Внеклассное мероприятие для учащихся и родителей 4 класса Книга-наш лучший друг.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заречная начальная школа - детский сад»








«Книга –наш лучший друг»

Праздничная гостиная
Внеклассное мероприятие для учащихся и родителей 4 класса










Прохорова Наталья Ивановна
Учитель МОУ «Заречная начальная школа-детский сад»















2016 год

Цели:
- Познакомить детей с историей возникновения книги;
- Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера, развивать память, речь, мышление, воображение; - Воспитывать любознательность, бережное отношение к книге. - Прививать умения и навыки товарищества, любви к чтению. Задачи: - Наглядно показать и рассказать детям этапы развития письменности на Руси. - Продолжать работу по обучению отгадывания загадок, знакомить с народной мудростью – пословицами и поговорками о книгах. Форма проведения: праздничная гостиная. Ход мероприятия Здравствуйте,ребята. Здравствуйте, родители. Я рада вас видеть сегодня в нашей гостиной.  Ребята, отгадайте загадки: 1.Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита,  Не человек, а рассказывает. 2.Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Терпеливым языком. (Книга)   Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим? (Ответы детей) Давайте узнаем. (Буквы “перепутались” на доске. Соберите предложение. Какой знак препинания стоит в конце? Прочитайте предложение с нужной интонацией) КНИГА - ЭТО ДРУГ? Вы узнаете, когда и почему появилась первая книга и какой она была раньше, узнаете, как нужно обращаться с книгой, чтобы сохранить её, и, конечно, ответим на наш вопрос.
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, зачем людям нужны книги? (дети высказывают свои предположения) Учитель: А какие бывают книги и какое место занимают книги в современное время - время компьютеров и аудио-видеоаппаратуры? (высказывание предположений детей) Учитель: Сегодня мы с вами будем вести разговор о книгах и об их пользе в нашем современном мире. Прослушайте, пожалуйста, одно стихотворение, возможно, оно наведет вас на какие-нибудь мысли. Хорошая книга – мой спутник, мой друг, С тобой интересным бывает досуг. Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем. Ты мне говоришь про дела смельчаков, Про тайны Земли и движенье планет - С тобой ничего непонятного нет. Ты учишь правдивым и доблестным быть, Природу, людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу, Без книги хорошей я жить не могу. Учитель: Что вы можете сказать после того, как прослушали стихотворение? Вам оно понравилось? (слушаются высказывания детей)  Книга появилась давно. (выступление родителей) Давным-давно, в такие стародавние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели ни читать, ни писать. Но даже тогда они умели складывать сказки. Человеческая память не совершенна, а людям хотелось, чтобы их произведения и знания дошли до потомков. И они придумали буквы, правда первые буквы были похожи на рисунки, но это неважно.
Если первые буквы были так необычны, то как выглядела первая книга? А была она каменной. Книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик. В древней Месопотамии появилась первая глиняная книга. Похожа она была на наш современный кирпич. На плитках из мягкой глины выдавливали особые значки острой палочкой. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Один кирпич – одна страничка. Из табличек составлялись книги, и даже целые библиотеки. Так книги дошли до наших дней.  В одном древнем государстве жил некогда царь. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались... только книги! В стране пирамид появились книги из папируса. Папирус – речной тростник с высоким, до 5 метров, толстым стволом. Этот ствол разрезали на полосы и высушивали. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка, обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали и хранили в особом футляре. В Древней Греции появилась книга из пергамента. И надо сказать, что она была уже похожа на нашу с вами современную книгу. В древнем городе Пергам, откуда и пошло название материала, пергамент выделывали из шкур животных. На изготовление одной такой книги уходило целое стадо баранов. Писали эту книгу от руки несколько лет. Были они очень дорогие. Древний Китай подарил миру множество изобретений, в том числе и бумагу. Считается, что изобрёл бумагу китайский учёный по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот материал сушиться на солнце.  Секрет изготовления бумаги хранились китайцами почти пять столетий. В 1444 году в Германии, в городе Майнц, Иоганн Гуттенберг изобрёл первый в мире печатный станок.
