Профессиональный опыт «Профилактика проявления ксенофобии, экстремистских настроений средствами внеурочной деятельности»


234950-45095900МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА
КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
на участие в муниципальном конкурсе
на приз главы города в сфере образования
-56578522479000
6051551524000
Участник:
Десятова Юлия Викторовна,
desyatova_yuliya@bk.ruтел/факс 8(3463)276393,
сот.89821489976
город Нефтеюганск,
2016 год
Профессиональный опыт
«Профилактика проявления ксенофобии,
экстремистских настроений средствами внеурочной деятельности»
Десятова Юлия Викторовна, стаж педагогической работы-20 лет, в МБОУ «СОШ № 7» - 20 лет. Высшая квалификационная категория.
Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников. Умение увлечь учеников своим предметом, я считаю, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Ученику нужно давать не только знания, но и развивать его. Ученик должен слушать учителя из уважения, а не из страха. Уважение между учителем и учеником должно быть взаимным. Я придерживаюсь такого высказывания: «Учить имеет право тот, кто сам постоянно учится».
Конечно, до совершенного учителя мне далеко, но я горжусь тем, что я - учитель, что люблю свою профессию, своих учеников, свою семью, страну, в которой живу, жизнь во всех ее проявлениях, стараюсь не останавливаться на достигнутом, постоянно идти вперед и учиться чему-то новому.
Переход на ФГОС определил обязательность результатов предметного, метапредметного и личностного характера.
Очевидно, что воспитание гражданского самосознания - социальная потребность современного российского общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства - комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского самосознания, исторического мышления.
И я как учитель музыки не могу остаться в стороне, нахожу свое место в процессе обучения и воспитания.
Актуальность. В последнее время острыми стали вопросы проявления ксенофобии, экстремистских настроений среди подрастающего поколения. Сложная духовно-нравственная и социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Причины этого - разные:
Уровень образованности и воспитанности родителей.
Миграционные процессы.
Отрицательные примеры с экранов ТВ и в сети Интернет.
Достаточно не проблематично работать с детьми, чьи родители уделяют большое внимание своим детям. Как правило, и личностные, и метапредметные результаты они показывают высокие, а вот дети, из семей определенной категории, остаются проблемной группой. И математика ему не дается, и поведение желает лучшего, и взаимоотношения со сверстниками не всегда ровные…
В каждой школе найдется достаточное количество мальчишек, чья энергия бьет ключом, не всегда в нужном направлении. Они не умеют спокойно общаться друг с другом, кричат, прыгают и толкаются. Вот и хорошо! Почему бы им не предложить все это делать, но под началом педагогического работника, который направит их энергию в нужное русло.
Я всегда предлагаю на собрании выбрать в рамках внеурочной деятельности мой кружок. Не боюсь, что в него попадут самые озорные! Они - то мне и нужны. Мне хочется, чтобы, в первую очередь, учителя и родители взглянули на них по-другому (как на успешных, активных, творческих!). В этом и состоит новизна моего опыта, моей работы в целом: работать не с теми, кто угоден, а с теми, с кем неудобно, но интересно!
Направленность моего опыта – духовно-нравственное воспитание средствами внеурочной деятельности
Цель: вовлечение детей определенной категории («группа риска») во внеурочную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
Задачи:
Выявить:
Учащихся «группы риска» (ОВЗ, состоящих на учете, гиперактивных или особо пассивных, тех, кого обижают, кто является постоянным героем совета профилактики и др.).
Индивидуальные особенности, запросы, интересы учащихся
данной группы.
1.3. Создать условия, при которых вовлечение подростков в музыкально-творческую деятельность станет эффективным средством формирования у них жизнеутверждающих идеалов.
- принять правила поведения;
- скорректировать график занятий;
- определить репертуар для учащихся и др.
2.Организовать:
2.1. Межпредметную интеграцию с учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.
2.2. Совместную деятельность с родителями (законными представителями).
3. Развить систему организованного досуга и отдыха детей «группы риска».
Концептуальные основы профессионального опыта:
1.Педагогизация окружающей среды – интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, объединения дополнительного образования, Библиотеки семейного чтения, Центра национальных культур.
2.Принцип личностной направленности – учёт индивидуальных склонностей и интересов, своеобразие характеров, упор на личностное достоинство мальчиков, опора на положительные качества.
3.Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
4.Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
В педагогике общего музыкального образования и музыкальной психологии высказывается мнение, что музыка является одним из средств преобразования личности ребёнка, предпринимаются попытки осмысления механизмов воздействия музыкального искусства и его специфических характеристик на ход личностного развития. Я познакомилась с опытом Э.Е. Алексеева, М.Н. Зыковой «Фольклоротерапия», А.В. Тороповой, И.М. Дудник и др.
В рамках реализации городской программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений в городе Нефтеюганске на 2014-2020 годы», программы развития школы «Школа содружества», я включилась в общую работу.
Набрала ансамбль мальчишек-шустряков. Опыт работы с такой категорией я уже имела. Мой ансамбль «Юность», в котором на протяжении 5 лет занимались подростки «группы риска», тому пример.
«По словам Председателя отдела по делам молодежи Ханты-Мансийской епархии Виктора Мурзакова, иерея, образцом военно-патриотической песни являются те композиции, что одухотворяют, дают силу, будят в исполнителях и слушателях чувство сопричастности с судьбой Отечества, гордости за Россию и её воинов. Такие песни объединяют. Красноречивым примером тому является мальчишечий вокальный ансамбль «Юность» (школа № 7, г. Нефтеюганск): все 8 участников-дети разных народов. На сцене они исполнили песни Н. Расторгуева, О. Газманова.
«Нас нисколько не смущает, что фестиваль организует православная церковь, мы уважаем христианскую веру, как и все вероисповедания существующие в России. Защитники Российской Федерации не делятся по религиозному или национальному признаку, поэтому мы здесь» - говорит один из участников вокально-хореографического ансамбля «Юность».
Данное интервью опубликовано в газете «Югорское обозрение» по итогам Всероссийского конкурса военно-патриотической песни «Димитриевская суббота», в котором мы ежегодно участвуем.
После 9 класса некоторые ребята из ансамбля «Юность» продолжили образование в других образовательных организациях, но остаются участниками нашего ансамбля, хора и наставниками «Лазурита».
Группы получаются небольшие – по 10 человек (три группы). Но каких!
Таблица 1
Учебные годы Занятость учащихся в ОДОД
(вокально-хореографический ансамбль,
сводный хор)
Учащиеся, состоящие на учёте в ОДН, КДН /из них заняты в ОДОД Учащиеся с ОВЗ/ из них заняты в ОДОД Учащиеся «Группы риска»/ из них заняты в ОДОД
2014-2015 6/3 5/1 22/14
2015-2016 5/4 29/3 25/23
2016-2017 6/5 32/2 17/15
Диаграмма 1

