Исследование на тему: Дидактические условия построения и реализации проектных компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению.

Дидактические условия построения и реализации проектных компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению.


Цель: выявить дидактические условия построения и реализации проектных компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению.

Объект исследования: процесс обучения литературному чтению в начальной школе.

Предмет исследования: дидактические условия построения и реализации проектных компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению.

Гипотеза исследования: построение и реализация проектных компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению будет эффективным, если:
- определены этапы и требования к построению и реализации проектных компетенций младших школьников;
- проведена диагностика индивидуальных особенностей и уровня обученности чтению младших школьников, сформирована позитивная мотивация к изучению литературного чтения;
- определены дидактические условия отбора содержания учебного материала по литературному чтению обеспечивающего учет индивидуальных особенностей и возможностей реализации проектных компетенций младших школьников;
- разработан и апробирован учебник, методические рекомендации, позволяющие обеспечить реализацию проектных компетенций младших школьников.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

выявить методические и психолого-педагогические основы и изучить состояние проблемы обучения литературному чтению младших школьников;

разработать этапы построения и реализации проектных компетенций младших школьников;

определить дидактические условия построения и реализации проектных компетенций младших школьников в процессе обучения литературному чтению;

практические рекомендации, обеспечивающие проектную компетенцию младших школьников.


Я, Княжева Наталья Александровна, в своей профессиональной деятельности руководствуюсь законом «Об образовании», законами Российской Федерации. Конвенцией о правах ребенка и инструктивными письмами по предметам.
Вопросы воспитания увлеченного читателя занимают меня давно, ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Главное – организовать процесс так, чтобы литературное чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе, как особому виду искусства. Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней – непременное свойство умения читать. Чувство автора; принятие или непринятие его позиции – истинная культура чтения. Творческим чтением движет любознательность. На своих уроках я стараюсь способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.
Таким образом постепенно формируется привычка и навык полноценного, вдумчивого чтения и грамотный читатель. В младшем школьном возрасте это возможно и необходимо. Детское «почему» - свидетельство активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом.
Чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогические особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.
Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал?
Эти вопросы, возникшие однажды, заставили меня поменять акценты в своей педагогической деятельности. Особое внимание уделяю формированию читательского интереса и полноценного восприятия художественного текста. Сегодня, становится очевидным, что обучение построенное на деятельностном подходе, активно развивает самостоятельность и творческий потенциал младших школьников. Важная роль в решении этих задач отводится использованию коммуникативных технологий. Коммуникативный подход предполагает создание особого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формулирует взаимоприемлемую точку зрения.
Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебного процесса, когда за счет активного включения обучаемых в процесс поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. К коммуникативным технологиям обучения относятся проектная технология, которая привлекла мое внимание, побудила изучить данный вопрос и научить проектной деятельности детей на уроках литературного чтения, используя учебник Э.Э Кац «Литературное чтение», входящей в комплект «Планета знаний», в котором полностью реализован новый государственный образовательный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования.
Словарь С.И. Ожегова дает следующие значения слова проект: 1) разработанный план сооружения, устройство чего-нибудь; 2) предварительный текст какого-нибудь документа и т.д.; 3) план, замысел.
Каждое из этих значений касается определенной стороны проектной деятельности. Для меня самым важным и существенным является последнее из всех приведенных значений. Проект (от лат. рrojectus - брошенный вперед) – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что за тем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.
По Е.С. Полат, метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. В учебном процессе могут использоваться различные типы проектов, в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, учебные. Учебная деятельность обучающихся заключается в решении разнообразных учебных и практических задач. Поиск решения этих задач и составляет суть проектной деятельности. При непроектном подходе человек действует или по памяти, повторяя хорошо заученные, известные способы работы, или (если это новая деятельность) путем проб и ошибок без предварительного обдумывания тех связей, которые существуют между требованием и результатом задачи. При проектном подходе, напротив, прежде всего, продумывается принцип устройства, взаимосвязи и взаимодействия его частей.
Проектная деятельность младших школьников будет в любом случае носить поисковый характер. Она основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на поставленную проблему. Исследование, проводимое в процессе разработки проекта, в любом случае будет одной из форм познавательной деятельности, а его результатом будет или новое знание, или новый способ действия.
Проектная деятельность обучающихся имеет дидактический смысл. Она предназначена не для внесения изменений в реальную жизнь, а для изучения деятельности человека и для формирования у самих учащихся соответствующих способов деятельности (познавательной и творческой).
Решение дидактических проектных задач не нацелено на получение объективно новых результатов и потому открытия обучающихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя». При этом «путь к открытию для себя психологически может быть не менее труден чем та дорога, по которой идет настоящий конструктор». Главным компонентом проектной деятельности обучающихся должен быть именно интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи, поэтому учебные проекты должны быть сугубо дидактическими, т.е. «их разрешение должно детерминироваться целями формирования определенной системы знаний, умений и навыков.
Авторами метода проектов, лежащего в основе технологии проблемного обучения считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик (СЩА, 20-ые годы прошлого столетия). Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изучать использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучении никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и другие. В России сторонницей идеи проектного обучения были Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся.
Актуальность данной технологии особенного возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов, потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащихся посредством выявления и решения противоречий.
Целевые ориентации
Создание условий, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающей знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работал в различных группа;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Особенности образовательного процесса:
интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;
интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;
индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;
индивидуальные темы работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
необходимость вы приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.
Знакомство с проектной деятельностью на уроках литературного чтения я начала во 2-ом классе. На данном этапе она относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. В этом процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Проектная деятельность позволяет развивать у учащихся активность, организаторские навыки, нравственные качества, развивать познавательную активность, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
В результате совместной групповой деятельности учащиеся получают не только новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат учебного труда.
Прежде, чем учащиеся смогут в полной мере самостоятельно работать в тех или иных учебных проектах, моей целью ставится необходимость сформировать у них проектные умения и навыки.
Планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным планом.
Планировать работу другого (других) для достижения определенного результата, решения проблемы;
Анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, выключая собственные знания (свои знания, (знаю, не знаю) условия отбора материалов, состав операций, необходимых для выполнения работы, соответствие хода работы предварительно составленному плану;
Анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;
Ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;
Предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат (умение предъявить продукт, рассказать о работе группы на общий результат, кратко и четко рассказать о достигнутом результате.
Во втором классе после изучения темы «Басни» я предложила детям выполнить проект, тему проекта «Инсценировка» я взяла из учебника, с. 37, затем обсудила с ребятами план подготовки проекта.
Определили тему (Инсценировка басни) 1 этап.
Каждый решил, будет ли он работать с товарищем или один.
Продумали этапы деятельности.
Решили кто и за что будет отвечать.
Выяснили, что нужно подготовить заранее.
Уточнить, какие книги, материалы будут нужны, и кому можно обратиться за помощью.
Далее определили этапы деятельности (планирование) 2 этап.
Выбрать басню для инсценировки.
Определить исполнителей и оформителей.
Обсудить настроение, особенности характера и поведение героев басен.
Обсудить костюмы и декорации.
Сколько и когда провести репетиций.
Сделать костюмы, декорации, афишу.
7. Роли: артисты, режиссер, художник по костюмам, художник по декорациям
На 3 стадии выполнение проекта
Принятие решений, дети обсуждали выбор оптимальных вариантов групповых работ, уточняли план деятельности, я же на всех стадиях подготовки проекта участвовала в разработке заданий, обсуждении вариантов по реализации проекта, консультировала, осуществляла координацию работы учащихся, стимулировала их деятельность.
Велика была помощь библиотеки и библиотекаря. Проект вошел в каждую семью, родители вместе с детьми готовили декорации, костюмы, учитель музыки помог с музыкальным оформлением.
4 стадия Оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин, недостатков. Дети обсудили полученные результаты, исправили недочеты, сформулировали выводы.
5 стадия Презентация – защита проекта.

