Формы работы педагога-психолога с родителями


Формы работы педагога-психолога с родителями
Работа педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.
Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимым является профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, организованное так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей. При этом нужно учитывать, что лекционные формы работы с родителями малоэффективны, они не принимают во внимание собственные запросы и жизненный опыт родителей, поэтому необходимо использовать всю палитру доступных психологу методов и форм взаимодействия с родителями. Сегодня в работе с семьей актуальными и востребованными становятся активные методы.
Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия педагога – психолога с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей, без всестороннего изучения детско-родительских отношений, поэтому важным этапом работы с родителями является диагностическая работа.Она включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и наблюдения.
Психологическое просвещение и профилактика осуществляется посредством использования педагогом - психологом групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы.
Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей:
родительские собрания, включающие выступление психолога;
групповые беседы, лекции и консультации психолога;
психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга;
дискуссии, обсуждение проблемных ситуаций;
психологические разминки;
круглые столы, родительские конференции;
семинары - практикумы.
Участвуя в тренингах, дискуссиях родители не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение, дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы, заменять нежелательные конструктивными.
Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним относятся индивидуальные психологические консультации и беседы.
Широкое использование педагогом – психологом в своей практике индивидуальных консультаций с родителями позволяет выделить наиболее часто встречающиеся причины обращения родителей к психологу:
- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;
- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);
- детские страхи;
- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);  
- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);
- воспитание ребенка в неполной семье;
- нарушения речи у ребенка;
- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов;
- проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.
3. Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога с родителями играют роль опосредованного общения психолога с родителями.
информационный стенд психолога;
страница на сайте учреждения;
памятки;
буклеты.
Об эффективности проводимой педагогом – психологом работы с родителями свидетельствуют:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса;
возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
стремление к индивидуальным контактам с педагогом – психологом;
размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.