Благодаря опыту работы с ансамблем «Юность» мне уже было легче заинтересовать ребят нового ансамбля, потому что:
- во первых, эти маленькие непоседливые мальчишки хотят быть похожими на них. Они хотят быть такими же дружными, сплочёнными, активными, творческими, успешными. И однажды мне даже сказали: «Мы будем лучше, чем они. Вы будете нами гордиться!»;
- во вторых, я уже понимаю, какой репертуар может затронуть их душу и сплотить;
- в третьих, в силу возраста, они ещё прислушиваются к тому, что говорит учитель. Другой вопрос, какими они станут, когда будут учиться в 7-8 классе…
Трудности возникают в работе с детьми ОВЗ, так как они плохо читают и проговаривают слова и чувствуют себя немного некомфортно в коллективе, поэтому занимаюсь с ними индивидуально, чтобы они шли со всеми в ногу. Они верят в меня, я верю в них! Вместе мы обязательно добьёмся результатов!
- и, наконец, вместе с ребятами и я тоже «расту», то есть развиваюсь, набираюсь еще больше профессионального опыта.
Не смотря на то, что многим из ансамбля «Лазурит» нелегко даются знания по таким предметам, как математика, русский язык и др., зато они усердно работают не только на уроках музыки, но и во внеурочных занятиях, на репетициях, самостоятельно подыскивают вокальный материал, который мы вместе обсуждаем и определяемся в выборе репертуара. Закачивают выбранную песню на свои телефоны, постоянно слушают её и учат слова. Находят информацию об истории национальных песнях, пытаются решать вопросы внешнего вида на какое-либо мероприятие. И даже название нашего ансамбля мы выбирали вместе - «Лазурит». Мальчишки хвастаются, что они - мой драгоценный камень, который принесет удачу. А может, так оно и есть?
На переменах ребята приходят ко мне в кабинет, после уроков - в актовом зале, вечером – опять в кабинете музыки собираются. Я уже потом сама начала путать, где занятия внеурочной деятельности, а где подготовка к мероприятиям разного уровня.
И тут начались наши выступления на конкурсах муниципального и даже международного уровней («Здесь зажигаются звезды»).
Заинтересовались мальчишки репертуаром ансамбля «Юность» (а там ведь тоже были пацаны из «группы риска»). Мне приходилось их даже отстаивать на Совете профилактики! Работа с детьми такой категории строится в единении с усилиями классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога.
Составили свой репертуар: песни о России, о городе, песни на военную тематику, о природе, о любви, а также русские народные песни и песни народов России.
Вспоминая свой ансамбль «Юность» (когда подростки не только пели, но и передавали художественный образ через танец). Мы тоже привлекли к своим занятиям учителя хореографии. Это ли не занятость детей во внеурочное время?
Занятость учащихся в ОДОД
Таблица 2
Учебные годы Всего учащихся
в школе Из них заняты в ОДОД
сводный хор вокально-хореографический ансамбль
2014-2015 620 123 20
2015-2016 671 150 20
2016-2017 697 150 30
Диаграмма 2

Отличительными особенностями является многонациональность нашего коллектива: в ансамблях из 30 человек - 7 национальностей: русские, узбеки, таджики, азербайджанцы, чеченцы, кумыки, лезгины.
Результаты работы не заставили себя ждать. С одной стороны, призовые места:
Призовые места «Лазурита»
- Диплом 1 степени (ансамбль «Лазурит») в международном (очном) конкурсе-фестивале «Здесь зажигаются звёзды» в рамках проекта «Планета звёзд» 2015 год;
- Диплом 2 степени (ансамбль «Лазурит») в открытом городском фестивале «Песня, опалённая войной»;
- Диплом 3 степени (ансамбль «Лазурит») в городском фестивале «Родные напевы».
Но важнее личностные качества ребят: мальчики заметно стали дисциплинированнее, ответственные, сплочённые, дружные.
Результаты нашей образовательной деятельности также отразились в уровне социальной активности подростков по методике Г.У.Солдатовой, О.А.Кравцовой и др.)
Диаграмма 3

