Сценарий музыкально-логопедического занятия в старшей группе Чудесная прогулка


Конспект логопедическо - музыкального занятия в старшей группе тема «Чудесная прогулка».
Дидактические цели: Создание условий для развития и коррекции двигательной и речевой сферы с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий. Закрепление и активизация словарного запаса по теме: «Лесные животные».
Образовательная задача: способствовать совершенствованию навыка легкой плавной речи и согласованию слов и движений при выполнении заданий.
Развивающие задачи:
*Развивать у детей точность и выразительность исполнения движений, осознанное восприятие пространства, чувство ритма.
* Развитие речевого дыхания через пропевание.
* Развивать двигательную ловкость и координацию.
* Развивать связную речь, фонематический слух.
* Автоматизировать четкое произношение согласных звуков через пропевание песен.
* Развивать общую и мелкую моторику и мимику.
*Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительные с числительными, умение употреблять антонимы, вспомнить название детёнышей животных, уменьшительно-ласкательную форму существительных.
*Способствовать развитию творческой активности.
Воспитательная задача: воспитывать уверенность в себе, коммуникативные навыки игры в команде.
Вид занятия: интегрированноеМетоды: частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации: групповая, фронтальная.
Средства обучения: Мультимедийная установка, презентация для занятия; музыка: леса-пение птиц, шум леса, песня «Чудесный дом»; разрезанные на 3-и, 4-е части предметные картинки животных: лисы, медведя, волка, ежа; маленькие картинки с лесными животными для фотоаппаратов, фотоаппараты из бумаги и коробка для них; фонарик, «кочки»-обручи среднего размера, мяч, шишка для рефлексии.
Ход занятия
Логопед: Эй, веселый народ! Отправляемся в поход! В лес на прогулку!
Дети под музыку «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского идут по залу.
Муз.руководитель: Вот мы и в лесу. Ребята, прислушайтесь: лес с нами разговаривает:
«У-у-у»- встревожился лес,
«О-о-о»- удивился лес,
«А-а-а»- обрадовался лес гостям
Логопед: Мы не будем охотиться за животными, будем наблюдать, фотографировать и любоваться ими. Интересно, кого же мы сможем увидеть в лесу? Давайте попробуем отгадать. Дети отгадывают загадки, и на экране появляется отгадка.
Летом ходит без дороги возле сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге от мороза, пряча нос (медведь)
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко, рога, раскинув широко (лось)
По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком (заяц)
День и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит он молчком уши серые торчком (волк)

Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней. Пышный хвост - её краса это зверь лесной… (лиса)
Лежала под елками подушечка с иголками. Лежала, лежала, да и побежала. (еж)
На суку таится кошка, но она совсем не крошка. И нельзя сказать ей: "Брысь!», потому что это… (рысь)
8. Пушистый маленький зверёк по деревьям прыг да скок,
Мелькнёт меж ветвей - всех проворней и быстрей. (белка)
Муз.руководитель: Молодцы, всех животных отгадали, а давайте, про белочку споем и прохлопаем ритмический рисунок.
Ритмическое упражнение « По деревьям скок-скок».
Дети отхлопывают ритм под музыку.
По деревьям скок, скок, да орешки щелк, щелк
Кто же это? Отгадай это белка, так и знай!

