Описание авторской концепции нравственного воспитания младших школьников посредством интеграции учебной и внеурочной деятельностей


А. В. Иванова
Описание авторской концепции
нравственного воспитания младших школьников посредством интеграции учебной и внеурочной деятельностей

В практике педагогики, как впрочем, и в любой другой области человеческой деятельности, лишь глубокое нравственное начало может служить основанием для создания передового, прогрессивного. Нравственность в педагогике была и остаётся основой для творческого поиска, направленного на совершенствование человеческой личности. Ещё А. В. Луначарский писал о том, что очень важно, чтобы педагог был самым универсальным, самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. В этом высокое дело педагога и никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку.
Поэтому, опираясь на опыт изучения нравственного воспитания, который отражается в трудах таких учёных, как В. А. Сухомлинский, А. М. Архангельский, Н. М. Болдырев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламов и другие, мы разработали и внедрили в учебно-воспитательный процесс начальной школы МОУ «Гимназия №19» авторскую концепцию нравственного воспитания младших школьников посредством интеграции учебной и внеурочной деятельностей.
Применение данной концепции влияет на эффективность учебно-воспитательной деятельности учащихся в целом. Она представляет собой систему наших взглядов на процесс нравственного воспитания младших школьников. Концепция базируется на аксиологическом и деятельностном общеметодологических подходах, на интеграции учебной и внеурочной деятельностей учащихся, на определении оптимальных педагогических условий процесса нравственного воспитания, на применении специальных методов и приемов нравственного воспитания.
Практическая реализация нашей концепции возможна в ходе интеграции учебной и внеурочной деятельностей учащихся, которая организуется посредством следующих авторских программ «Любительский театр, праздники» и «История родного края».
Образовательная программа «Любительский театр, праздники» основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Гимназия № 19» г.о. Саранск, определяет акценты содержательной линии школы, а именно духовно-нравственное развитие личности учащегося начальной школы.
Целью данного курса является воспитание гармонически развитой и творчески активной личности средствами театра.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Поэтому программа «История родного края» нацелена на углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Задачи, которые мы поставили в программе следующие:
Обучающие: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся:
приобретение школьниками социальных знаний;
-получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, культура, мир, знания, труд);
получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Программа данного курса включает:
- содержательный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
- эмоционально-побудительный компонент – переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, гордости за свой народ, за свой родной край; уважение к историческому прошлому родной страны, к героям военных лет, проявление интереса к сведениям о своей малой Родине, потребности расширить свой кругозор, стремление участвовать в общественно - полезном труде;
- деятельный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о старшем поколении, желание отразить полученные знания в творческой, поисковой деятельности).
В процессе реализации программы курса формируются компетенции:
Ценностно-смысловая (формирование мировоззрения, определение смысла жизни, ценностей, осознание своей миссии).
Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, воспитание толерантности).
Учебно-познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).
Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение себя представить).
Социально-трудовая (знание роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя)
Реализация данной программы предполагает:
сформированность у учащихся устойчивого интереса к истории своей семьи, малой Родины; уважительного и бережного отношения к героям - землякам, к памятникам архитектуры и культуры, к природе родного края;
проявление стремления к служению Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации; инициативности и творчества в труде, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;
соблюдение норм культуры поведения, общения.
По окончании изучения данного курса дети могут продолжить начатую работу и в старших классах.
Наша концепция основывается также на определении оптимальных педагогических условий процесса нравственного воспитания, на применении специальных методов и приемов нравственного воспитания. А именно: мотивационных, содержательных, операционных. Необходимо опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы деятельности. Среди интересов на первом месте – познавательные. Развитию нравственных качеств способствует мотивационный компонент деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия.
Важным в концепции является применение методов изучения нравственного воспитания, к которым относятся:
диагностический опрос;
анкетирование;
ранжирование;
эксперимент;
сравнение.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Но необходимо помнить, что все усилия воспитать высоконравственную творческую личность сведутся на нет, если они не ориентированы на отношение к человеку, как к высшей ценности.