По итогам социологического опроса 89% учащихся в коллективе чувствуют себя комфортно.
Это разве не пример тому, что эти мальчишки на правильном пути, что наши занятия развивают личностные качества детей?
Стены кабинета музыки нам становятся тесны. Ищем выход.
В нашей школе сложилась традиция проведения литературно-исторических музыкальных вечеров. И если ансамбль «Юность» являлся активным участником музыкальных литературно-музыкальных композиций, то теперь «Лазурит» уже занимает эту нишу.
Мы на занятиях внеурочной деятельности не просто поем, не просто репетируем, а занимаемся и проявлением себя, поэтому занятия нередко проводим в Специальном доме для одиноких престарелых окружного значения (в рамках реализации проекта «Дом без одиночества». Приходим и с концертными номерами, и просто попеть с бабушками и дедушками, и послушать их песни, которые ещё не знаем. Так продолжается связь поколений.
Постоянные участники и мероприятий в Библиотеке семейного чтения.
Внеурочная деятельность не может ограничиться 2 часами рабочего времени. Продолжение её находится и в работе нашего Сводного хора, в состав которого входят учащиеся, их родители (законные представители), педагоги, иные работники школы, выпускники прошлых лет, родители выпускников прошлых лет, члены управляющего совета (163 человека).
Хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Занятие хоровым пением вносит свой специфический вклад в дело эстетического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного.
Репертуар обсуждали все вместе: дети предлагали, взрослые предлагали, выбирали оптимальный вариант. И, конечно же, это стали песни о России, об округе, о городе, о природе, песни на военную тематику, которые способствовали сплочению участников хора, придавали гордость за страну, за родину, за россиян, за свой народ!
С каждым разом усложняется репертуар, дети и взрослые уже более уверенно поют многоголосные произведения, а главное-создан сплочённый, организованный, объединённый единой идеей –коллектив сводного хора!
Наш сводный хор был отмечен тюменским композитором В. Серебренниковым на фестивале, посвящённом 85-летию ХМАО- Югры «Ода Югорской земли». В сборнике, который он подарил нашей школе, много песен о природе, о городе, о войне. Как раз то, о чём мы любим петь. А вскоре в газете «Здравствуйте, Нефтеюганцы!» появилась статья «Белый север», где Валерий Серебренников рассказывает о своих впечатлениях о фестивале посвящённом 85-летию ХМАО- Югры «Ода Югорской земли»:
«Зал культурно-досугового комплекса был переполнен. Вначале выступали лучшие хоровые коллективы общеобразовательных школ.
Скажу честно, для меня это был пример достойного воплощения патриотического и художественного начала.
Я бы очень хотел, чтобы опыт Нефтеюганска был перенят хоровым сообществом г. Тюмени. Вы только представьте: выходит коллектив седьмой общеобразовательной школы в количестве 150 человек и поёт двухголосие!»
Мы взаимодействуем с НГ МБОУ ДОД «Детская школа искусств», библиотекой семейного чтения, МБУК «Центр национальных культур», ЦДОД, Специального дома для одиноких престарелых окружного значения.
Без взаимодействия с родительской общественностью система работы была бы неполной. Для вовлечения родителей в процесс обучения провожу индивидуальные консультации, привлекаю к созданию необходимых декораций, наглядности.
Родители у таких детей не всегда с желанием приходят, но даже единожды побывав на концерте мальчишек, они начинают активнее включаться в жизнь ребенка.
Я активно тиражирую свой педагогический опыт на школьном сайте, во Всероссийском методическом центре «Образование и творчество», во Всероссийском образовательно-просветительском издании «Альманах педагога», на международном образовательном портале «Развитие». С 2014-15 учебного года зарегистрирована в региональном составе сообщества педагогов Югры «Школлеги». Тесно сотрудничаю с учителями на Всероссийском педагогическом портале «Завуч.инфо», «Инфоурок». Представляла свой опыт работы на городском предметном сообществе учителей музыки по теме «Музыка в сказках» в рамках реализации ФГОС, 2015 год; а также представляла социальный проект «Наш край Россия» на муниципальном уровне «Приз главы города», 2014 год.