В Древней Руси писали на берёзовой коре – бересте. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили оно дорого. В 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга – “Апостол” - была выпущена 1 марта 1564 года. В наши дни, наряду с новыми книжными новинками появилась электронная книга. С книжными новинками вы можете познакомиться в библиотеке. Учитель: Мальчики и девочки, а зачем нам вообще нужны книги? Разве без них нельзя жить?  (заслушиваются высказывания)  Учитель: Я согласна с вами. Конечно же, можно. Но без книг умирает способность мыслить, понимать, помнить. Книга – это наша память. А как вы относитесь к книге?  (учащиеся высказывают свое мнение) Учитель: Знаете ли вы, что раньше не было компьютеров, не было множества программ по телевидению, не было такой аппаратуры, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который освещал мир. Сейчас все по-другому. Многие перестали читать книги, но, тем ни менее, книгу ничем нельзя заменить, ведь книга – друг. Ее читаешь и кажется, что разговариваешь с тем, кто ее написал. Самое главное – книга нам открывает, прежде всего, самих себя. Когда вы читаете книгу, вы находите сходство с собой и своими поступками. Книга позволяет побывать в любых частях света, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга всегда верно служит нам. Ребята, а вы перечитывали какую-нибудь книгу? Игра «Умный мяч».( Под музыку передаем мяч по кругу. Музыка останавливается, ребенок или взрослый называет книгу.)  Учитель: Наверное, это и есть ваша самая любимая книга. Ведь такие книги хочется читать снова и снова, и, кажется, что ты это делаешь впервые. А сейчас у меня для вас есть такое задание. Мне нужно человек 8 добровольцев из детей и родителей. Вы видите перед собой четыре парты. Добровольцы, подойдите сюда и займите их по 2 человека. (ребята, родители занимают места) Учитель: Перед вами будет следующая задача. Вам нужно собрать из отдельных слов пословицы. Их всего четыре – по одной на каждую команду. Возьмите конвертики и приступайте к работе. Пословицы: Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Книга подобна воде, дорогу пробьет везде.
· Прочел хорошую книгу – встретился с другом. Учитель: Давайте проверим. Пожалуйста, зачитайте свои варианты пословиц, затем мы подумаем над их смыслом. (идет дискуссия по предложенным пословицам) Учитель: Спасибо, вы можете садиться, а мы продолжаем. Викторина “Узнай сказочного героя” 1.Фея в принцессу её нарядила, Хрустальную туфельку ей подарила, Чтобы поехать на сказочный бал, Карета приехала на карнавал. Принцесса скрывала имя своё, А ну, подскажите, как звали её?  (“Золушка”. Ш. Перро.) 2.С букварем шагает в школу  Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”. А. Толстой.) 3.Сейчас потолкуем О книжке другой – Тут синее море, Тут берег морской... Старик вышел к морю, Он невод забросит,  кого-то поймает,  Чего-то попросит. О жадной старухе Рассказ тут пойдет. А жадность, ребята, К добру не ведет... И кончится дело Все тем же корытом, Но только не новым, А старым, разбитым.  (“Сказка о рыбаке и рыбке”. А. С. Пушкин. 4.Появилась девочка В чашечке цветка И была та девочка  Чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке  Девочка спала, Вот какая девочка,  Как она мала! Кто читал такую книжку, Знает девочку-малышку?  (“Дюймовочка”. Г.-Х. Андерсен.)
5. Кто-то за кого-то  Ухватился крепко: Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко! Но еще помощники Скоро прибегут... Победит упрямицу Дружный общий труд. Кто засел так крепко? Может, это... (“Репка”. Русская народная сказка.) 6.Кто-то пасть свою открыл, Кто-то что-то проглотил. Потемнело все вокруг. Ой, какой везде испуг! Но медведь сразил врага, С ним расправа недолга! Струсил враг и воротил То, что в небе проглотил! (“Краденое солнце”. К. Чуковский.) 7.Фруктово-огородная страна, В одной из книжек-сказок есть она. А в ней герой – мальчишка овощной, – Он храбрый, справедливый, озорной. (“Чиполлино”. Дж. Родари.) 8. Скачет лошадь непростая – Чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок – Удивительный конек, По прозванью... (“Конек-Горбунок”. П. Ершов.)
