Исследовательская работа на тему Пушкин в портретах


Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Малая академия наук «Искатель»

Отделение: языкознание и литературоведение
Секция: русская литература

Пушкин в портретах
Работу выполнил:
Корнилаева Ксения ученица 6 а класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная школа № 4» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым
Научный руководитель:
Балабан Марина Геннадиевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым
                                                                                                                                 
                                   г. Красноперекопск – 2016
ТЕЗИСЫ
К работе «Пушкин в портретах».
Работу выполнил: Корнилаева Ксения, обучающаяся 6-а класса
МБОУ «СОШ№4».
Научный руководитель: Масюткина Марина Геннадиевна, учитель русского
языка и литературы МБОУ «СОШ№4».
Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт. Большой ценностью обладают дневниковые заметки современников А.С.Пушкина, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о своей внешности.
Актуальность: Пушкин — спутник многих поколений вот уже больше двух столетий.
Цель работы: рассмотреть иконографию А. С. Пушкина в графике и живописи от первого детского портрета начала 19 века до изображений 1945-х годов.
Задачи: проанализировать столь различные по характеру, стилю произведения искусства; выявить закономерности трансформации образа А. С. Пушкина в представлении художников за полтора столетия; проследить, каким видело, искало и находило «своего поэта» каждое новое поколение художников.
Предмет и методы исследования: рисунки, миниатюры, гравюры и картины с изображением поэта. Сбор и обработка информации, анализ и сравнение работ художников разных поколений.
Результаты исследования: как бы ни рисовали Пушкина художники, как бы о себе ни говорил сам поэт, в сознании у каждого из нас свой Пушкин.

