Система работы по формированию и развитию двигательных, прикладных умений и навыков средствами физического воспитания


Система работы по формированию и развитию двигательных, прикладных умений
и навыков средствами физического воспитания
Учитель физического воспитания Алексеева Татьяна Фёдоровна
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №102
Говоря о здоровье сберегающих технологиях особенно учащихся старших классов, мы должны пояснить, что основная задача коррекционной школы VIII вида, это адаптация учащихся в социуме и большей степени на производстве. Следует отметить необходимость развивать прикладные умения и навыки для подготовки к профессиональной деятельности, чтобы могли выдержать ритм, темп и физические нагрузки с которыми столкнутся на современном производстве. зависимости от того кем они будут в будущем столяром, швеей, переплетчиком
В связи с изменениями в социально-экономической жизни России, обострением проблем в обществе перед педагогами коррекционных образовательных учреждений встают вопросы, связанные с поиском новых эффективных механизмов социально-психологической адаптации учащихся.
Одним из способов решения данной проблемы является охрана жизни и здоровья воспитанников.
Реализация поставленной задачи предполагает улучшение здоровья, коррекцию и ослабление имеющихся недостатков, пропаганду здорового образа жизни.
В школах VIII вида уроки физической культуры на этапе после школьного обучения (X-XII классы) – одно из важнейших направлений в решении и реализации задачи по укреплению здоровья воспитанников. В связи с этим в специальной (коррекционной) общеобразовательной VIII вида школе-интернате № 102 была разработана и на протяжении двух лет апробирована программа физической культуре, которая позволяет дифференцированно подойти к физкультурно-оздоровительной и профилактической работе, достичь стойкой положительной динамики в физическом развитии воспитанников в возрасте 16-20 лет.
Физическое воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе и осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим и профессионально- трудовым обучением, занимает одно из важных мест в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и производственному труду. Основные задачи после школьного обучения:
подготовка их к жизни и труду;
формирование навыка соблюдения правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха;
непосредственная и органическая связь физического обучения с предстоящей профессиональной деятельностью;
развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность;
выработка функциональной устойчивости и формирование прикладных умений и навыков, необходимых с учетом особых условий труда;
достижение гармоничности в физическом развитии посредством «подтягивания» отстающих двигательных качеств до « среднего» уровня;
развитие физических качеств и двигательных навыков, характерных для будущей профессии (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей физического развития).
Для успешного овладения профессиональными навыками необходимо постоянно развивать и совершенствовать физические качества. Этому способствуют разнообразные упражнения, предусмотренные данной программой по следующим разделам данной программы: легкая атлетика, гимнастика, спортивные и подвижные игры, лыжи, коньки. Упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях, что обеспечивает избирательный характер воздействия на определенные системы организма.
Быстрая утомляемость, сложность функции переключения снижает работоспособность учащихся. Поэтому для снятия усталости, повышения трудовой и умственной активности проводится коррекционная работа в этом направлении, которая способствует:
формированию рабочей позы и трудовых двигательных навыков;
предупреждению утомляемости и возникновения
физиологической перегрузки;
снятию общей усталости, повышению двигательной активности;
преодолению защитных реакции, возникших непосредственно при выполнении трудовой операции.
Следует отметить, что среди учащихся коррекционных школ имеются дети, как с хорошо, так и с недостаточно развитой моторикой, что требует необходимости строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
От состояния высших отделов ЦНС зависит, в какой степени и как приспосабливается организм к окружающей среде, к различным физическим нагрузкам, спортивным упражнениям. Нередко у учащихся с ОВЗ встречаются стертые двигательные нарушения, которые компенсируются в процессе занятий и становятся практически незаметны в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке и выполнении усложненных двигательных заданий, где требуются точные дозированные мышечные усилия, перекрестная координация движений, пространственно- временная организация моторного акта, словесная регуляция движений.
Психические процессы учащихся даже в старшем возрасте характеризуются инертностью и косностью, слабостью закрепления новых условно-рефлекторных связей, что при обучении требует многократного повторения. По мере прохождения учебного материала мы придерживаемся тенденции к снижению средств общей физической подготовки и увеличению объема средств специальной физической подготовки.
Целесообразно использовать специальные педагогические приемы, направленные на коррекцию мыслительных процессов. К ним относятся: анализ выполнения своих движений и движений товарищей, выполнение упражнений по словесной инструкции, усвоение названий движений, исходных положений, запоминание комбинаций упражнений, различение движений по темпу, объему, усилию, ритму, расширение активного словаря.
Среди различных показателей эффективности процесса воспитания на уроках физической культуры важное значение имеет активность учащихся, дисциплинированность, взаимопомощь, опрятный внешний вид, наличие соответствующей спортивной одежды, бережное отношение к оборудованию и инвентарю.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводятся по индивидуальной программе. По желанию, имея медицинское заключение, учащиеся могут заниматься в режиме класса (с определенными ограничениями) под особым контролем учителя.
Уроки являются основной формой, обеспечивающей всем учащимся определенный уровень физической подготовленности. В работе со старшими школьниками (10-12 классы) необходимо использовать все возможности внеклассной и внешкольной деятельности по физической культуре и спорту. Это максимально способствует привлечению учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом, стремлению к здоровому образу жизни, умению организовать свой досуг.
Апробируя, разработанную нами программу, мы пришли к выводу (на основе мониторинга), что улучшилось здоровье учащихся, в их физическом развитии наблюдается положительная динамика. В современных сложных экономических условиях это будет способствовать достаточно успешной адаптации выпускников на производстве, в обществе и в повседневной жизни.