Профессиональные достижения:
- Диплом 1 степени по представлению президиума межгосударственного экспертного совета в номинации «Педагогическая слава», редакция международной энциклопедии «Лучшие в образовании», 2015 г.
- Благодарственное письмо Фонда развития культурных инициатив за участие в международном конкурсе-фестивале «Здесь зажигают звезды», 2015 год.
- Диплом 1 степени во Всероссийском конкурсе «Умната», блиц-олимпиада: «Учитель-профессионал: какой он с точки зрения новых профессиональных стандартов» (№ 29698, 08.11.2015).
- Диплом за высокопрофессиональную подготовку участников-победителей во Всероссийском конкурсе «Ты -гений», 2015г.
- Диплом лауреата Всероссийского конкурса «Учитель! Перед именем твоим…» за проект «Наш край Россия», 2012г.
- Золотая медаль в номинации «Инновации» во Всероссийском конкурсе «Учитель! Перед именем твоим…», 2013г.
- Благодарственное письмо от депутата Тюменской областной Думы, члена ВПП «Единая Россия» Т.П. Белоконь за бесценный вклад в развитие фестивального движения, талантливую, самоотверженную работу, 28.04.2015.
- Благодарственное письмо от депутата Тюменской областной Думы, члена ВПП «Единая Россия» Т.П. Белоконь, за многолетний добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство, значительный вклад в развитие хорового искусства, эстетическое развитие наших детей, 10.12.2015.
- Благодарственное письмо главы города Нефтеюганска за добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство, значительный вклад в развитии системы образования в городе Нефтеюганске и в связи с празднованием Днём учителя (п. № 1724/87 от 15.09.2015).
- Почётная грамота Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска за значительный вклад в развитие системы образования города Нефтеюганска и по итогам работы за 2014 год (П. от 22.12.2014 № 681-n).
- Благодарственное письмо Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска за большой вклад в развитие системы образования города и в связи с 25-летним юбилеем школы, 2012 г.
- Благодарственное письмо Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска за успешное участие творческих коллективов в городском фестивале детского и юношеского творчества «Созвездие юных талантов Нефтеюганска» и в связи с пятилетним юбилеем фестиваля (приказ от 15.04.2013 № 586-п);
- Благодарственное письмо Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска за качественную подготовку и проведение на высоком уровне городского мероприятия, посвящённого 85-летию ХМАО-Югры «Фестиваль хоровых коллективов «Ода Югорской земли» (приказ от 04.12.2015 № 679-п).
- Благодарственные письма Департамента образования и молодёжной политики администрации г. Нефтеюганска за творческий вклад в художественное становление личности ребёнка (2012, 2013, 2014, 2015, 2016г.г.).
Я уверена, что внеурочная занятость детей и мой опыт поможет не только развивать личностные качества детей, но и сформирует их жизненную (гражданскую) позицию, верю, что это отвлечет их от совершения правонарушений и преступлений в будущем.
Это ли не шаг к воспитанию подрастающего поколения!
Глоссарий
Ксенофобия (ударение на вторую «о») это неуважение, нетерпимость, неприязнь или даже ненависть к чужакам, то есть к представителям другой группы: национальной, расовой, половой, религиозной и прочая. Слово Ксенофобия — греческое: ксенос означает «чужак, инородец», а фобос — «страх, боязнь». Частными случаями ксенофобии являются, например, расизм (нетерпимость к другим расам), антисемитизм (нетерпимость к евреям).
Экстреми́зм (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) — приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике). Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения.
223520-46471100
Приложения
Приложение 1
Результаты, которыми мы гордимся
044704000428371047180500
center260350000
Таблица 3
Год Городской Региональный Всероссийский Международный
2012 Диплом 1 степени в номинации «Сводный хор» в городском конкурсе хоровых коллективов «Нефтяная колыбель России», Диплом 1 степени в номинации «Хор» в открытом региональном фестивале военной песни «Песня, опалённая войной» 2013 Гран При в номинации «Сводный школьный хор» в городском конкурсе хоровых коллективов «Струны звонких голосов» Диплом 3 степени в номинации «Хор» в открытом региональном фестивале военной песни «Песня, опалённая войной» 2014 Диплом 1 степени в номинации «Хор» в городском фестивале военной песни «Песня, опалённая войной»,
Диплом 1 степени в номинации «Сводный хор» в городском конкурсе хоровых коллективов «Песни Великой победы»
2015 Диплом 1 степени в номинации «Хор» в открытом городском фестивале военной песни «Песня, опалённая войной»,
Гран При в номинации «Сводный хор» в городском конкурсе хоровых коллективов «Лейся, песня, над Югрою»
Диплом 1 степени в номинации «Сводный хор» во Всероссийском конкурсе «Ты гений»,
Диплом 1 степени ансамбль учителей во Всероссийском конкурсе «Рассударики» Диплом победителя (3место) в номинации «Сводный хор» в международном конкурсе для детей и педагогов «Интербриг»
2016 Диплом 2 степени в номинации «Сводный хор», в открытом городском фестивале «Песня, опалённая войной» Приложение 2
Проект «Наш край – Россия» как средство межкультурного воспитания учащихся»
Десятова Ю.В.
(г. Нефтеюганск, ХМАО -Югра, Россия,
МБОУ «СОШ № 7,
опубликован во Всероссийском образовательно-просветительском
издании «Альманах педагога», 2016 год.
)
Задача воспитания гражданина актуальна для всего мира, важна и злободневна она и для России. Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, с активной гражданской позицией.
В.В.Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций».
На педагога возлагается большая надежда в культивировании толерантных идей в школах, среди воспитанников и их родителей.
Б.Э. Риэрдон считает «Тремя сверхважными целями образования являются: 1) научить жить в многоликом мире; 2) научить конструктивно разрешать конфликты; 3) воспитать ответственность» (5, 75-77).
Этого можно достичь, применяя полиэтническое образование, в котором выделено пять моделей: межпредметная (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам); модульная (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие народов); монопредметная (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др. как своего, так и других народов на специально выделенных для этой цели учебных предметах); комплексная (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур представлены в единстве и взаимосвязи); дополняющая (осуществляется в ходе внеурочных, внеклассных, внешкольных мероприятий) (2, с. 58-69).
Формами формирования этнической толерантности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.). Образовательные организации призваны воздействовать на молодое поколение социальной среды, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Нефтеюганска особенное. Исключительность данного учреждения заключается в том, что в силу места расположения школы в ней обучается от 66% до 87% (каждую четверть количество кардинально изменяется в связи с миграционными процессами) детей, прибывших из бывших республик Закавказья и Средней Азии. Этническая неоднородность контингента учащихся накладывает отпечаток и на взаимоотношения детей и подростков как с педагогами, так и между собой. Дети при поступлении в школу не владеют русским языком, так как в семьях разговаривают на родном языке (данный факт усложняет обучение). Первым шагом, предпринятым администрацией школы, стала Программа «Школа № 7 - территория толерантности», направленная на выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощи, толерантности. В Учебный план в рамках компонента образовательной организации введен курс «Культура межличностных взаимодействий», проводятся классные часа, беседы по толерантности, 2 раза в год измеряется индекс толерантности. Изменилось и содержание самих уроков. Для педагогических работников стало важным простроить бесконфликтное пространство в образовательной организации, научить детей разных национальностей понимать культуру и традиции страны, в которую они приехали.
Школа с 2012 по 2015 год являлась региональной инновационной площадкой по реализации проекта «Адаптация и социализация детей мигрантов в социальное и культурное пространство ХМАО -Югры». В 2016 году на её базе организован муниципальный центр культурно-языковой адаптации детей - мигрантов.
Как правило, дети мигрантов слабо владеют русским языком, не знакомы с культурой русского народа, поэтому в школе реализуются программы по обучению детей мигрантов русскому языку. А с культурой русского народа дети знакомятся на занятиях дополнительного образования, где учатся петь русские песни, танцевать русские танцы, знакомятся с русским фольклором, историей русского сценического костюма. Параллельно идет развитие творческих способностей, личностных качеств и воспитание толерантности, развитие межкультурной коммуникации.
Уроки музыки – одна из самых благодатных почв для развития такого пространства. На занятиях можно не только разучивать песню, но и, изменяя репертуар, воспитывать учащихся, расширять знания о русской культуре. Кроме того, опосредованно ведется работа по развитию знания русского языка: изучаются новые слова, объясняется их значение, отрабатывается правильное произношение.
Реализация проекта «Наш край – Россия» сыграла существенную роль в воспитании патриотизма учащихся. Участники проекта учащиеся 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 7» города Нефтеюганска, их родители, учителя, центр национальных культур.
Рисунок 1

