Разработка урока по окружающему миру на тему Кто что ест (3 класс)


УМК, предмет, класс:«Школа России», окружающий мир, 3 класс.
Тема:«Кто что ест».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных) в предметной области «окружающий мир» по теме: «Кто что ест».
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в индивидуально, парах, группах.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией; развитие умения работать с текстом, извлекать информацию из текста;
- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- формировать умения оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов:формировать понятие о пищевых цепях животных, о взаимоотношениях в природе.
Планируемые результаты:учащиесяузнают о группах животных по особенностям питания, научатся составлять цепи питания животных, определят, как животные приспособились к добыче пищи и, наоборот, к защите от хищников.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями и планом, презентация, цветные карандаши.
Ход урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Мотивация к учебной деятельности
(2 мин.) - Здравствуйте, ребята, меня зовут … .(слайд 1)- Жил мудрец на свете,  который знал всё.  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». (слайд 2)
- Важно, чтобы в  ваших руках, сегодня оказался успех, только хороший результат и радость от полученного общения. Ученики слушают учителя и готовятся к предстоящей деятельности, эмоционально настраиваются.
2
3 Целеполагание
(3 мин.)
Планирование (5 мин.)
- Посмотрите на слайд.(слайд 3)
- Кого вы видите?
-Как назвать их одним словом? (слайд 3)
- Что о них узнали на прошлом уроке?
- Что их объединяет?(слайд 3)
- Выберите только то, что необходимо животным для роста и развития.(слайд 3)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Прочитайте тему на слайде. Вы оказались правы.(слайд 4)
- Ребята, определите цели урока. (слайд 4)
Теперь составим план нашей работы.
- Ребята, все ли животные едят одну и ту же пищу? Дайте ответ и объясните.
- Определите первый пункт нашего плана.
- Верно, поэтому сегодня нам предстоит выяснить на какие группы по особенностям питания делятся животные. (появляется первый пункт плана: Группы животных по особенностям питания.)(приложение)
- Ребята, а животные в питании как-то связаны между собой? Если да, то как?
- Определите второй пункт плана.
- Верно, сегодня мы проследим, как связаны при питании животные. (Появляется второй пункт плана: Связь животных – цепи питания.) (приложение)- На какие две группы можно разделить всех животных?
- Кто кормит домашних животных?
-А как же остальные?
-Какой следующий пункт плана?
-Предлагаю выяснить более подробно, как животные приспособились добывать себе пищу самостоятельно.
(Появляется третий пункт плана: Кто как приспособлен.)(приложение)
- Перед нами появился план, по которому мы будем работать сегодня. (план на карточках учитель вывесил на доске)
– Какие средства на уроке мы будем использовать?
(слайд 5) - Мы видим медведя, зайца, волка, воробья.
-Одним словом можно назвать «животные».
-На прошлом мы узнали о строении животных.
- Все животные дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.
- Для роста и развития животным необходимо питание.
- Тема нашего урока: «Питание животных».
Ответы учащихся.
- Нет, одни животные питаются растениями, другие мясом и т.п.
Ответы учащихся.
- Да, связаны. Некоторые животные питаются растениями, а некоторые поедают друг друга и т.п.
-Домашние и дикие животные.
- Домашних животных кормит человек.
- Остальные находят, добывают пищу сами.
Ответы учащихся.
-Домашние и дикие животные.
- Домашних животных кормит человек.
- Остальные находят, добывают пищу сами.
Ответы учащихся.
- Нам помогут наши знания, учебник, учитель, дополнительные источники, Интернет и т.п.
4
5
6
7
Реализация плана
(20-25 мин)
Физкультминутка
(2 минуты)
Рефлексия (2мин.)
Домашнее задание
(2 мин.)
- Прочитайте первый пункт плана.
- Выберите из списка средств те, которые смогут нам помочь в определении групп животных.
- Откройте учебник на с.94. Самостоятельно прочитайте текст.
- О каких группах животных по особенности питания вы прочитали?
- Назовите кого вы видите.(слайд 6)
- Расскажите, чем питается каждый из них с опорой на слайды. (слайд 6)
- А теперь, давайте расположим животных по группам. Желающие поднимите руку.
(слайд 7)
(учитель оценивает ученика)
- Предлагаю вам поработать в парах. О чём нужно помнить, работая в паре?
- У вас на столах лежит карточка №1 (приложение)с заданием.(слайд 8)
- Определите, чем питаются эти животные, и распределите по группам.Обведите нужным цветом в первом столбике название каждого животного, во втором – особенности его
питания и в третьем – группу.
Зелёным-растительноядных;
синим-насекомоядных;
красным-хищников;
жёлтым-всеядных.
-Давайте проверим работу самостоятельно.(слайд 8)
- С каким пунктом плана мы справились?
- А теперь предлагаю оценить, так как вы работали в группе, деятельность своего соседа. Обменяйтесь карточками для самооценки и рядом с цифрой два поставьте нужный знак (слайд 9). Поднимите руку, кто поставил +. Молодцы.
- Назовите второй пункт нашего плана.
-Что такое цепь? Что такое цепь питания?
- Верно, ребята! (слайд 10)
-Мы выяснили, что цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, другие в водоеме, совершенно иные в поле. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью в группах по рядам.
- Вспомните, как надо работать в группе.
