Урок познания мира «Органы чувств. Их роль и значение в жизни человека».


Общая средняя школа №17 имени Лермонтова
Открытый урок
по познанию мира
3 класс
Тема урока: «Органы чувств. Их роль и значение в жизни человека».
Подготовила: Морина В.А.
(учитель начальных классов)
Предмет
Познание мира 1 четверть
Класс 3
Тема урока Органы чувств. Их роль и значение в жизни человека.
Ссылки Учебник «Познание мира» 3 класс
Цели урока Углубить знания учащихся об органах чувств, их функциях и роли в жизни человека; развивать память, наблюдательность, умение слушать, сравнивать и делать выводы, развивать умение находить нужную информацию; работать в группе; воспитывать трудолюбие, любознательность и чистоплотность.
Результаты обучения для учащихся предметные: знать о значении и функциях органов чувств; о полезных и вредных привычках; личностные: проявлять стремление к сохранению здорового образа жизни; системно – деятельностные: уметь сравнивать и обобщать информацию; проявлять познавательные, исследовательские и творческие способности.
Виды работ Работа в группах, индивидуальная работа, беседа, демонстрация, рассказ учителя.
Межпредметные связи Литературное чтение, изобразительное искусство, математика.
Материальное обеспечение урока плакат с изображением органов чувств, слайды, сахар, соль, цветные карандаши, яблоко, освежитель воздуха, муз.запись, карандаш, линейка, стакан.
Этапы урока
Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. 1 мин
Приветствие. Психологический настрой.
Встали все красиво, поздоровались учтиво. Мысленно пожелали друг другу и гостям всего доброго. Приветствие. Подготовка к уроку.
Актуализация знаний.
7мин Вступительное слово учителя: - Сегодня мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека. Белинский говорил: «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод». И чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться и сегодня на уроке, и на последующих уроках в старших классах. - Для чего нужно знать свой организм? - А какие органы помогают нам приспосабливаться к окружающему миру? (органы чувств) - Давайте вспомним, как они называются. У вас лежит небольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд) 1.У зверушки на макушке, А у нас – выше глаз. (Ухо) 2.На ночь два оконца, Сами закрываются, А с восходом солнца, Сами открываются. (Глаза) 3.Мы в нее зимой и летом, С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… (Кожа) 4.Меж двух озер стоит утес, В нем две пещеры – это…(Нос) 5. Первым пробовать привык Угощенья все ….(Язык)
3 к 1 у о 5 я
х ж з о р2 г а 4 н ы л о к
а с з- Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Органы чувств». Условия работы: 1.Отвечать четко, использовать рисунки, доклады.2.Работать в группе, взаимодействовать с товарищами. 3. Уметь слушать товарища.
Чтобы беречь свое здоровье.

Каждый заполняет самостоятельно.
Усвоение новых знаний и способов действий. 15 мин
1).Учитель показывает яблоко. - Что помогает вам увидеть это красивое яблоко? (Слайд) - Органом, какого чувства являются глаза? Некогда слово «глаз» означало в русском языке камень-кругляк или шарик, а для обозначения глаза употреблялось слово « око»- « очи», сохранившиеся и поныне в русском языке и в поэтической речи (в пословицах, поговорках, сказках)
Человеческий глаз имеет форму шара, похожий на яблоко (глазное яблоко). Подробно об этом органе расскажет ученик.- Послушайте, что расскажет вам…
Глаз очень хрупкий орган чувств, имеет хорошую защиту: брови, веко, ресницы (слайд). Чтобы сохранит зрение, на уроках мы делаем гимнастику для глаз. Учащиеся по таблице рассматривают и рассказывают об устройстве глаза. (Слайд)- Почему люди носят очки?
2). Звучит мелодия по магнитофону. - Что это? - Что помогает вам услышать звук? (Слайд)
Ученик рассказывает о строении уха, используя таблицу, зачитывает информацию из реферата.
3) Распространяется запах …освежителя воздуха. Что почувствовали? Какой орган чувств вам в этом помог?Нос-это орган обоняния. Обоняние-это способность человека воспринимать запахи. (Слайд)
- Объясните смысл фразеологизмов: зарубить на носу, задирать нос, водить за нос, нос не дорос. - Как же нам сохранить обоняние? (беречь организм от простуды, не курить)
4) Опыт: На столах у учащихся блюдца с белым, кристаллическим, сыпучим веществом. Дети пробуют (соль, сахар). - Что вы попробовали? Какое оно на вкус? Какой орган помог определить, что на блюдце? Язык - орган вкуса. С помощью его мы определяем сладкое, горькое или кислое. - Что вы знаете о нем? (Слайд)

5) Игра: « Определи предмет». У учителя мешочек, внутри находятся предметы, сделанные из разных материалов. На ощупь дети определяют предмет и материал, из которого он сделан. (стакан – стекло, ложка – металл, линейка – дерево). - Что помогло вам определить, из чего сделаны эти предметы? (кожа) Кожа – орган осязания. Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. (Слайд) Дополнительную информацию предлагает ученик из группы.

- Какой орган управляет всеми органами чувств? Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!!! - Как же это понять? - Нервные окончания тянутся во все части нашего организма, чтобы по одним из них передавать приказы мышцам, а по другим принимать сообщения в мозг. Получив такие сообщения – сигналы, мозг создает у нас чувство голода, жажды, боли и т.д. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже вида чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. (глаза)
(зрения)


….(названный ученик из группы «глаза» зачитывает свой доклад)


(для защиты глаз от солнца или для коррекции зрения)
(органы слуха - уши)


Приятный запах. Названный ученик из группы дает информацию по реферату на тему «Нос».

Ученик из группы рассказывает по реферату; по таблице и рисунку показывает его строение. С помощью языка мы определяем вкус пищи и узнаем, годиться ли она для употребления. Кончик языка чувствителен к сладкому, корень языка - к горькому, а края языка – к кислому, на язычке есть вкусовые сосочки.
По таблице учащиеся рассматривают состав кожи. Она состоит из трех слоев: первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяет жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу и боли. На коже растут волосы и ногти. Итак, второй слой – это сама кожа. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Мозг.
Закрепление знаний и способов действий. 15 мин Работа в группе. 1. Отгадайте загадку. 2.Изобразите свой орган чувств. 3. Напишите отличительные признаки. 4. Загадки, пословицы, поговорки, сказки. Работа в группе.
Защита постеров.
Подведение итогов.
3 мин Проведем графический диктант. ( Если «да», то +, если «нет», то -.) 1. Нос - орган обоняния. +2. Язык – орган слух. -3. Уши – орган вкуса. -4. Кожа – орган осязания. +5. У человека 6 органов чувств. -6. Человек с помощью ушей различает голос и звук. +7. Вредные привычки помогают человеку. + Оценивание. «5»- без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки. Индивидуальная работа.

Самостоятельное оценивание.
Рефлексия 3 мин - Объединитесь все группы вместе в большой круг. Чтобы быть здоровыми, нам все органы нужны и должны дружно работать. И мы должны взаимодействовать между собой, как один целый организм. Выводы учащихся.
Оценивание.
Домашнее задание:
1 мин прочитать текст, подготовить пересказ.
Кроссворд
3 1 5

2 4

Ф.И. ученика _____________________________________
Графический диктант
1 2 3 4 5 6 7
Оценивание.
«5»- без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки.

Ф.И. ученика _____________________________________
Графический диктант
1 2 3 4 5 6 7
Оценивание.
«5»- без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки.
Ф.И. ученика _____________________________________
Графический диктант
1 2 3 4 5 6 7
Оценивание.
«5»- без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки.