде, выручит и в беде. Книга - источник знаний.
-В народе говорят: «Золото добывают из земли, а знания из книги». Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. Мы бережно должны относиться к книге. Не трогать их грязными руками. Не писать на книгах - это так некрасиво, ведь после вас, её будут читать другие! Если вы не закончили читать, то вложите закладку. Получая учебники, берегите их, оберните в обложку, старайтесь аккуратно обращаться с ними. Помогите книгам остаться чистыми, и они помогут вам быть счастливыми и радостными.
IV.Конкурс: «Автор произведения».
(Ведущий зачитывает отрывки из любимых книг, а дети отгадывают:
Из каких книг эти отрывки? (Называют автора и название книги.)
Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года. (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит. (К, Чуковский «Айболит».)
3. Несет меня лиса За темные леса, За высокие горы, В далекие страны! Котик - братик,
Спаси меня! (Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»)
4. Лихо мерили шаги две огромные ноги: сорок пятого размера
покупал он сапоги! (С.Михалков «Дядя Степа».)
Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о котором просила меня дочь меньшая, любимая. (С. Аксаков «Аленький цветочек»)
Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.
- Убейте меня! - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде! (Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»).
VII. Конкурс: «Отгадай героя». (слайды с героями произведений)
- В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были маленькими. Каждый был ростом с небольшой огурец. (Приключения Незнайки и его друзей)
-Он кот - звезда экрана.
Практичен, мудр и деловит.
Сельскохозяйственными планами на всю Россию знаменит. (Матроскин)
-Его любимая фраза; «Ребята! Давайте жить дружно!» (Леопольд)
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Так зовется сам мальчишка?
(Буратино)
Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек - сказок есть она.
А в ней герой - мальчишка овощной,
-Он храбрый, справедливый, озорной.
(Чиполлино)

Появилась девочка
В чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке Девочка спала.
Вот какая девочка,
Как она мала.
(Дюймовочка)
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)
Конкурс: «Узнай, кому принадлежит предмет?» (демонстрируются предметы, дети угадывают из какой сказки и кому принадлежит увиденное)
Горошина (Принцесса на горошине) Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочка) Яйцо (Гадкий утенок, Курочка Ряба) Зеркало (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Спящая красавица)
Мыло (Мойдодыр)
Золотой ключик (Буратино)

Ведущий:
-Отлично! Я вижу, что вы много читаете! Мне интересно узнать есть ли у вас друзья? Дружите ли вы с кем-то в своём классе? Есть ли у вас друзья вне школы? (Ответы детей). А знаете ли вы правила о дружбе? Вот они, давайте посмотрим. (Слайд 9).
Без дружбы человеку трудно, одиноко и тоскливо, всегда хочется поделиться каким-то сек секретом или просто хорошей новостью. Ребята, а вам известны какие-либо пословицы о дружбе? А в сказках и мультфильмах, вспомните, кто с кем дружит? (Ответы детей) Слайд10
-Люди всегда, испокон веку, дружили между собой. Так было в далекие времена, так сейчас, так будет и в нашем будущем. Дружите между собой, поддерживайте друг друга, уважайте мнение своих товарищей! Хороших вам и верных друзей!
Сейчас мы с вами пройдем в школьную библиотеку, где можно будет выбрать книгу, которую вам будет интересно прочесть.
Заключительное слово
Ведущий: - Сегодня мы говорили о книгах, вспоминали свои любимые произведения и их авторов. Я знаю, что многие из вас много читают или хотят прочесть много книг. Поэтому каждый из вас записан в школьную библиотеку, у каждого из вас есть читательский формуляр, в который мы с вами будем записывать книги, которые вы будете брать домой, а после того как прочтете возвращать обратно в библиотеку. Книгу можно брать на определённый срок (одна неделя), обязательно вовремя возвращать. Дети, нужно аккуратно обращаться с книгами, ведь после вас, её будут читать другие! Для вас в библиотеке есть специальный отдел с книгами, которые вам будет интересно прочесть. Когда прочтете книгу, расскажите о ней товарищам, может быть и им будет интересно.
Я хочу пожелать, чтобы все оставались хорошими читателями, бережно относились к книгам.
В конце занятия детям вручаются призы.


Источники:

ж. Практические советы учителю №3, 2012г.
ж. Читаем, учимся, играем. №3, 2009
Тимаев Р.Л. Живи, книга! Практические советы о том, как продлить жизнь книг. 2-е изд.- М.: Мол. Гвардия, 1980.- 95с.
Мищенкова Л.В. Классные часы для учащихся 1-4 классов/ Л.В. Мищенкова.- Ярославль, Академия развития, 2009.- 192 с: ил. – (самый классный час).
Классные часы/ Авт.-сост. Т.Н. Максимова.- М.: ВАКО, 2009.- 272 с.- (учебный год).
Классные часы в начальной школе. Электронное пособие.
Журналы «Начальная школа».












15