Статья Особенности межэтнических отношений в Казахстане


Особенности межэтнических отношений в Казахстане.
Межэтнические (межнациональные) отношения — отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.Этнология выделяет два уровня межэтнических отношений. Один уровень — взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень — межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения — трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоотношений. Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивидуального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения. Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей, сближения всех сторон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности. Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
Многонациональный состав населения Казахстана сформировался в результате колониальной политики.
Переселение представителей других национальностей в Казахстан началось в период царской власти и продолжалось в советское время. Переселение происходило в различной форме: организованной, при поддержке государства, стихийной, по собственной воле и насильственной. Многонациональный состав населения Казахстана дополнился ссыльными кулаками, преследуемыми сталинским режимом народами, подвергнутыми депортации, прибывшими на освоение целины и строительство промышленных гигантов и др.
Первые представители других этносов начали заселять земли в XVI в. Надо сказать, что и до этого между Россией и Золотой Ордой происходили двусторонние переезды. А казачья колонизация началась с крепостных крестьян из Украины и России, бежавших от гнета помещиков в вольные казахские степи, на берега Иртыша ,Урала (Яика) к свободным казахам. Эти "вольные люди" (казаки и татары), беглецы прибывали в степи с различными целями: скрыться от преследования царских властей, быстрого обогащения.
Казаки, начиная с XVIII в., во времена Петра I, полностью подчинились России. Казакам, расселенным в Уральске , Оренбурге , Сибири и Семиречье, были отданы самые плодородные земли, расположенные у лесов, озер и рек.
С самого начала принятия казахов в русское подданство России определила для себя курс последовательного присоединения всей территории Казахстана. Одним из первых появились в 1613 г. – Уральское укрепление, в 1640 г. военный городок Гурьев, в 1716 -Омск, 1718 –Семипалатинск, 1720 –Усть-Каменогорск. В 1734 году для закрепления вновь присоединенных земель была создана Оренбургская экспедиция во главе с обер-секретарем сената И.К.Кирилловым, помощником его был назначен А. Тевкелев, произведенный из переводчиков в полковники за удачное выполнение миссии в Младшем жузе по его присоединению к России. После смерти И.Кириллова (1737 г.) Оренбургская экспедиция была переименована в Оренбургскую комиссию. В 1735 году началось сооружение Оренбурга, с 1744 года он стал центром Оренбургской губернии, а с 1748 года - Оренбургского казачьего войска[12;141cт]. Так начался этап казачьей колонизации.. По некоторым оценкам с 1714 по 1864 год в районы военных крепостей переселилось 100 тыс. русских и украинских переселенцев. Следующий этап чаще называют крестьянским.
Во второй половине Х1Х века огромное влияние на изменение этнодемографического состава Казахстана оказала политика по массовому переселению крестьян, имевшая отрицательные последствия. В этапе крестьянских переселений, как известно, выделяют три периода: 1)1861-1885 ; 2) 1886-1905; 3)1906-1917гг.
Первый период связан с отменой крепостного права. Царское правительство не стали проводить аграрную реформу за счет ограничения крупного землевладения и перераспределения земель. А у освобожденных крестьян не хватало собственных средств для покупки земли, кредитами могли воспользоваться только единицы. И поэтому часть ко крестьян в поисках лучшей жизни стали переселиться на восток. Царское правительство сначала сдерживало переселение, вводя ограничения на выезд, а позже наоборот стали поощрять переселение. Так под руководством губернатора Семиреченской области Г.А. Колпаковского в 1868 г. были разработаны «Временные положения переселения крестьян в Семиречье», которые предусматривали выделения переселенцам до 30 десятин земли на каждого переселенца мужского пола и освобождение от налогов на 15 лет. После того, как на территорию Семиречья стали еще переселяться уйгуры и дунгане, согласно Петербургскому соглашению 1881 г , количество выделяемых земель для семей переселенцев сократилось до 10 десятин, льготы ограничены 3 годами
Во втором периоде также переселение шло как целенаправленное, так и нелегальное в основном из Тобольской, Томской губерний. Число переселенцев в этом периоде усилилось особенно в период строительства транссибирской магистрали, , часть которой прошла через северные казахские земли. В 1897 г. численность населения Казахстана достигла 4 млн150 тыс, в том числе казахов 3 млн.400 тыс. Остальные - около 750 тыс человек были представителями других национальностей
Третий период переселения связан с аграрным кризисом, началом революции и столыпинскими реформами. Для решения переселенческого вопроса в 1905 г. было образовано управление по переселению с учреждениями на местах. За 12 лет его работы (с 1905-по 1917 г.) около миллиона крестьян были размещены на новых землях. В 1908 году волна переселенцев достигла своей высшей точки: за один год на казахские земли прибыли 665 тыс. переселенцев. [12;143cт].
