Использование игры как эффективной формы коррекционной работы в учебном процессе на уроках математики школы VIII вида

МБСКОУ «Школа №17» г. Абакана
учитель начальных классов
Мелехина Ирина Владимировна,
I квалификационная категория


Использование игры как эффективной формы коррекционной работы в учебном процессе на уроках математики школы VIII вида

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках - дидактическая игра.
Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Следовательно, если, например, основной задачей урока является закрепление знаний по составу числа, то и дидактическая игра, включенная в урок, должна этому способствовать.
При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре. При выборе игр необходимо учитывать, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем обучающимся и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.
Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры. Но и ее воспитывающую роль. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку, терпение.
Следует учитывать, что любая дидактическая игра, включенная в урок математики или проводимая в свободное от занятий время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренных программой по математике, не только развивать математические способности, но и выполнять корректирующую задачу.
Важное условие эффективности обучения математике – умение учителя организовать на уроке внимание детей. Поэтому в своей работе придаю большое значение развитию внимания обучающихся. Для этого включаю в урок специальные упражнения и задания для устного счёта, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она развивает психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.
Например, игра «Заметь всё»:
На наборном полотне выставляю 5-6 картинок с изображением предметов. Предлагаю рассмотреть. Время фиксирую (не более 10 сек.). Меняю местами 2-3 картинки и спрашиваю, что изменилось, или убираю одну картинку, какая картинка исчезла?
В процессе игры на уроке математики обучающиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются загадки. Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка, оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.
Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
При знакомстве с новой цифрой загадка может служить исходным материалом для выделения, изучаемого числа.
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет
Всё равно к себе притянет. (подушка)
- Какое число прозвучало в загадке?
- Найдите это число в кассе цифр и покажите соответствующую карточку.
На уроках использую задачи в стихах, так как они активизируют внимание обучающихся и оживляют урок. Их полезно включать в учебный процесс, когда дети уже немного устали, начинают отвлекаться.
В кормушке сидели
Лишь три только птицы.
Но к ним прилетели
Ещё две синицы.
Так сколько же птиц
Здесь в кормушке у нас?
Покажет на карточке
Каждый из вас.
- Показать нужную карточку.
- А почему пять? Докажите.
- Стало больше или меньше? Почему?
При изучении геометрического материала использую игры на развитие воображения.
- Я рисую кошкин дом.
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.
- Посмотрите внимательно и постройте такой же дом. (проверка)
- Из каких фигур сложен домик?
- Сколько треугольников?
- Сколько прямоугольников?
- Сколько квадратов?
- На сколько квадратов больше, чем прямоугольников?













На уроках где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры и игровых ситуаций нет и не может быть полноценного развития личности. Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта.
Из изложенного можно сделать вывод, что систематическое использование игр на разных этапах изучения материала является эффективной формой коррекционной работы в учебном процессе на уроках. Эти задания положительно влияют на качество знаний, умений и навыков, помогают сформировать умение общаться, критически оценивать свои действия, позволяют развивать ребёнка.






Литература: М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике».








13PAGE 15


13PAGE 14315