ПРОГРАММА направленная на укрепление межэтнических и межкультурных отношений «В дружбе наша сила!»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ НЕФТЕЮГАНСКОГО РАЙОНА
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПОЙКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
«УТВЕРЖДАЮ»______________
Директор НРМОБУ «ПСОШ №2»
О.Ю. Карпеева
«_09_» _апреля_ 2013_ года_
ПРОГРАММА
направленная на укрепление межэтнических и межкультурных отношений
«В дружбе наша сила!»


2013 год
Информационная карта
программы, направленной на укрепление толерантности
и профилактику экстремизма в молодежной среде 
1.Полное название программы  «В дружбе наша сила!»
2.Автор программы Востроколенко Ирина Валерьевна
3.Руководитель программы Востроколенко Ирина Валерьевна
4.Территория  ХМАО-Югра
5.Юридический адрес учреждения (автора)  628331 ХМАО – Югра, Тюменская область, Нефтеюганский район, гп. Пойковский, 1микрорайон, дом 37
6.Телефон  тел./ факс 218-051
7.Цель программы Укрепление межнациональных и межэтнических отношений через внедрение социальных норм толерантности и формирование у детей коммуникативных навыков.
8.Срок реализации  2013– 2014уч.год
9.Место проведения  НРМОБУ «ПСОШ №2»
10. Аннотация к программе Программа включает комплекс мероприятий, направленных на решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и укрепления межнациональных отношений среди учащихся школы.
В ходе реализации программы рекомендуется использование интерактивных методов обучения и воспитания. Это форма открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Участниками программы являются учащиеся общеобразовательной школы 7 – 18 лет, педагогический коллектив (113чел.), родители учащихся (1473 чел.).
Программа «В дружбе наша сила!» должна привести к укоренению в школе духа толерантности, развитию у воспитанников черт толерантной личности, укрепление атмосферы межэтнического согласия, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.
Каждый народ имеет право чтить своих героев и самому решать свою судьбу, а свободный
Уважение к языку и культуре других народов –
наипервейшее условие согласия
в любом многонациональном обществе.
Али АпшерониАктуальность
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.
Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, призвана заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности. Необходимость создания программы направленной на укрепление межэтнических и межкультурных отношений вызвана событиями, происходящими в мире. Проявление нетерпимости, непримиримости ведёт к серьёзным последствиям: от раздражительности, пренебрежения к другим до различных проявлений ксенофобии и экстремизма.
В образовательных учреждениях Нефтеюганского района проводится работа по формированию у детей и подростков позитивных установок, направленных на воспитание толерантного сознания и поведения, укрепление межэтнических и межкультурных отношений, неприятие межрелигиозной вражды, крайних проявлений национализма и экстремизма.
Проведённый в школе социологический опрос среди учащихся 14-18 лет в марте 2013 года показывает, что:
- 73% опрошенных считают способность идти на компромисс проявлением слабости и испытывают раздражение, когда мнение окружающих расходится с их собственным мнением;
- 54% опрошенных нетерпимо относятся к незащищённым социальным категориям граждан (старики, беженцы, инвалиды, психически нездоровые люди);
- 47% проявляют межконфессиональную нетерпимость;
- 45% интолерантны в отношении расовой принадлежности;
- 53% интолерантны в отношении этнической принадлежности.
Таким образом, средний показатель интолерантности составляет 54,4%.
Приведенные данные указывают на важность воспитания у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры.
Изучение национального состава школы показало, что школа многонациональная; дети обучаются с разными культурами, традициями и обычаями.
Национальный состав учащихся


Исследования показали, что уровень толерантности воспитанников достаточный, его надо сохранить и преумножить.
Общеобразовательная школа имеет возможность воспитания у детей толерантности, как в учебной, так и в воспитательной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Программа включает комплекс мероприятий, направленных на решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания и укрепление межэтнических и межкультурных отношений у учащихся школы.
В ходе реализации программы рекомендуется использование интерактивных методов обучения и воспитания - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Программа, направленная на укрепление межэтнических и межкультурных отношений у учащихся школы, их родителей и педагогов «В дружбе наша сила!»» (далее – Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Межведомственной комплексной программой гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений и профилактики проявлений экстремизма, а также принятой ЮНЕСКО Декларацией принципов толерантности.