В определенный день прошла Инсценировка басни И.А. Крылова Лебедь, Щука и Рак. В качестве экспертов были приглашены библиотекарь, родители, параллельный класс. Данный проект по содержанию был монопредметный, по уровню усвоения учебного материала – итоговый, по форме организации – групповой.
Подготовка и презентация проекта предоставляют широкие возможности для творчества детей, подсказывают пути развития интереса к книге и стремления к чтению. В долгосрочном проекте «Любимые писатели, произведения и герои» (2 класс). Куда входят различные жанры литературных произведений такие как авторские сказки, рассказы о детях и для детей, стихотворения о детях и для детей, произведения о весне, нами были подготовлены и проведены краткосрочные проекты по темам: «Викторина «Кто больше знает», Конкурс «Кто лучше сочиняет», «Кто лучше исполняет», выставки книг и поделок по разным темам.
Они проходят интересно это литературные праздники, которые несут в себе большой эмоциональный заряд. С помощью проектной деятельности, когда учитель и учащиеся – единомышленниками и работают вместе , пробуждается интерес детей к чтению, образовывается «читающая среда», книжное окружение. На этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность формируется уважение к живому слову, развиваются творческие способности прививаются обучающимся навыки чтения и формируется умение читать с удовольствием.
Обученный читатель без труда раскроет идею произведения, за каждый прочитанным словом возникает образ, представление, настроение. Читать становится интересно, читательская деятельность развивается, человек взрослеет и становится настоящим читателем, умеющим размышлять над книгой, переживать представлять понимать прочитанное.
Творческие раскрепощенные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
На сегодняшний день мною достигнуты некоторые положительные результаты, у детей сформирован навык чтения; все являются постоянными читателями сельской и школьной библиотек; анкетирование, проведенное администрацией школы, показало, что уроки литературного чтения для них самые любимые.
Важность и значимость такой работы очевидно. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупана: «Прививать ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».
Работая над данной темой, добилась следующих результатов:

Предмет
2014-2015
2015-2016
2016-2017


% качества
% обуч.
% качества
% обуч.
% качества
% обуч.

Литературное чтение
76
100
87
100
90
100



Сформированность навыка чтения

Год
Выше нормы
Норма
Ниже нормы
Читают без ошибок
Осмысленность
Выразительность

2014-2015
70%
25%
5%
75%
90%
85%

2015-2016
85%
15%
-
75%
95%
90%

2017-2018
90%
5%
-
80%
95%
85%


Внеурочная деятельность учащихся


2014-2015
2015-2016
2016-2017

Посещают библиотеку
75%
85%
85%

Театральный кружок
30%
35%
40%

Кукольный кружок
20%
20%
25%

Участие в конкурсе чтецов

школьный
40%
(1м – 3 ч., 2м – 1ч.)
35%
(1м – 1 ч., 3м – 1ч.)
40%
(1м – 2ч., 2м – 1ч., 3м – 1 ч.)

муниципальный

3м – 1 ч.




Литература:

Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа, 2006 № 1

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования; Учеб. Пос. для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М: Изд. Центр «Академия», 2003 г.

О.Н. Хижнякова «Современные образовательные технологии в начальной школе» (педагогический практикум для учителей начальных классов) Ставрополь СКИПКРО 2006 г.

Э.Э. Кац Литературное чтение (2,3 класс) УМК «Планета знаний» Изд. «Астрель», 2004

Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. Н.Ш. – 2005 № 4,5,6




Учитель начальных классов Н.А. Княжева




Директор школы И.Н. Сахарова








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15