Рисунок № 1. Реализация проекта «Наш край- Россия»
На уроках музыки отбирается музыкальный репертуар, связанный с тематикой города, округа, России, песни военных лет.
Основные задачи:
- дать знания о культуре и традициях русского народа и других народов России;
- научить русскому языку (проговаривание непонятных слов, расширение понятийного аппарата);
Перед разучиванием песни ведется беседа с учащимися с целью создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение обучающихся (беседа об истории создания произведения, с какими событиями связано и т.д.).
После показа произведения на музыкальном инструменте или прослушивания аудиозаписи, обсуждаем с ребятами услышанное: содержание песни, анализируем характер произведения. Хором медленно и выразительно читаем текст песни. Непонятные слова из текста песни проговариваем, обсуждаем их значение.
Текст прочитывается несколько раз, чтобы лучше обдумать содержание, подробно останавливаемся на эпохе создания произведения, его авторе.
Перед любым разучиванием песни обязательно выполняются упражнения на развитие дикции, дыхания, звукообразования, артикуляции гласных, что способствует развитию речи.
В работе над постановкой голоса, наряду с традиционной методикой, используются новые педагогические технологии обучения и воспитания, что позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует созданию на занятиях творческому развитию мышления, активизирует самостоятельную деятельность учащихся: это информационно- коммуникационные технологии, игровые технологии, личностно-ориентированное обучение, исследовательские технологии.
Многие молодые учителя думают, что проявление творческих способностей на уроках музыки присуще только очень немногим детям. Но, во-первых, следует отличать творческую деятельность от учебно-творческой – именно такова и рассматривается прежде всего в общем музыкальном образовании – творческая по отношению к данному учащемуся. Если именно так смотреть на данную проблему, то возможности творческого музыкального развития детей неизмеримо расширяются: ребёнок открывает для себя новое в самых разных проявлениях, в то время как для других детей они новыми могут и не являться. Во-вторых, задача учителя состоит в том, чтобы у каждого ученика найти какие-то творческие проявления хотя бы в одном из разнообразных видов деятельности. А затем пытаться перенести эту способность в другую плоскость, в другой вид музыкальных занятий (1, 207-211).
По результатам опроса 70% детей отмечают, что занятия помогли им правильно произносить русские слова, в 2,5 раза увеличился запас слов, которые ребята используют постоянно, 48% детей отмечают, что познакомились с историческими событиями России, о которых раньше не знали
Искусство хорового пения – наиболее древний вид музыкального творчества. В нем сконцентрированы исторически важные, сложившиеся в многовековом развитии принципы и традиции. Хоровое искусство постоянно находилось на стыках многих различных культурных течений, служило самым разным целям, использовалось и в культовом, и в светском значении: хоровое пение всегда было естественной потребностью народа.
Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.
Главной задачей массового музыкального воспитания считают не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.
Хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Занятия хоровым пением вносит свой специфический вклад в дело нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату детей. Эти особенности состоят в качестве музыкального инструмента – голосового аппарата – орган речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения.
Хоровое пение также является средством развития языковой коммуникации у учащихся нашей школы. Важно массовое привлечение детей мигрантов к пению. С 2003 года в нашей школе организованы три хора: хор мальчиков -старшеклассников, хор девочек–старшеклассниц, хор обучающихся начальных классов. С 2010 года в школе сложилась традиция организации сводного хора родителей (законных представителей), учащихся всех возрастов и учителей. Сегодня хор составляет 130 человек (24 % от всех учащихся).

Рисунок №2. Сводный хор педагогов, родителей и учащихся МБОУ «СОШ №7
На занятиях хорового пения мы продолжаем знакомство с историей города, округа, России через песню. Репертуар хорового коллектива:
1.«Моя Югра» муз. В. Пшеничникова.
2.«Родина наша» сл. и муз. Е. Петропавловского.
3.«Песня о коне» сл. и муз. Н. Расторгуева.
4.«Наш край – Россия».
5.«Солдат» сл. и муз. Н. Расторгуева.
6.«Не будите журавли вдов России» сл. Г. Пономаренко, муз. Т. Голуб.
7.«Песня мира».
Перед разучиванием песни на занятиях мы используем различные распевки, упражнения (методика К.П. Виноградова, Д.Огородного, В. Емельянова), которые помогают выработать правильную дикцию, артикуляцию гласных, звукообразование.
Занятия проводятся по группам. Перед выступлением назначаются сводные репетиции. Наш хор в полном и неполном составе участвует в школьных и городских мероприятиях и ежегодно становится победителем следующих конкурсов муниципального и регионального уровня: «Люблю тебя, мой край родной», «Песня в солдатской шинели», «Дмитриевская суббота», «Песня, опаленная войной», «Лейся, песня, над Югрой». Дважды выиграли Гран-при городского конкурса хоровых коллективов «Лейся, песня, над Югрою», в номинации «Сводный хор».
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и развития культурных традиций России. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшее и старшее поколения, поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Фольклор - источник знаний о действительности, о человеке и это средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания мира своего народа и других народов России, средство формирования национального мировоззрения.
Эти задачи решает вокально-хореографического ансамбль «Юность», где занимаются обучающиеся разных национальностей. Ребята не только разучивают и исполняют народные песни, но и передают художественный образ в танце.