Программа направлена на укрепление межэтнических и межкультурных отношений у учащихся школы и толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Программа реализуется администрацией школы, классными руководителями и учителями - предметниками, специалистами, осуществляющими воспитательную работу в школе.
Цели и задачи
Целью программы является укрепление межнациональных и межэтнических отношений через внедрение социальных норм толерантности и формирование у детей коммуникативных навыков.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
обучение толерантности через систему образования;
создание у учащихся устойчивого понимания дружественности многонационального и многоконфессионального российского народа;
развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
воспитание терпимости к инакомыслию;
формирование позитивных ценностей и установок;
воспитание у учащихся школы неприятия к проявлению агрессии, жестокости, насилия как к людям, животным, природе, так и ко всему окружающему миру;
консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности;
использование в процессе обучения и воспитания учащихся школы интерактивных средств обучения, тренингов и игр.
Особенностью программы является создание цикла занятий по созданию «Музея одного дня».
Участники программы
Участниками программы являются учащиеся НРМОБУ «ПСОШ №2» 7 – 18 лет, педагогический коллектив, администрация школы, специалисты, родители учащихся.

Продолжительность программы
Программа рассчитана на 1 год. Реализация программы начинается с 01.09.2013 по 31.05.2014 года в три этапа. Программа направлена на личностный, деятельностный подход в воспитании, на социализацию воспитанников, связь с социумом и формирование толерантного и высоконравственного человека.
Этапы программы
I этап - ориентационно - мотивационный этап
1 направление – разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания.

Цель – ознакомление педагогического коллектива школы с задачами по созданию положительного настроения как в коллективе работников, так и в классных коллективах.
Форма реализации – педагогический совет, методическая планерка, консультирование родителей, анкетирование учащихся.
2 направление - внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания и укрепления межнациональных отношений среди учащихся.
Цель – практический выход на реализацию и выполнение Программы.
Форма реализации - часы общения, КТД классов, спортивные соревнования, совместная деятельность детей и взрослых.
3 направление - обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации Программы.
II этап – заключительный, творческий этап
Цель – подвести итоги реализации Программы.
Форма реализации - самоанализ результативности работы и анализ итогов на заседаниях методических объединений и педагогических советах.
Схема управления программой
Для реализации программы «В дружбе наша сила!» созданы определенные условия:
Подобраны методические материалы, сценарии и разработки мероприятий.
Создана материально-техническая база.
Имеются квалифицированные кадры:
-директор школы – 1 чел.;
-заместитель директора по УВР – 3 чел.;
-заместитель директора по ВР – 1 чел.;
-заместитель директора по ОР – 1 чел.;
-заместитель директора по НМР – 1 чел.;
-заместитель директора по АХЧ – 1 чел.;
- педагоги-предметники – 62 чел.;
-классные руководители – 32 чел;
-педагог - психолог – 1 чел.;
-педагог - организатор – 2 чел.;
-библиотекарь – 2 чел.;
-педагоги ДО – 4 чел.;
-фельдшер – 1чел.;
-инженер по ОТ и ТБ – 1 чел;-социальный педагог – 1 чел.
Предполагаемые результаты:
В результате осуществления программы ожидается:
формирование у учащихся толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ;
интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;
укрепление атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок;
создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования толерантности, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.
Финансово-экономическое обеспечение программы

Смета
расходов на реализацию программы «В дружбе наша сила!»
 № п/п Наименование статей расходов Код статьи расхода Сумма затрат, рублей
1. Аренда помещений   2. Аренда звуко- и светооборудования  3. Аренда транспорта   25000
4. Аренда оргтехники   5. Телефонные, почтовые и телеграфные расходы   6. Печатно-множительные работы 340 10000
7. Призовой фонд   30000
8. Типографские, издательские услуги   9. Оплата по договору привлеченным специалистам (вознаграждение, проезд, проживание, питание).   10. Изготовление атрибутики (в т.ч. с логотипом Департамента образования и молодежной политики автономного округа)   225 25000
11. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов   12. Приобретение канцелярских товаров 340 10000
13. Приобретение основных средств на развитие материально-технической базы (обоснование для приобретения)   14. Оплата проезда, проживания и суточных в целях участия в мероприятиях окружного, Всероссийского и международного значения.   15. Расходы за проведение банковских операций.   Итого 100000
 
 Смету составила Востроколенко И.В._______________
Рабочий телефон 218-051
Мобильный телефон 89825182015, 89044848531
09.04.2013 года
План
реализации программы «В дружбе наша сила!»
