Статья: Решение проектных задач младших школьников в учебной деятельности.


Решение проектных задача в учебной деятельности младшего школьника.
Действительно ли так актуальна «Технология проектной деятельности»?
Учебный проект для ученика и учебный проект для учителя – это одно и то же?
О чем необходимо продумать, предусмотреть и подготовить до начала работы с учебным проектом?
Проект и урок: вместе или врозь?
Проекты персональные или групповые: что эффективнее?
Почему в начальной школе речь идет о «проектной задаче»?
Этот неполный список вопросов, полагаю, возникает не только у меня, когда речь заходит о «Технологии проектной деятельности».
Проект - (от projectus-брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, торчащий) - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Если вдуматься в каждое слово в этом определении, становиться ясно, что использование в учебной деятельности «Технологии проектов», дело «хлопотное». А сама технология, действительно, уникальная, трудоемкая, требующая усилий. Трудиться придется всем, и учителю и ученикам.
Метод проектов исторически не нов. Джон Дьюи, Георг Кершентейнер, Мария Монтессори, С.Т. Шацкий внедряли метод проектов, в 20-х годах ХХ века его широко использовал А.С.Макаренко, в 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы, которые были построены на основе комплекса проектов. Но использование Проектной технологии в советской школе привело к падению качества обучения. Причины: отсутствие подготовленных педагогических кадров, слабая разработка методики. Это те ошибки, которые современная школа обязана сегодня избежать.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
   Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определен, как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. 
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Вывод:
метод проектов - способ осуществления современных целей образования: формирование активной самостоятельной инициативной позиции ученика в учении;
развитие УУД;
формирование компетенций – умений, сопряженных с личным опытом их использования;
нацеленность на развитие познавательных интересов школьника.
Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Различают следующие виды проектов:
-Исследовательские проекты;
-Творческие проекты;
-Приключенческо-игровые проекты;
-Информационные проекты;
-Практико-ориентированные проекты.
Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.
В чем отличие?
Проект - нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.
Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора ( системы ) заданий.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
Познавательные УУД:
моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
Коммуникативные УУД:
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других. Именно поэтому, в начальной школе рекомендуется чаще решать проектные задачи в группе).
Итак, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения.
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс.
Учитель создает ситуацию, в которой не должна быть напрямую поставлена задача;
Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации ;
Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления, а следовательно, возможных вариантов конечного « продукта » было несколько;
Местом «сборки продукта», оформления результата является итоговое задание.
Действия учителя можно определить следующим образом:
Формулирует: проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи.
Организует деятельность, предлагает: организовать группы, распределить «роли» в группах, спланировать деятельность по решению задач проекта, возможные формы презентации результатов.
Не участвует, но: консультирует учащихся по необходимости, ненавязчиво контролирует, дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость
репетирует с учащимися презентацию результатов.
Помогает оценить результат деятельности: обобщает и резюмирует полученные результаты, оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат.
Этапы решения Проектной задачи:
Постановочный
(тема, идея) Давайте попробуем…
О чем хотели бы …?
Выбор проекта в теме (продукт) Что интересного… ?
В каком виде…?
С кем вместе…?
Подготовительный
Анализ
Что знаем…? Что еще хочется узнать? Как можно распределить работу? Когда закончим?
Синтез
Планирование Что? Кто? Где? Когда?
Реализация Как продвигается? В чем трудность? Помощь требуется?
Презентация
продукта;
рефлексия В какой форме? Кого пригласим?
Что удалось – не удалось? Почему?
Решая проектные задачи, мы не должны забывать об очень важных наших союзниках – это родители.
Правила взаимодействия с родителями:
- Предварительное оповещаем;
- Просим стимулировать интерес;
- Призываем к ненавязчивой помощи;
- «Делаем вместе, а не вместо»;
- Приглашаем на презентацию;
- Выражаем общественную благодарность.
-165735150495

Проектную задачу можно использовать в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. Учителя применяют проектные задачи на разных уроках, но особенно на уроках по окружающему миру. Применение проектной задачи в учебном процессе, как показывает практика, вызывает огромный интерес у учащихся. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Авторы учебников УМК Школа России разработали темы проектов практически во всех предметных линиях.
Проект: Моя близкая Родина- 2а класс Осенний проект - 4б класс;

Камни – 1а, 1б классы

Мой питомец -2аЯ и моя семья- 2аГде живет медведь? – 2 а
lefttop
А мы сочинили сказку! - 3а Проект Детская площадка – 3а


lefttop
Проект Слово – 3а
Проект Увлечения моей семьи – 2 класс

Проект Кормушка Проект Клумба