Рисунок №3. Выступление вокально-хореографического ансамбля «Юность»
Целью данного направления стало формирование устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов России через песню и танец.
Репертуар вокально-хореографического ансамбля «Юность» состоит из песен и танцев разных народов, живущих на территории РФ:
1) украинская народная песня «Черноморец идэ»;
2) русская народная песня «Уж ты, порушка – пораня»;
3) украинская народная песня «Пидманула»;
4) украинская народная песня «Казака дивчина полюбила»;
5) русская народная песня «Петушок»;
6) еврейская народная песня «Хава Нагила»;
7) русская народная песня «Выйду на улицу»;
8) русские частушки;
9) азербайджанская народная песня «Цып-цып, мои цыплята».
На мероприятия приглашались родители, дедушки и бабушки, которые с удовольствием исполняли народные песни и танцы.
Наш ансамбль неоднократно являлся победителем городских и региональных конкурсов и фестивалей «Родные напевы», «Гостеприимный Кавказ», «Фестиваль национальных культур», «Дмитриевская суббота».
Мы достигли таких результатов:
1. Формирование толерантности средствами музыкального искусства приведет к образованию «моральных правил», которые усваиваются обучающимися и укрепляются в психологической культуре его личности.
2. Знакомство с текстом музыкальных произведений, с новыми словами и их значением, отработка артикуляции и дикции приводит к развитию коммуникативных навыков учащихся.
3. Учащиеся, владеющие русской речью, знающие законы и традиции нашей страны, уважающие людей разных национальностей, умеющие себя преподносить, предъявить свои знания, умения, навыки, полученные на уроках музыки и во внеурочной деятельности, легко проходят процесс адаптации в школе и социуме.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект имеет свою привлекательность для всех образовательных организаций, так как количество мигрантов возрастает с каждым годом, вместе с тем растет и необходимость развития межкультурной коммуникации ради мирного сосуществования в цивилизованном обществе.
Литература:
1.Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
2.Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. // Образование в современной школе. – 2002. – № 4. – С.58-69
3.Бережная М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. - 2008. - N 4. - С. 58-68.
4.Кудрявцева, Т.С. К проблеме культурно – речевой адаптации детей мигрантов [Текст]/Т.С.Кудрявцева // Начальная школа. – 2011 - №5. – С.86 – 88
5.Магомедова А.Н. Теоретические основы терпимости и толерантности / А.Н. Магомедова // Materialy V Miedjynarodnoi naukowi-praktycznei konferencii «Kluczowe aspekty naukowej dzialalnosci – 2009». – 2009. – С. 71-77
Приложение 3
Литературно-музыкальная композиция “Несказанное, синее, нежное”
(межпредметная интеграция)
«Вот жалеют – Есенин мало прожил. Ровно с песню.
Будь она эта песня длинней, она не была бы такой щемящей.
Длинных песен не бывает…»
Василий Шукшин
ОФОРМЛЕНИЕ: экран - портрет поэта, слова названия вечера. На сцене береза, месяц, плетень, угол дома, листья, букетики из полевых цветов. Стенды, посвященные поэту, газеты размещены в зале.
ХОД ВЕЧЕРА: Звучит песня “Над окошком месяц”. Исполняет Ансамбль «Юность».

ЧТЕЦ: К. Латыпов «Лицом к лицу    
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье...»

Памяти великого поэта Сергея Есенина посвящается
1 ВЕДУЩИЙ: Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей, любви ко всему живому в мире’ - писал А.М. Горький и называл С. Есенина своеобразно талантливым и законченно русским поэтом.
ЧТЕЦ: “О Русь, малиновое поле” (читается на фоне музыки “Над окошком месяц”). Арсланова А.
2 ВЕДУЩИЙ (А. Ибадова):
Далеким днем осенним
Родился наш Есенин
Губернии Рязанской,
А жизнь ждала крестьянская
Среди степей, полей, берез
Есенин в доме деда рос.
С.ЕСЕНИН (К. Латыпов): Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился 2 октября в 1895 году в старинном селе Константиново Рязанской губернии, которое привольно раскинулось на высоком правом берегу Оки.
ЧТЕЦ (А. Темишев): “До сегодня еще мне снится” (венские голоса поют “Ничто в полюшке не колышется”).
3 ВЕДУЩИЙ (А. Койбаков): Здесь впервые Есенин увидел, как ломаются березы, отражаясь в пруду…, как тоскуют тающие поля. Здесь, на Рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи.
(Слайды: фотографии матери, сестер)
С.ЕСЕНИН (К. Латыпов): Так как мать моя, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. (Появляются дед и бабка).
Сценка 1.
Бабка (С. Костарева): Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед (С. Купавский):Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка: Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед: Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...
С.Есенин ( 1 класс, Зотов Иван): Не буду учителем!
Дед: А кем тогда?
С.Есенин: Никем, частушки буду сочинять!
Дед: Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)

ЧТЕЦ: (Джабиева А.) (Слайды: фотографии природы)
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой ножку рад поцеловать.
1 ВЕДУЩИЙ: (Арсланова А.) И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная ширь-все красота родного края с садами отлилась в стихи, полные любви к русской земле.
2 ВЕДУЩИЙ (Ибадова А.): Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - все это отлилось в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы.
ЧТЕЦ: (В. Гефлинг)
“Ой ты, Русь моя родная”
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу,
Весела твоя радость короткая
С громкой песней, весной на лугу.
ДУЭТ: “Сыпь, тальянка, звонко”

С.ЕСЕНИН: Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву к отцу. Устроился помощником корректора в типографию.
(Слайды – фотографии молодого С.Есенина) 
(С. Саватнеев)
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
С.ЕСЕНИН: Моя лирика жила одной любовью, Любовью к Родине.
3 ВЕДУЩИЙ: (Арсланова А.) Вся поэзия пропитана нежностью по всему живому. Стих поэта “Душу зверя лечит”.
ЧТЕЦ: “Утром в ржаном закуте…” (В. Новиков)
Видео из фильма
1 ВЕДУЩИЙ: (Алиева)Иной мир открывается всякому, когда он приезжает в Москву. Мог ли кто тогда представить, что этот паренёк станет поэтическим сердцем России.
Сценка 2. Александр Блок
С.ЕСЕНИН: Моя судьба как поэта решилась лишь в 17-ом году, когда я в Петрограде встретился с Александром Блоком
(Слайды: портреты А. Блока)
Сценка 2(горничная Глаша и Блок).