на 2013-2014 учебный год
сроки
Деятельность с учащимися Деятельность с педагогическим коллективом Деятельность с родителями
Сентябрь -Праздник, посвященный Дню знаний (1-11 кл.)
-Часы общения
«Что такое толерантность?», «Толерантность и Я», «Дерево толерантности», «Наша классная дружная семья» (1,5,10 кл.)
- Групповые тренинги направленные на сплочение классного коллектива «Я такой же, как все!» (1,5,10 кл.)
- День солидарности в борьбе с терроризмом. «Минута молчания – тебе Беслан, стон от рыдания - тебе Беслан» (линейка, беседы, уроки мужества).
- Индивидуальные консультации психолога «Приемы саморегуляции» с учащимися «группы риска»
-Демонстрация презентации «Современные молодежные движения» с обсуждением (7-8 кл.)
-Флеш-моб с использованием элементов национальных танцев
-Основы религиозных культур и светской этики (далее ОРКиСЭ)-4кл. -Праздник, посвященный Дню знаний
- Работа по составлению социального паспорта класса\школы
-Обзор литературы по проблеме толерантности, укрепления межэтнических и межкультурных отношений
- Педагогический совет: «Толерантная культура педагога». -Праздник, посвященный Дню знаний
-Анкетирование «Черты толерантной личности» (родители уч-ся 8-11 классов)
- Индивидуальные консультации психолога с родителями диагностируемых учащихся
Октябрь - Проведение анкетирования с целью выявления лидеров неформальных молодежных группировок
-Демонстрация презентации «Современные молодежные движения» с обсуждением (9кл.)
-Фестиваль
Национальных культур
-Часы общения «Дружбы народов союз вековой…», «Дерево национальностей»
- Встреча инспектора ПДН с учащимися «Ответственность за совершение правонарушений экстремистской направленности» (8-9кл.)
- Просмотр и обсуждение к/фильма «Чучело» (5-11 кл.)
- Просмотр и обсуждение м/фильма «Приключение Чебурашки и крокодила Гены», «Ну, погоди!» (1-4 кл.)
- Групповые тренинги «Я такой же, как все!» (1,5,10 кл.)
- Индивидуальные консультации психолога «Приемы саморегуляции» с учащимися «группы риска»
- ОРКиСЭ-4кл. - Обзор литературы по проблеме толерантности, укрепления межэтнических и межкультурных отношений
-Анкетирование пед.коллектива «Черты толерантной личности»
- «Толерантность как залог эффективного взаимодействия»
- Подготовка информационно-публицистических материалов для детей и подростков, направленных на воспитание культуры толерантности, для школьного сайта, буклетов. -Демонстрация презентации «Современные молодежные движения»
-Родительские собрания «Проблемы отцов и детей», «Поощрения и наказания»,
«Дороги, которые выбирают наши дети»
- Индивидуальные консультации психолога с родителями учащихся с высоким уровнем тревожности, агрессии
Ноябрь -Неделя толерантности
-День толерантности (16.11)
-Дискуссия «Россия-многонациональное государство»
- Встреча инспектора ПДН с учащимися «Ответственность за совершение правонарушений экстремистской направленности» (10-11кл.)
-Выпуск листовок к международному Дню толерантности
- Групповые тренинги «Я такой же, как все!» (1,5,10 кл.)
-Демонстрация презентации «Современные молодежные движения» с обсуждением (10 кл.)
- Индивидуальные консультации психолога «Приемы саморегуляции» с учащимися «группы риска»
-Проведение в рамках Международного дня толерантности конкурса рисунков «Мы – жители планеты Земля».
