Выступление на МО Профилактика ксенофобии и развитие толерантных установок у школьников во внеурочное время

Выступление на педагогическом совете МБОУ «Крутовская ООШ»
(Протокол от «___» ________2016г. № ____)
учителя физической культуры Копниной Л.Н.

Профилактика ксенофобии и развитие толерантных установок
у школьников во внеурочное время

Детство рассматривается гуманистической психологией и педагогикой не как подготовка к жизни, а как сама жизнь. Ф.Дольто писала, что ребенок не будущий человек, а уже человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью понимать и принимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения со взрослыми не как с хозяевами или менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни. Дети в гуманистической психологии и педагогике не «недоразвитые взрослые», за которых мы ответственны, а человеческие существа, перед которыми мы ответственны.
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, через социальное окружение детей, через семью все чаще проникают в школу. Поэтому активизируется поиск эффекта механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей. Сложные процессы, происходящие в современном мире, приводят и будут приводить к росту интенсивности соприкосновения различных культур, поэтому актуальность проблем, связанных с формированием толерантности у учащихся трудно переоценить.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть.
Одна из задач школы состоит в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыком, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью, как своей жизненной позицией. Толерантность является признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами будущее. Толерантность – это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.
Очень важно придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами. Так что же для нас толерантная личность? Это человек с позитивным взглядом на мир, нравственный и социально активный, осознающий свою собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми, осознающий многообразие окружающего мира, обеспокоенный его судьбой и понимающий, что то, каким будет мир, взаимоотношения в отдельном коллективе, зависит от каждого.
Как же должна строиться работа в школе по формированию установок толерантного сознания и навыков толерантного поведения? Знакомя школьников с понятием «толерантность», можно использовать формулу, где раскрыто понимание ключевых слов толерантности: Толерантность = признание + принятие + понимание.
Воспитание толерантной личности начинается с 1 класса, когда к нам приходят дети из разных семей, с разным уровнем воспитанности, каждый со своим характером. И наша задача сплотить их, научить общаться друг с другом. Младший школьный возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека и наиболее благоприятен для формирования толерантных отношений. Ребенок включается во взрослую жизнь, формируется его идентичность, осваиваются различные социальные роли.
Именно в этом возрасте, особенно важно воспитывать положительное и уважительное отношение к друзьям, одноклассникам, развивать умение уважать чужое мнение, формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем, а также воспитывать чувство уверенности в себе. В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей, с различным социальным статусом и материальными возможностями. Основой толерантности как качества личности является признание права другого человека на отличие.
Важным этапом формирования толерантной личности является пропаганда здорового образа жизни, которая решает следующие
Задачи
помочь детям понять жизненный приоритет здоровья
обучить здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях
учить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающий
побуждать учеников к самопознанию и самосовершенствованию
Пропаганда здорового образа жизни ведётся в различных направлениях. Это:
Ежедневные физкультминутки.
Профилактические беседы по здоровому образу жизни.
Спортивные соревнования.
Экскурсии на природу.
Посещение занятий во внеурочное время.

Толерантная личность в школе формируется в процессе учебной деятельности и во внеурочное время. Важную роль в формировании такой личности имеют:
развитие культуры общения;
пропаганда здорового образа жизни;
организация детского самоуправления;
вовлечение родителей в воспитание толерантной личности;
психологическая помощь.
Формирование у ребенка установки на определенный, гуманистический тип отношений, толерантности, проводятся на занятиях внеурочной деятельности, тем более, что на эти занятия ребенок ходит с большим интересом, ему здесь все нравится, он занимается любимым делом. Кроме того, здесь не нужно бояться, что ты чего-то не знаешь, не ответишь (как на уроке), здесь можно непринужденно пообщаться, проявить свои таланты, показать себя с новой, интересной стороны, узнать лучше себя и других.
Во внеурочной деятельности учитель может помочь учащимся овладеть необходимыми навыками и качествами, дать тот объем теоретических знаний, который поможет им в дальнейшем вести здоровый образ жизни. А так же воспитывает дружбу, взаимопонимание и поддержку, командный дух и честную борьбу. Хорошим средством для воспитания толерантности на уроках физической культуры, являются командные игры (спортивные и подвижные). Играя командой, учащиеся учатся сопереживать и поддерживать своих игроков. Создавая на уроке атмосферу дружбы, взаимопонимания и поддержки, учитель развивает у учащихся умение действовать в реальных ситуациях в соответствии с полученными нравственными знаниями.
Подвижные игры наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Используя подвижные игры народов мира, на физкультурных занятиях, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе.
Спортивные и подвижные игры, как средства физической культуры способствует тесному общению людей, установлению контактов, в игре учащиеся учатся вступать в отношения со сверстниками и регулировать их. Любая игра должна быть организована таким образом, чтобы в ходе нее каждый ученик мог понять значимость совместных усилий игроков, где каждый уникален и незаменим, и потому все нуждаются друг в друге, содержать в своей основе не только физкультурно-оздоровительные, но и личностно-развивающие задачи. Практика и научные исследования свидетельствуют о том, что подвижные игры создают благоприятные условия для формирования важных нравственных качеств: умение проникаться общими интересами, радоваться успехам товарищей, проявлять желание оказать помощь. Существует мнение, что толерантный ребенок в силу особой тактики построения своего поведения по отношению к коллективу добивается большей результативности приобретенные в подвижных играх навыки положительных взаимоотношений, служат прочной основой для проявления у играющих чувства товарищества, взаимовыручки, способности заботиться об общем успехе. Игры - это школа воспитания. Одни из них развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Одним из путей воспитание толерантности у детей, можно считать приобщение к олимпийскому движению. Формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и нравственного воспитания учащихся. Олимпийское движение - это важнейшие социальные явления в международной жизни. Олимпийские игры обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами разных стран. Ведь к идеям олимпизма относятся: дружба и сотрудничество спортсменов стран и континентов; гармоничное развитие личности; запрещение дискриминации по политическим, расовым, социальным, религиозным и другим мотивам. Благодаря своей способности объединять людей, невзирая на границы, культуры и религии, спорт способствует терпимости и примирению.
Опыт показывает, что дети, посещающие регулярно кружки, внеурочные занятия более дружелюбны, приветливы, более реалистично оценивают себя и свои возможности, умеют сопереживать, «болеть» друг за друга, стараются тактично относиться друг к другу, понимая, что все мы очень разные, но хорошее есть у всех. Более того, после «доверительных» бесед, после игр, в которых нужно быть предельно откровенными, они идут в свой класс и несут туда тот гуманистический настрой, полученный на кружке.
Над словами В.А.Сухомлинского нужно задуматься и педагогам, и родителям, и школьникам: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо».

Ёђ Заголовок 615