Глаша (Исакова Е.): Александр Александрович!
Блок (Мустафаев Р.): Что, Глаша?
Глаша: Без Вас тут господин приходили.
Блок: Господин?
Глаша: Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.
Блок. Представился?
Глаша: Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев... Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.
Блок. Хорошо, давай сюда. (Читает вслух):
“Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.
С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно. (Читает про себя).
(Звучит песня “Над рекой, над речкой...”, солисты ансамбля «Юность» и «ансамбля «Ассорти», сопровождение гитары, М.Пасечник, С. Костарева)

ЧТЕЦ (Азизова Д.):
Далекий год расцвета сил
Двенадцатый уж наступил.
В Москве Есенин. В это время
Стихи читает перед всеми,
Он вхож в салоны, любит Блока
И пишет стих в мгновенье ока.
И первый сборник “Радуница”
Вот-вот уж должен появиться.
2 ВЕДУЩИЙ (Ибадова А.): Есенин убежден: “В жизни должны быть искания и стремления, без них смерть и разложение”. В одном из писем домой он писал: “Вот и гаснет румяное лето, и я его не видел. Здесь много садов, но что они по сравнению с красотами родимых полей и лесов”.
3 ВЕДУЩИЙ. (Алиева Д.) Через некоторое время встреча Блока и Есенина состоялась.
С легкой руки Александра Блока, давшего Есенину рекомендательные письма, начался его литературный путь.
(Слайды – фотографии: война, царевны)
1 ВЕДУЩИЙ. (Арсланова А.) Жизнь, “настоящая жизнь Руси” несла Есенина на “корабле современности” всё дальше.
2 ВЕДУЩИЙ. (Костарева С.) В разгаре первая Мировая война, на фронте гибнут люди.
Эпизод из фильма 1. (война, Есенин – санитар в госпитале).Есенин служит санитаром в госпитале.
1 ВЕДУЩИЙ. (Лемешко К.) Время Есенина - время крупных поворотов в истории России. Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. И теперь главное в его произведениях осознание сил свободы.
2 ВЕДУЩИЙ: (Исакова Е.) С годами всё зримее, понятнее представились Есенину события Октябрьской эпохи.
ЧТЕЦ: “Письмо к женщине”. (Атеева З.)
3 ВЕДУЩИЙ: (Ибадова А.) Ход времени, ход истории неумолим. Поэт это чувствует: “Конь стальной победил коня живого”, - с тревогой и грустью замечает он в одном из писем. Сумеют ли люди будущего сохранить красоту природы? Тревожны раздумия поэта.
ЧТЕЦ: “Спит ковыль - равнина дорогая” (Костарева С.)
Песня “Отговорила роща золотая” (ансамбль «Ассорти»)
286702515811500
1 ВЕДУЩИЙ: (Арсланова А.) А ведь не так давно, здесь же, в Царском селе, в начале 1916 года С.Есенин читал свои стихи Анне Ахматовой и Николаю Гумилеву. Осенью он познакомился с Владимиром Маяковским, дальнейшие отношения с которым складывались сложно.
(Слайды:  портреты Ахматовой А., ГумилеваН., Маяковского В.)
2 ВЕДУЩИЙ: (Алиева Д.) Да, их связывала тесная, никогда не утихающая неприязнь. Для Маяковского Есенин был несомненным “лирическим злом”. Он полемизировал с ним, с иронией отзывался о есенинских поэтических приемах. Вспыльчивый и крайне обидчивый, Есенин никогда не мог ему этого простить».
(Эпизод  из фильма. Поэтическая дуэль Есенина и Маяковского)
3 ВЕДУЩИЙ: (Ибадова А.) Со своей стороны, и С. Есенин понимал значение и силу таланта В. Маяковского.Да и В. Маяковский уже тогда выделял С. Есенина из числа многих поэтов. В мае 1922 г., во время пребывания в Риге, в беседе с сотрудниками рижской газеты «День» он сказал: «Из всех них останется лишь Есенин»
1 ВЕДУЩИЙ: (Арсланова А.) После смерти поэта Маяковский высоко оценил талант Есенина как русского поэта. В 1926 г. Он написал стихотворение, посвященное  Сергею Есенину.  
2 ВЕДУЩИЙ: (Костырева С.) Особенной проникновенностью зазвучали поэмы Есенина за границей, где поэт понял совершенно ясно, что его отечество спасено от безнадежного мещанства.
ЧТЕЦ: “Неуютная жидкая лунность”. (Темишев А.)
3 ВЕДУЩИЙ: (Ибадова А.) За границей поэт тосковал по родным полям и близким ему людям. В самые трудные минуты он обращается к матери, как к родному другу:
ЧТЕЦ: “Ты жива еще, моя старушка…”. (Абасов Заур)
2552700-30099100
1 ВЕДУЩИЙ (Алиева Д.): Последнее пребывание на Кавказе - поистине “болдинская осень” Есенина. Ему пишется легко и просто. Там создается замечательный цикл лирических стихотворений “Персидские мотивы”, которые по своей целости, чистоте и поэтичности можно сравнить с лучшей лирикой Пушкина.
ЧТЕЦЫ: “Шаганэ ты моя,Шаганэ” (Шихкеримов Ф.) Музыка на персидские мотивы.
2 ВЕДУЩИЙ (Арсланова А.):
В 15-ом ещё лишь ученик,
А в 25-ом он уже велик Он нам оставил столько сини,
А сам ушел как пред грозой,
Оставшись на лице России
Невысыхаемой слезой.
(Слайды: фотографии С.Есенина, его друзей, женщин)
3 ВЕДУЩИЙ (Костарева С.): Есенин становится популярным. Каждый вечер его приглашают читать стихи в дома, кафе, поэтические салоны. Вдруг появилось огромное количество «друзей», приятелей, женщин, влюблявшихся в него с первого взгляда… Закружила веселая, бесшабашная жизнь.
Вокально-хореографическая композиция «Я московский озорной гуляка…» в исполнении ансамбля «Юность».