-Флеш-моб с использованием элементов национальных танцев
- ОРКиСЭ-4кл. - Обзор литературы по проблеме толерантности, укрепления межэтнических и межкультурных отношений - Лекция «Психолого-педагогические аспекты формирования толерантности» - Индивидуальные консультации психолога с родителями учащихся с высоким уровнем тревожности, агрессии
- Распространение буклетов, листовок о толерантности среди школьников, родителей, населения поселка.
Декабрь -Викторина о правах человека ко дню принятия Всеобщей декларации прав человека
-Благотворительная акция
-Часы общения «Мы разные, и мы вместе!», «Я-Россиянин!», «День народного единства», «По законам добра: изучаем Конституцию РФ»
- Групповые тренинги «Я такой же, как все!» (1,5,10 кл.)
-Демонстрация презентации «Современные молодежные движения» с обсуждением (11 кл.)
- Индивидуальные консультации психолога «Приемы саморегуляции» с учащимися «группы риска»
-Новогодний калейдоскоп «Все страны в гости к нам» (встреча нового года в разных странах, знакомство с культурой)
- Организация и проведение конкурса творческих работ по вопросам формирования культуры толерантности и противодействия ксенофобии «Здравствуй мир, здравствуй век, здравствуй добрый человек…»
- ОРКиСЭ-4кл. - Обзор литературы по проблеме толерантности, укрепления межэтнических и межкультурных отношений
-Ознакомление с нормативно-правовыми актами по экстремизму (МО классных руководителей)
- Подготовка информационно-публицистических материалов для детей и подростков, направленных на воспитание культуры толерантности, для школьного сайта, буклетов. -Родительские собрания «Давайте поговорим о правах ребенка», «Подростковая агрессивность: как себя вести?»
-Благотворительная акция
- Индивидуальные консультации психолога с родителями учащихся с высоким уровнем тревожности, агрессии
Январь - Часы общения «В дружбе наша сила!», «Бесконфликтное общение», «Конфликты и Я»
- Книжная выставка по культуре и традициям народов России
- Индивидуальные консультации психолога «Приемы саморегуляции» с учащимися «группы риска»
«Мир и толерантность глазами детей»
- Диспут по фильму «Мужики» (5-11 классы)
-Флеш-моб с использованием элементов национальных танцев
- ОРКиСЭ-4кл. -Выставка методических материалов по проблеме толерантности, укрепления межэтнических и межкультурных отношений
- «Психология разрешения конфликта»
- Обзор литературы по проблеме толерантности, укрепления межэтнических и межкультурных отношений
- Подготовка информационно-публицистических материалов для детей и подростков, направленных на воспитание культуры толерантности, для школьного сайта, буклетов. - Индивидуальные консультации психолога с родителями учащихся с высоким уровнем тревожности, агрессии
-Оформление выставки рисунков на тему «Мир и толерантность глазами детей» (родительский комитет класса)
Февраль -Выпуск листовок к международному Дню спонтанного проявления доброты
-Акция «Письмо солдату»
-Демонстрация презентации «Народные герои-многонациональны»
-Выставка «Национальных блюд» (5-8кл.)
-Выпуск буклетов «Блюда разных национальностей»
- Индивидуальные консультации психолога «Приемы саморегуляции» с учащимися «группы риска»
-Конкурс песни «Я о Родине пою…» (песни разных народов)
- ОРКиС)-4кл.- Лекция «Педагогика толерантности»
-Конфликт и его характеристики
- Обзор литературы по проблеме толерантности, укрепления межэтнических и межкультурных отношений - Индивидуальные консультации психолога с родителями учащихся с высоким уровнем тревожности, агрессии
Март -Фотоконкурс
«Семейные традиции», «Традиции моего народа»
-Круглый стол «Мы живём среди людей»
- Проведение Недели «Культура – детям» (книжная неделя) в рамках Международного дня детской книги- -Индивидуальные консультации психолога «Приемы саморегуляции» с учащимися «группы риска»
- ОРКиСЭ-4кл. - Лекция « Социально-этические нормы в сфере межкультурной коммуникации»
- Обзор литературы по проблеме толерантности, укрепления межэтнических и межкультурных отношений -Фотоконкурс
«Семейные традиции», «Традиции моего народа»
-Родительские собрания
Апрель -Фестиваль «Подари человеку радость» (КТД классов)
-Игра на развитие толерантности «Народные промыслы»
- Акция «Книга национальностей нашей школы- Индивидуальные консультации психолога «Приемы саморегуляции» с учащимися «группы риска»
-Флеш-моб с использованием элементов национальных танцев
- ОРКиСЭ-4кл. - Подготовка информационно-публицистических материалов, направленных на воспитание культуры толерантности обучающихся -Распространение буклетов, листовок о толерантности среди школьников, родителей.