6 июня 1799 года — в Москве родился Александр Пушкин. Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт - как известно, фотография была изобретена уже после гибели поэта. Следовательно, фотопортреты его отсутствуют, но существуют словесные и живописные. 
Быть может (лестная надежда)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был Поэт!
Пушкин, «Евгений Онегин», 1823
Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт. В этом смысле большой ценностью обладают дневниковые заметки его современников, неважно кого – друзей или недругов, а также собственные высказывания поэта о своей внешности.
Мною была проведена работа по обработке многочисленных литературных источников и воспоминаний современников поэта для реализации цели: рассмотреть иконографию А. С. Пушкина в графике и живописи от первого детского портрета начала 19 века до изображений 1980-х годов.
Задачи: проанализировать столь различные по характеру, стилю произведения искусства; выявить закономерности трансформации образа А. С. Пушкина в представлении художников за полтора столетия; проследить, каким видело, искало и находило «своего поэта» каждое новое поколение художников.
Трудно назвать имя большого русского художника, который в своем творчестве не обращался бы к образу А. С. Пушкина: Кипренский, Тропинин, Айвазовский и Ге , Репин и Серов, Антокольский и Трубецкой, Ульянов и Кончаловский, Фаворский и Кравченко, Шадр и Коненков, Петров-Водкин и Пластов, Лебедева и Матвеев, Аникушин и Белашова, Моисеенко и многие другие. Это свидетельствует о том, что каждая эпоха находит в неисчерпаемом гении Пушкина то новое и животрепещущее, что ей созвучно.
В своей работе я пользовалась материалами Московского и Ленинградского пушкинских музеев. Также проследила творческий путь некоторых художников и выявила, в какие годы создатели работали над портретами поэта и каким они его видели.
Иконография Пушкина открывается его портретом в раннем детстве. Исполнен он на небольшой металлической пластине масляными красками в самом начале прошлого столетия, в Москве, где жила семья поэта. Это из самых известных детских портретов А.С.Пушкина «Пушкин-ребенок» (1801-1802)г.г. Работа не имеет подписи. Мы не знаем имени создателя первого портрета Пушкина. Был ли им крепостной, как гласила семейная легенда бывших владельцев, или частый гость Пушкиных, писатель, ученый и художник-любитель Ксавье де Местр, пока точно не известно. Можно лишь с уверенностью сказать, что миниатюра исполнена несколько необычно по образному строю, технике и манере письма.
В начале 19 века бытовали миниатюры, писавшиеся гуашью по тонкой пластинке слоновой кости мелкими точечными мазочками. Детей, как правило, старались изображать похожими на взрослых, искусственно придавая им значительность. Детский портрет Пушкина, рисованный широкой кистью масляными красками, выгодно отличается от других. Мы видим живого ребенка, а не куклу. Жизненности впечатления способствует намеренный прием ассиметрии - рубашечка сползла с одного плеча мальчика. Каким мы видим Пушкина на его первом портрете? Это мальчик двух-трех лет, по- детски пухленький, с большой головой, привлекающий внимание очень живым и серьезным взглядом больших темных глаз. Волосы густые, жесткие, непокорные- светлорусые с рыжеватым оттенком.
Детский портрет поэта более полутора столетий оставался никому не известным. Его подарил московскому музею А.С.Пушкина ко дню открытия 6 июня 1961 года народный артист СССР В.С.Якут.
1. «...Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых так искры и сыпались...» (Из воспоминаний Е.П.Янькова.)
Вторым по времени создания портретом Пушкина является рисунок мягким итальянским карандашом и пастелью, подкрашенный прозрачной акварелью. Он исполнен, по всей вероятности, лицейским преподавателем рисования С.Г.Чириковым. Нежные тона, мечтательная поза, задумчивое выражение лица юноши- весь облик проникнут каким-то особым благородством, чистотой и ясностью помыслов. По чувству благоговейного уважения к своей модели, вложенному художником в работу, можно предположить, что она была сделана вскоре после общественного признания Пушкина поэтом на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года.
Каким же видели поэта окружающие? Первое впечатление о мальчике Пушкине в день вступительных экзаменов в Лицее и его характеристика сохранились в воспоминаниях И.И.Пущина: « Я слышу:Ал.Пушкин!- выступает живой мальчик , курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный…» А вот наблюдения другого лицеиста- С.Д.Комовского: « Не только в часы отдыха от учения в рекреационной зале, на прогулках в очаровательных садах Царского Села, но нередко в классах и даже во время молитвы Пушкину приходили в голову разные пиитические вымыслы, и тогда лицо его то помрачалось, то прояснялось, смотря по роду дум, кои занимали его в сии минуты вдохновения».
2. «Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно...» (Из воспоминаний брата поэта Л.С.Пушкина.) Рост Пушкина в зрелом возрасте известен точно – 166,64 см (два аршина и пять с половиной вершков).
Два первых портрета Пушкина –ребенком и юношей- преследовали в первую очередь мемориальную цель и были далеки от большого искусства. Однако оба художника подметили в своей модели склонность к размышлениям и мечтательности. Все же последующие изображения Пушкина в большей или меньшей степени проецировались на творческий характер личности поэта. Так именно желание представить читателю нового поэта было причиной появления в 1822 году первого гравированного портрета Пушкина работы Е.И. Гейтмана.