(От каждой группы учитель приглашает по одному человеку и раздаёт листы со стрелками и по 4 карточки с изображением растений и животных.(приложение)
-А теперь послушайте задание. Каждая группа должна составить цепь питания животных по месту их обитания – определить кто, что ест, используя карточки. Они прикрепляются к листу со стрелками скрепками в правильной последовательности. Будьте внимательны!Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу.
(По сигналу ребята начинают работать в группах.)
-Развесьте готовые цепи на доске, представитель от каждой группы, приготовьтесь объяснить свою работу, но не называйте место, куда совершили путешествие, ребята постараются догадаться сами.
-Все ли карточки вы использовали?
- Где были ребята?
-Все цепи у нас на доске.
(С лишними животными можно составить другие цепи питания, но дома)
-В каком порядке расположены звенья в цепи питания?(слайд 11)
- А теперь попытаемся самостоятельно составлять цепи питания, откройте рабочую тетрадь на с. 56, задание №4. Прочитайте. Что будете делать?
-Давайте выполним проверку. Желающие поднимите руку.
Ребята, проверяйте свою работу внимательно, по необходимости исправляйте.(слайд 11)
(учитель оценивает ученика, который работал у доски)
- С каким пунктом плана мы справились?
- А теперь предлагаю оценить вашу деятельность. В карточке для самооценки рядом с цифрой три поставьте нужный знак (слайд 12). Поднимите руку, кто поставил +. Молодцы.
- Сейчас мы отдохнём и поиграем. Я буду называть животного, а вы будете определять, к какой группе оно относится. (слайд 13)
Растительноядные: кенгуру, заяц, коза, корова, овца, лось, жираф, верблюд, олень. Хищники: лиса, тигр, волк, лев, щука, акула, божья коровка, ястреб. Всеядные: медведь, кабан, сова, дятел, ёж, куница, барсук.
-Назовите третий пункт плана.
-Как вы считаете, чем мы воспользуемся, чтобы ответить на этот вопрос, вспомните средства, которые мы называли?
- … подготовил (а) заранее для нас сообщение, используя дополнительную информацию. Внимательно её послушаем, а после ответим на вопросы.(приложение)или учебник, с.95-96
- Как приспособились хищники к добыванию пищи? Приведите примеры.
- Как приспособились животные к защите от врагов? Приведите примеры.
- С каким пунктом плана мы справились?
- А теперь предлагаю определить, насколько вам понятен ответ на третий пункт нашего плана. В карточке для самооценки рядом с цифрой четыре поставьте нужный знак (слайд 14). Поднимите руку, кто поставил +. Молодцы.
- Ребята, обратите внимание, на наш план. Со всеми ли пунктами мы справились?
- В карточке для самооценки рядом с цифрой пять поставьте нужный знак (слайд15). Поднимите руку, кто поставил +. Молодцы.
- А теперь я вас проверю. Поиграем в игру «Закончи предложение!»(слайд 16)
- А сейчас вновь приготовьте листы самооценки. Оцените свою работу на уроке, опираясь на критерии.(слайд 17)
- Я обязательно проверю ваши листы, учту работу на уроке и выборочно поставлю отметки в журнал.
- Откройте дневники и запишите то задание, которое вы хотели бы выполнить дома.(слайд 18)
Изготовить, свою модель цепи питания.
Подготовить рассказ на тему: Доброе слово о хищниках.
С.94-96, прочитать, ответить на вопросы. Учащиеся читают первый пункт плана, поднимая руку, называют подходящие средства.
Самостоятельное чтение
- Мы узнали о следующих группах: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.
- Мы видим животных: медведь, заяц, волк, воробей.
Ученики рассказывают о питании каждого животного. Учитель старается нацелить на связную речь.
Ответ ученика.
- Нужно уметь договориться.
Учащиеся выполняют задание.
- Мы справились с первым пунктом плана.
Ученики оценивают деятельность соседа на данном этапе.
- Второй пункт плана: Связь животных – цепи питания
Разные ответы детей.
- Нужно сотрудничать, уважать мнение других, работать тихо.
Выходит от каждой группы ученик и получает задание.
Ребята выполняют работу.
- 1) Где мы были растет осина. Их корой питаются зайцы. Зайца может догнать и съесть волк.
- У нас была лишняя карточка–лягушка. Это животное из водоёма в данную цепь питания не входит.
- Ребята были в лесу.
Таким же образом объясняют свои цепи группы 2 и 3.)
2) Пшеница – полевая мышь – лиса (рыба-лишнее слово, поле)
3) Водоросли – карась – щука (медведь-лишнее слово, водоём)
- I звено – растения; II звено – растительноядные животные; III звено – остальные животные.
- Мы будем составлять цепи питания: записывать названия живых организмов в нужной последовательности и приведём свой пример.
Ответ ученика.
- Мы справились со вторым пунктом плана.
Ученики оценивают свою деятельность на данном этапе.
- Третий пункт плана: Кто как приспособлен.
Ученики предлагают средства.
Ученики внимательно слушают сообщение, запоминают.
Ребята приводят примеры, о которых услышали из сообщения.
- Мы справились с третьим пунктом плана.
Ученики оценивают свою деятельность на данном этапе.
Ученики оценивают свою деятельность.
Ученики оценивают всю свою работу на уроке, критерии оценки на слайде.
Ученики записывают задание по выбору.