2 ВЕДУЩИЙ: Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться, Есенин входит в сердце просто и спокойно. Остается в нем где-то рядом с тем чувством, которое принято называть любовью к России.
Приложение 4
Организация вокально-хоровой работы
Работа над дикцией.
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков русского языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот.
Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.
1. Речевое дыхание.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
1.Выберите удобную позу ( сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
2.Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
3.Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
4.Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
- аaaaa - аaaaaooooooo - аaaaaуууууу5.Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
6.Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
Капля и камень точит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о)

2. Голосовые упражнения:
[ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы]
[ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]...
Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам. А теперь произнесите слоги с другими сонорными: [ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]
№ 2. "Гудок"
Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка".
А теперь к гласному (у) прибавьте гласный (о): ууоууоууоуоууо...
А теперь с гласным (а): ууаууаууаууа...
Затем с гласным (э): ууэууэууэууэууэ...
Потом с (и): ууиууиууиууиууи...
И с (ы): ууыууыууыууыууы...
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных (о, а, э, и, ы).
А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.
Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".
(ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм)
(ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм)
Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается на согласных
3. Подвижность органов артикуляции.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
- ааааааааааааа- яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
- ооооооооооооо- ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
- иииииииииииии (рот слегка открыт).
Произнесите гласные звуки с голосом:
- аaaaaaaaaaaaa- яяяяяяяяяяяяяя- ооооооооооооо- ёёёёёёёёёёёёё- иииииииииииииСлитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
- аааааэээээ- аааааеееее- аааааиииии- иииииааааа- ооооояяяяя - аааааииииииооооо- иииииээээээааааа- аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.
Прочтите слоги.
-па, по, пу, пы, пэ
-пя, пё, пю, пи, пе-та, то, ту, ты, тэ
-тя, тё, тю, ти, те
-са, со, су, сы, сэ-ся, сё, сю, си, се
-жа, жо, жу, жи, же
- ап, оп, уп, ып, эп- ат, от, ут, ыт, эт- ас, ос, ус, ыс, эс
- аш, ош, уш, ыш, эшУпражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.
Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.
Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась. Прочтите скороговорки.
-Прохор и Пахом ехали верхом.
-Галка села на палку, палка ударила галку.
-От топота копыт пыль по полю летит.
-У быка бела губа была тупа.
-Водовоз вез воду из водопровода.
- У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
- На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
- Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
- Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
- Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
- Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
- Чешуя у щучки, щетина у чушки.
- Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения. Важно помнить, что:
1.Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
2.Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
3.При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.
Приложение 5
Ансамбль «Юность»

Репертуар ансамбля «Юность»:
- «Солдат», «о России» - Н. Расторгуев;
- «Погранзастава», «Туман», «Россия вперёд» - О. Газманов;
- «Тишина» - И. Шиянов;
- «Тихо море шумит» (военная тематика) неизвестного автора;
- «Россия – наша родина»
- Русская народная песня «Выйду на улицу»;
- Попурри народных песен разной национальности;
- Чеченская народная «Ва Марьям»;
- Кумыкская свадебная народная.
Результаты участия вокально-хореографического ансамбля «Юность» в смотрах, конкурсах, фестивалях
Таблица 4
Год Городской Региональный Всероссийский Международный
2013 Диплом 1 степени ансамбль «Юность» в открытом городском конкурсе творчества среди молодёжи «Звезда»
Диплом 2 степени в номинации «Ансамбли» в открытом региональном фестивале военной песни «Песня, опалённая войной» Диплом участника во Всероссийском молодёжном фестивале военно-патриотической песни «Димитриевская суббота» Диплом 1 степени ансамбль «Юность» в городском конкурсе народной песни «Родные напевы»
Диплом 1 степени ансамбль «Юность» в окружном фестивале «Изумрудный город»
2014 Диплом лауреата 1 степени ансамбль «Юность» в фестивале национальных культур «В кругу друзей» Диплом «Спецприз за творческий потенциал» во Всероссийском молодёжном фестивале военно-патриотической песни «Димитриевская суббота» Диплом 1 степени ансамбль «Юность» в городском конкурсе народной песни «Родные напевы»
Диплом 2 степени ансамбль «Юность» в конкурсе –фестивале «Культуры народов Кавказа» Диплом 1 степени ансамбль «Юность» в открытом городском конкурсе юных вокалистов «Весенние голоса» Диплом 3 степени ансамбль «Юность» в открытом городском фестивале военной песни «Песня, опалённая войной» Диплом 2 степени в городском конкурсе «ЮганскМюзикСтарс» 2015 Диплом 3 степени ансамбль «Юность» в городском конкурсе военно-патриотической песни «Песня в солдатской шинели» Диплом 1 степени ансамбль «Юность» во Всероссийском конкурсе «Ты гений»
Диплом 2 степени ансамбль «Юность» в открытом городском фестивале военной песни «Песня, опалённая войной» Приложение 6
Ансамбли «Лазурит», «Ассорти», «Юность»
-481965223837500656590220980003903980227203000

550494119628800