Процесс переселения продолжился и в советское время. В эпоху социализма многие народы подверглись гонениям и депортациям. До войны и во время войны в Казахстан были насильственно сосланы 98,4 тыс корейцев, 420 тыс немцев, 109,3 тыс. турок-месхетинцев, 37 тыс. греков, 1 тыс. курдов, около 200 тыс. поляков, 406 тыс чеченцев и ингушей, 4,5 тыс крымских татар, более 2 тыс. калмыков, 45,5 тыс. карачаевцев, 4,6 тыс. балкарцев, 6 тыс иранцев – всего 1,5 млн. человек. В результате доля коренного населения в послевоенный период, по сравнению с 1939 г. уменьшилась в некоторых регионах в 2 раза.
После смерти Сталина многие из депортированных вернулись на родину. Но демографическая ситуация в отношении коренного населения не улучшилась, так как началась «целинная эпопея» и строительство новых крупных предприятий. Для поднятия целинных и залежных земель и производственных предприятий, строительства в срочном порядке понадобились большие людские ресурсы. В 1954-1956 гг в Казахстан было переселено полмиллиона людей. Проблема рабочих рук была решена приезжими, которые составили 80% от общего числа рабочих .Для освоения целины в 1954-1959 гг. в Казахстан прибыли 1 млн.500 тыс. человек Эта масштабная организованная миграция принесли с собой колоссальные этнодемографические изменения. Казахи на своей территории оказались в меньшинстве. Ввод новых предприятий сопровождался прибытием специалистов из Центра. Только за 1961-1965 гг. в плановом порядке прибыли 160 тыс. человек,. Кроме того приезжали военные для обслуживания важных военных объектов (250 тыс.) .Такие миграции продолжались вплоть до 1991 г. в результате в Казахстане стали жить представители более ста наций и народностей, а сама республика превратилась, по мнению советских идеологов, в «лабораторию дружбы народов».
О необходимости усиления дружбы и сотрудничества народов советского союза каждый день вещало телевидение и радио. Но на деле слова часто расходились с делом. В тот период социальные, экономические, национальные особенности нисколько не учитывались. Интернациональные обязанности и классовые цели ставились выше национальных интересов. И это, в конце концов, привело к взрывам недовольства в 1979 в Целинограде в декабре 1986 года в Алматы и других крупных городах Казахстана. Выступлениям сначала была дана неправильная оценка. Молодежь, как известно, обвинили в национализме и хулиганстве. Позже, благодаря смелому выступлению М. Шаханова на съезде Советов, выступления оценили как национально-освободительные. Н.Назарбаев в своей книге «На пороге ХХI века» пишет:»в стране тогда начались волнения, каких не знали предыдущие десятилетия. Особенно опасным в них было приобретение национальной окраски. Как это не парадоксально, одной из главных причин кризиса национальных отношений была теоретическая слабость руководства страны»[2;27-28ст]. В настоящее время восстание оценивается как событие, ставшее началом распада тоталитарной системы в Советском Союзе, толчком к решению вопроса о национальной независимости Казахстана[12,157ст].
После обретения независимости многие межэтнические конфликты правоохранительными органами на местах были квалифицированы как совершение уголовных преступлений большой группой лиц или массовое хулиганство и широко в средствах массовой информации не освещалась. Власти старались скрыть от общественности подобные факты.
После 1992 года конфликты были направлены в основном против представителей малых народов страны как курды, турки, чеченцы, уйгуры и так далее. Смещение этнической направленности связано с одной стороны резким уменьшением доли и количества русских, украинцев и немцев в стране после 1991 г. из-за эмиграции и естественной убыли, с другой стороны с новым статусом не титульной нации. Ранее малые мусульманские народы традиционно были солидарны с казахами в своих устремлениях отстоять свои позиции. После обретения Казахстаном независимости эти стороны оказались на противоположных позициях.
Вместе с тем обилие межэтнических конфликтов после 1991 года объясняется вовсе не агрессивностью казахского народа в целом, а скорее новым режимом освещения событий средствами массовой информации и появлением независимых СМИ и средств связи.