9. Столяр Джузеппе-Сизый нос  Полено в дом принес.  Он начал что-то мастерить,  Полено стало говорить.  Кто в том полене говорил?  Кого Джузеппе мастерил? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”. А. Толстой.) 10.Книжку, ребята, в руках я держу, А как называется, вам не скажу. Но все ж вы сейчас догадаетесь сами... Вот дедушка в лодке поплыл за дровами. А вот островок небольшой на воде, Зверушки на нем...Ой, зверушки в беде! Вода прибывает, зверушек снесет... Нет, дедушка добрый сейчас их спасет. Усядется в лодку команда косая... А книжка, ребята, про деда... (Мазая). А еще про кого? (“Дедушка Мазай и зайцы”. Н. Некрасов.) 11. Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной. Он сам, того не ведая, несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь Названье этой сказки...  (“Маша и медведь”. Русская народная сказка.) 12. В этой книжке именины, Много было там гостей. А на этих именинах Появился вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть ее не погубил, Но коварному злодею Кто-то голову срубил.  (“Муха-цокотуха”. К. Чуковский.)
Ребята, а ведь книги тоже живут в своем доме. Чтобы узнать, что это за дом, отгадайте загадку. Снаружи смотришь – дом как дом. Но нет жильцов обычных в нем. В нем книги интересные Стоят рядами тесными: И Черномор, и царь Гвидон, И добрый дед Мазай. А как зовется этот дом? Попробуй, угадай! (Библиотека) Учитель: Правильно. Библиотека. Библиотеки бывают разные. Бывают домашними, а бывают общественными. Но каждая – это целый дом книг. Из каких произведений взяты строки? - “ И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на этой шляпе наша каша”. (В. Драгунский. “Тайное всегда становится явным”.) - “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: “Ай!” - и прыг на диван”. (Н.Носов. “Живая шляпа”.) - “Я остановился на лестнице и внятно сказал: “Никакие не “сыскси”, никакие не “хыхки”, а коротко и ясно “фыфки”!” (В.Драгунский. “Заколдованная буква”) - “В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были маленькие”. (Н. Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”.) А теперь ваше домашнее задание. Ваша задача была подумать дома и принести в нашу гостиную любимую книгу вашей семьи, нарисовать к ней обложку показать ее и рассказать нам, почему она для вас таковой является (ребята с родителями демонстрирует свои любимые семейные книги) Учитель: Спасибо вам большое. Меня радует, что многие из вас серьезно отнеслись к моей просьбе, и мы узнали сегодня много новых книг. Вы назвали много книг. Перечитать все – жизни не хватит. Но есть книги, которые живут много веков и которые читают во многих странах мира. Книги могут жить веками. Но чтобы их сохранить, нужно относиться к ним бережно. А вот как нужно обращаться с книгами, вам расскажет книга, которая пришла в гости. (в класс заходит мама, которая играет роль книги) Я книга. Я – товарищ твой! Будь, школьник, бережным со мной Мой чистый вид всегда приятен, Оберегай меня от пятен, Привычку скверную оставь: Листая, пальцы не слюнявь! (садится на пол) Ой, уронил меня ты на пол! (закрывает руками голову) Ай, супом ты меня залил! Что здесь за звери? Что за птицы! Страницы пачкать не годится! Опять загнул мои листы! Мой переплет не выгибай! Мой корешок не поломай! Не забывай меня в саду: Вдруг дождь нагрянул на беду? Запомни, я – твой лучший друг. Но только не для грязных рук.  Ребята, посмотрите на учебники, на книги, которые стоят на стенде. Вы видите, какая у них яркая обложка, какие красочные иллюстрации. Скажите, вам бы хотелось взять их в руки и полистать? Сегодня, когда вы берёте в руки книгу, прекрасно оформленную, не забывайте, сколько людей над ней работало: это писатели, художники, издатели, редакторы, печатники. Вспомните, какой непростой путь длинною в пять тысяч лет прошла книга, чтобы стать такой, какой вы её сейчас видите. Ребята, цените труд людей, которые создают для вас такое сокровище. Давайте вспомним первоначальное название нашего классного часа. Посмотрите, на доске появился ещё один знак препинания. Прочитаем с нужной интонацией. (Книга – наш друг!) Это так? Какое название вам нравится больше и почему? (Ответы детей) Рефлексия. Прикрепите книжечку под нужную запись. Закончим мы нашу встречу словами одного из самых любимых детских писателей С.Я.Маршака. “Книги могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас сердце забьется сильнее, с их страниц прозвучат интересные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть и на всю жизнь. Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звёздах и планетах, о растениях и животных. Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга”. Организуется выставка семейных книг. Информационные источники “Внеклассные мероприятия. 4 класс.” - Москва: “Вако”,2007 г. “Классные часы. Внеклассная работа.” - Москва: “Экзамен”, 2012 С.Н.Думанская. “Классные часы. 1-4 классы” - Харьков: Издательская группа “Основа”, 2008 г. “Калейдоскоп праздников. 1-4 классы.” - Москва: “Экзамен”, 2011 г.“Пословицы и поговорки”/ сост. В.Д.Сысоев. – Москва: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007 г
15