Гравюра была выполнена на меди художником Е.Гейтманом для первого издании "Кавказского пленника" (1822 года) с лицейского рисунка. Почему-то Пушкин выбрал для иллюстрации романтической поэмы образ себя шестнадцатилетнего.
Пушкин отрицательно отнесся к работе художника. В письме Гнедичу из ссылки в Кишиневе 27 сентября поэт явно выразил свое отношение к портрету: « Я писал к брату, чтоб он Сленина упросил не печатать моего портрета, если на то нужно мое согласие, то я не согласен».
Действительно, нелепость изображения была очевидна: двадцатитрехлетний поэт, имя которого уже окружено ореолом славы даже в глухой провинции, впервые представлялся публике в виде отрока с экзотической наружностью арапчонка, в детской рубашке, опирающимся на пухлый кулачок. Это изображение, оригиналом для которого послужил , по-видимому, известный рисунок С.Г.Чирикова 1815 года, совершенно не соответствовало ни внешности Пушкина того времени , ни его идеалу личности романтического поэта.
К образу А.С. Пушкина в своем творчестве обращались художники Константин Сомов и Петр Соколов. Портреты были написаны на основе воспоминаний лицеистов.
3. «Кутила... вспыльчивый до бешенства... вечно рассеянный... избалованный с детства похвалой и льстецами... ничего любезного... ни привлекательного в своем обращении… (Из воспоминаний лицеиста барона М.А. Корфа.)
4. Князь П.А.Вяземский на записках М.А.Корфа сделал примечание: «Был он вспыльчив, легко раздражен, это правда, но когда самолюбие его не было задето, был особенно любезен и привлекателен, что доказывается многочисленными приятелями... Ничего трактирного в нем не было, а еще менее грязного разврата... В любви его преобладала вовсе не чувственность, а скорее поэтическое увлечение, что, впрочем, и отразилось в поэзии...»
5. И.И.Пущин – друг поэта: «...В нем была смесь излишней смелости и застенчивости, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило... Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось».
6. «Робость видна была во всех его движениях... он был очень неровен в обращении, то шумно весел, то грустен, то робок, дерзок, нескончаемо любезен, то томительно скучен, и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту... он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был несказанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его. Когда он решался быть любезным, то ничего не могло сравняться с блеском, остротой и увлекательностью его речи... он был невыразимо мил, когда задавал себе тему угощать и развлекать общество...» (Из воспоминаний Анны П.Керн о встрече с Пушкиным в Тригорском в июне 1825 г.)
7. «Наконец, надо себе представить и самую фигуру Пушкина. Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства был среднего роста, почти низенький человек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим приятным голосом, в черном сюртуке и черном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно повязанном галстуке. Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и между тем поэтическую, увлекательную речь». (Из воспоминаний историка М.П.Погодина, 12 октября 1826 г.)
В 1826 году - уже по возвращению из ссылки - Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. Техника - итальянский карандаш.
8. «Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был в голубых, или лучше сказать в стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью, странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие...» (Из воспоминаний А.А.Олениной, 1828 г.)
Романтический образ поэта принадлежит кисти Ореста Кипренского. 1827 год. Заказчиком портрета был Дельвиг. Сам Пушкин комментировал в ситах этот портрет так: "Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, - И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит: Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид."
Известна картина Ивана Айвазовского и Ильи Репина. "Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). 1887. Холст, масло. Находится в Центральном Пушкинском Музее.
Первый портрет, заказанный в 1827 году уже классику русской портретной живописи - Василию Тропинину.
9. «Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он заботился, как Байрон. Он совсем не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. В облике его было что-то родное африканскому типу, но не было того, что оправдывало бы его стих – потомок негров безобразный. Напротив того, черты лица у него были приятные. В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе...» (Из воспоминаний Юзефовича – адъютанта Раевского, увидавшего поэта на Кавказе в действующей армии в 1829 г.)
Считается что последний прижизненный портрет Пушкина- самый загадочный портрет, потому что на нем печать исхода судьбы поэта. Рисовал явно не профессионал, а любитель и видимо из близкого окружения Пушкина.
10.«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь... Лучше всего, по-моему, передает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос – выдающимся – это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми, кудрявыми волосами». (Из воспоминаний И.А.Гончарова, когда он студентом увидел А.С.Пушкина при посещении им Московского университета, 27 сентября 1832 г.)
Пушкин для нас, в отличие от Пушкина для его современников, имеет свой внешний облик – сформировавшийся за 150 лет социальный стереотип.
Мы узнаем его по удлиненным глазам, кудрям и бакенбардам, по прямому носу, выдающемуся вперед подбородку, пухлым губам и срезанному назад лбу. Таким он знаком нам с детства по хрестоматийным парадным портретам, по карандашным наброскам или по схематичным автопортретам на полях его рукописей.
Но как бы ни рисовали Пушкина художники, как бы о себе ни говорил сам поэт, в сознании у каждого из нас свой Пушкин.