Сегодня мы уверенно можем говорить, что нам удалось выстроить уникальную модель межэтнического и межконфессионального  согласия. «Казахстан стал родным домом для представителей 140 этносов и 17 конфессий. Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. [12;157cт]. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном», отмечается в Послании Президента РК «Стратегия Казахстан 2050» новый политический курс». В нашем обществе полиэтничность и культурное многообразие являются неиссякаемым источником духовно-нравственного богатства нации. В стране созданы благоприятные условия для реализации своих функций, активно идет процесс межрелигиозного диалога, свобода вероисповедания и равенство наций закреплены Конституцией, также рядом законодательных актов. Так, в 1992 году принят Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Казахстан стал инициатором процесса сближения культур и религий. Астана уже трижды принимала участников съездов лидеров мировых и традиционных религий, которые стали конкретным вкладом республики в снижение опасности межрелигиозного противостояния, распространяющегося по всему миру. В принятом 22 сентября 1989 года Законе о языках в Казахской ССР было введено понятие «государственный язык», а казахскому языку был придан статус государственного, за русским языком был закреплен де-юре статус как «языка межнационального общения». Позднее, поправками в Конституции Республики Казахстан определено, что «наравне с государственным официально применяется русский язык».(ст.7, п.2 Конституции РК) . 11 июля 1997 года принят Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан», который гласит: «Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком» .
Исторически государство защищало интересы исключительно казахов, поскольку других этносов на этой территории в то время не было. Но по истечении времени великая степь стала принимать представителей других народов. Соответственно этому менялись функции и сущность государства. Оставаясь национальным государством, Республика Казахстан выражает теперь интересы всего населения, независимо от этнической принадлежности
Особую роль здесь играет Ассамблея народа Казахстана (АНК), созданная Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года. Эта идея была выдвинута главой государства еще в 1992 году на I этническом форуме, посвященном годовщине независимости страны.В 2013 году принята КОНЦЕПЦИЯ развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года). В ней отмечается что,  «острейшие проблемы современности могут быть решены только коллективными усилиями и на основе консенсуса. В Казахстане, для которого полиэтничность и поликонфессиональность являются неотъемлемыми чертами, приверженность идеям общественного согласия, толерантности, интеграции полиэтничного общества, межкультурного и межцивилизационного диалога - это аксиома». Об том во всех своих обращениях к народу говорит нам лидер нации – Н. А. Назарбаев; «Мы должны формировать новые надежные механизмы преодоления социальной, этнической и религиозной напряженности и конфликтов. Необходимо жестко пресекать деятельность нетрадиционных сект и сомнительных псевдорелигиозных течений». Он призывает «нельзя идти на поводу у тех, кто хочет «разыграть карту «межэтнического раскола», хотят взорвать изнутри наше спокойствие и помешать укреплению нашего государства». В принятой в 2011 г. Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы отмечается, что необходимо сохранить языковое многообразие в Казахстане. В рамках данной задачи предполагается, прежде всего, создание условий для обучения родному языку представителей этносов, проживающих в Казахстане. Для этого планируется оказание учебно-методической помощи воскресным школам, а также привлечение опытных педагогов-носителей языка, использование международного опыта и современных технологий при обучении родным языкам. Наряду с этим предполагается обеспечение необходимых условий для сохранения языков и взаимообогащения культур этносов. В числе необходимых мер - организация культурно-массовых мероприятий с широким информационным сопровождением, обеспечение сохранения исторического и современного письменного наследия этносов.Исходя из стремления к созданию равных возможностей и достойных условий жизни для всех граждан Казахстана, признания Всеобщей декларации прав человека, осознания ответственности за судьбу нации, созидания и укрепления национальной государственности на исконной казахской земле и других основополагающих  принципов, изложенных в Декларации о государственном суверенитете, Конституционном законе о государственной Независимости и в Конституции Республики Казахстан в апреле 2010 была принята Доктрина Национального единства Казахстана [10;1ст].Первым основным принципом этой доктрины, на котором основывается национальное единство, является осознание общности судьбы каждого гражданина и его Родины - Республики Казахстан.
Список литературы:
1.Конституция Республики Казахстан, Алматы,1995 г.ст 7. ст.14.п.2
2.Назарбаев Н.А. «На пороге ХХ1 века», Aлматы, 1986 с.27-28
3.Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана. «Казахстанский путь – 2050:Единая цель, единые интересы, единое будущее» 17 января 2014 г.
4.Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г.
5.«Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства»
6.Концепция развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2020 года), Астана, 2013 год
7.О Концепции формирования государственной идентичности Республики, Алматы, 1996 г.
8."Концепция языковой политики Республики Казахстан" 07.11.1996
9.Государственная Программа развития и функционирования языковв Республике Казахстан на 2011-2020 годы, Астана, 2011 год
10.Доктрина Национального Единства Казахстана, Астана 2010 г.
11.«История Казахстана» по ред. Жолдасбаева С.стр-49-52
12.«История Казахстана» по ред. Койгельдиева М.К. стр-156-160
13.«История Казахстана народы и культуры» под ред. Масанова Н.Э., с.411-417, Алматы 2001 г.