Муз.руководитель: Чтобы отправиться дальше в лес и сделать хорошие снимки мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Утро настало»
Утро настало, солнышко встало. Ладони скрещены, пальцы растопырены, как бы образуя солнышко с лучиками.
— Эй, братец Федя, разбуди соседей! Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.
- Разбужу,разбужуБольшой палец «кивает»
Вставай, Большак! Щелчок указательным пальцем правой руки по большому пальцу левой руки.
Вставай, Указка! Щелчок по указательному пальцу.
Вставай, Середка! Щелчок по среднему пальцу.
Вставай, Сиротка! Щелчок по безымянному.
И Крошка-Тимошка! Щелчок по мизинцу.
Привет, ладошка! Потирают ладони.
Все потянулись и проснулись. Руки поднимаются вверх, наклон.
Всем ребятам выдаются фотоаппараты. Дети с педагогом ходят по лесу «фотографируют» (имитация при помощи бумажных фотоаппаратов) фоном звучит пение птиц, шум леса. На экране мультимедийной чередуются слайды с лесным пейзажем.
Логопед: Вот и сфотографировали мы наших зверей в лесу. Откройте свои фотоаппараты и достаньте фотографии. Дети открывают фотоаппараты и обнаруживают картинку с одним из лесных зверей. Каждый ребенок называет, какое животное он сфотографировал и определяет первый звук в названии.
Затем дети убирают фотоаппараты со снимками, в предложенную педагогами коробку.
Муз.руководитель: Ребята, послушайте и угадайте, кто это может быть.
Звучит музыка, а дети определяют, кто это может быть. Затем они вместе с логопедом двигаются под музыку по кругу, изображая животных.
«Заяц» - прыжки на двух ногах с продвижением вперёд, с сохранением положения рук перед грудью.
«Медведь» - ходьба на внешней стороне стопы. Носки ног сжать к стопе, руки согнутые в локтях, поднятые на уровне плеч, ладони к груди.
«Лиса»- ходьба мягкая, плавная, с носка на всю ступню. Руки согнуты в локтях, ладони опущены вниз.
«Волк» - бег широким шагом, ладони опущены вниз.
Логопед: Осторожно, перед нами заколдованная тропа! Здесь совсем недавно побывали лесные звери и оставили свои следы. Чтобы пройти по этой тропе нужно узнать, чьи следы на ней.
Игра « Назови, чьи следы?» (на экране последовательно появляются следы волка, затем зайца, медведя и белки)
Дети проговаривают: Это волчьи следы. Это заячьи следы. Это медвежьи следы. Это беличьи следы.
-А теперь, впереди нас болото, которое нужно пройти ваша задача посчитать лесные кочки (обручи среднего размера)
Задание «Ходьба по кочкам» (согласование существительного с числительными).
Дети проговаривают: Одна кочка. Две кочки. Три кочки. Четыре кочки. Пять кочек. Шесть кочек.
Игра «Назови детёнышей»
На экране последовательно появляются изображения зверей с детенышами.
Логопед: Давайте немного передохнём на лесной полянке и вспомним детенышей лесных животных:
У волчицы…. (волчата)
У белки …. (бельчата)
У лисицы … (лисята)
У лосихи …(лосята)
У рыси….(рысята)
У ежихи…(ежата)
У зайчихи…(зайчата)
У медведицы…..( медвежата)
- А теперь, ребята, давайте представим, что мы медвежата.
Муз.руководитель: В берлогу к медвежатам заполз паучок. Решил он сесть кому-нибудь на лоб. Медвежата наморщили лоб, паучок перебежал на нос, медвежата подвигали носом, паучок перебрался на левую щёку, медвежата надули её, паучок – на правую, медвежата надули правую щёку. Решил паучок сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пришла мама медведица и включила свет (включить фонарик), медвежата зажмурились. Паучок испугался и уполз. Мама видит, что всё хорошо, и погасила свет (выключить фонарик). Медвежата перестали жмуриться и спокойно заснули.
Выполнение детьми мимической гимнастики по показу логопеда.
Логопед: Все животные, особенно их детёныши, любят играть. Давайте ещё поиграем.
Игра «Скажи наоборот»
У зайца уши длинные, а у медведя (короткие)
Волк злой, а заяц (добрый)
Лось высокий, а белка (низкая)
Медведь большой, а медвежонок (маленький)
У лисы мягкая шерстка, а у ёжика - колючая
А следующая игра «Быстро зверя назови». Мы будем называть лесного зверя ласково.
Игра «Быстро зверя назови»
Дети становятся в круг, ведущий ходит внутри круга. Все поют. По окончании слов ведущий останавливается около ребенка и кидает мяч. Ребенок должен назвать любого лесного зверя. Затем все вместе дети называют уменьшительно-ласкательную форму этого существительного.
Мы по лесу все идем. И зверюшек узнаем.
Ну, скорее, раз, два, три: Быстро зверя назови.
Муз.руководитель: Ребята, пока мы с вами играли, шустрая белочка вытащила наши фотографии и порвала их. Теперь придётся разбираться, кто на них изображён.
Игра « Собери лесное животное»
Дети делятся на 4 команды и собирают картинки: лисы, волка, ежа, медведя.
Логопед: Какое слово длинное: волк, лиса, еж, медведь?
А какое слово короткое?
Муз.руководитель: Давайте с вами споем лесную песенку.
Песня «Лесная песенка»
муз. В.Витлина, сл. Л. КагановойЛогопед: Вот и закончилась наша прогулка. Какое замечательное путешествие было у нас с вами! А что вам больше всего понравилось в нём?
РЕФЛЕКСИЯ
Под вступление к песне «Чудесный дом», дети передают по кругу шишку и говорят, что им понравилось.
Муз.руководитель: Мы очень рады, что вам понравилось наша прогулка. Спасибо!
Дети из зала уходят под песню «Чудесный дом».