Май -Конкурс стен.газет «Мир и толерантность глазами детей»
-Подведение итогов на линейках
- Благотворительная акция ко Дню Защиты детей
- Игры народов мира на развитие толерантности
- Индивидуальные консультации психолога «Приемы саморегуляции» с учащимися «группы риска»
-Игра по станциям «Возьмемся за руки, друзья!»
-Флеш-моб с использованием элементов национальных танцев
-Основы религиозных культур и светской этики (далее ОРКиСЭ)-4кл. Мониторинг
- Публикация на сайте училища информации о проделанной работе по воспитанию толерантности у обучающихся, гармонизации межнациональных отношений. -Оформление выставки стен.газет на тему «В дружбе наша сила!» (родительский комитет класса)
-Родительские классные собрания «Подведение итогов реализации проекта»
- Заседание общешкольного родительского комитета «Подведение итогов реализации проекта в 2012-2013 уч.году. Планы на 2013-2014 уч.год»
ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А.Г. Психология обыкновенного фанатизма: [О «фабрике фанатиков: психологические инструменты овладения сознанием подростков]//Век толерантности. Научно-публицистический вестник.- М.,2001.
Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и
старшеклассников, М., 2002.
Всеобщая Декларация прав человека. 1948.
Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства//Внешкольник.-2002.-№6.-С.12-16.
Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе//Воспитание школьников.-2006.-№1.-С.13-17.
Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
Епанчин П.М. Воспитание веротерпимости в общеобразовательной школе как одна из форм профилактики экстремизма//Образование.-2003.-№9.-С.59-62.
Ильченко Л.П. Формирование этнокультурной толерантности школьников в процессе знакомства с культурой родного края//Этнопедагогика: Проблемы обучения и воспитания. - СПб,2004.-Вып.3.-С.47-53.
Киршина Л.Н. Проблемы этнической толерантности в программах повышения квалификации педагогов национальных образовательных учреждений/Л.Н. Киршина, Э.Р.Хакимов//Методист.-2004.-№4.-С.14-17.
Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории// Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№1.-С.18-25.
Конвенция о правах ребенка. 1989.
Кожурина Л. В лабиринтах толерантности: Как нам обустроить взаимопонимание и терпимость // Первое сентября.-2004.-53.-С.2.
Кукушкин B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурномсоциуме, Ростов-на-Дону, 2002.
Ледовский М.Толерантность и религия – две вещи несовместные?[О религиозных «фобиях»]///www.asi.org.ru.
Лобашов В.Д. Толерантность учебного процесса//Образование в современной школе.-2005.-№6.-С.8-16.
Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся//Преподавание истории в школе.-2005.-№9.-С.39-40.
Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитаниетолерантности у школьников, Ярославль, 2003.
Потёмкина О., Потёмкина Е. Тесты для подростков.-2005- М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА»
Степанов П.В. Как воспитывать толерантность в школе// Педагогический вестник.-2000.-№2.-С.2.
Степанов П.В.Феномен толерантности//Классный руководитель.-2004.-№3.-С.5-14.
Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теорияи практика). Сборник научно-методических статей, М., 2002.Тыртышная М.А. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности//Классный руководитель.-2005.-№4.-С.125-129.
Шабуров Н.В., Юдин А.В. Межрелигиозная толерантность: Программа курса повышения квалификации// Преподавание истории и обществознания в школе.-2005.-№8.-С.47-50.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений http://www.un.org/ruФоппель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, M., 2000.
Фоппель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002.