Индивидуально-профилактическая работа классного руководителя с детьми «группы риска


В последнее время о трудных школьниках пишется, и говориться немало. «Трудный» ребенок, ребенок «группы риска» стали модными словами. Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду трудность работы в педагогическом плане. При этом чаще всего рассматривается только одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не берется во внимание вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут и не знают, как хорошо учиться и вести себя должным образом.
Состав таких детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. В разряд «трудных» нередко заносятся и те, педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода. «Трудные дети», «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» или «дети, требующие особой педагогической заботы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества. Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним относятся дети по медицинским (имеют хронические заболевания внутренних органов; проблемы с органами слуха, зрения, речи; часто и длительно болеют; состоит на учете у психоневропотолога; перенесли сложные медицинские операции), социальным (живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку; в малообеспеченной семье; в семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые); имеют проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса; самовольный уход из дома и т.д.), учебно-педагогическим (имеют стойкую неуспеваемость; пропуски занятий без уважительных причин; пропускают отдельные предметы без уважительных причин) и поведенческим показателям (нарушение поведения; трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями; повышенная тревожность; употребление наркотических веществ; табакокурение; гиперактивность и т.д.). Однако на практике учитель встречается с такой категорией учащихся, которые не являются «трудными», в прямом смысле этого слова, но также требуют особой педагогической заботы. Под эту категорию попадают также ленивые, ненастойчивые, неорганизованные, недисциплинированные, грубые дети, отторгаемые обществом и, дети-эгоисты, отвергающие это самое общество.
Современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», или «дети, требующие особой педагогической заботы». Но, как бы, ни называли учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашем обществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Тот факт, что такие дети существуют, признают без исключения все, но кроме его признания нужно также отдавать себе отчёт в том, что мы должны жить с такими детьми рядом, обучать и воспитывать их, готовить для будущей жизни в обществе.
Являясь главным звеном педагогического процесса, учитель как классный руководитель должен иметь не только четкое представление о работе с такой категорией как «дети группы риска», но и обладать достаточными знаниями о том, как свести к минимуму нежелательным изменениям в сознании и поведении таких учеников.
Наиболее эффективным способом профилактики работы классного руководителя с детьми «группы риска» на современном этапе является педагогическое сопровождение. Сопровождать – не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, сорадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности. Наиболее подробное и ёмкое определение «сопровождения» дала психолог М. Р. Битянова: «...сопровождать ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, — это большая удача».
Таким образом, с целью раскрытия понятия психолого-педагогическое сопровождение в качестве основных смысловых единиц используются такие понятия как взаимодействие, сотрудничество, создание условий, помощь, деятельностная направленность, работа с объектом.
Дети осложнённого поведения доставляют любому коллективу много хлопот и неприятностей. И работа педагога с такими учащимися в учебном коллективе – это, прежде всего, педагогическая реабилитация, педагогическая забота. Она должна включать: своевременную реакцию для снижения психической напряженности; обеспечение условий для безболезненного вхождения ребенка в социум; педагогическую поддержку в обучении, воспитании, социализации; способствовать формированию у учащихся уверенности в себе. Педагогическая позиция по отношению к «трудному» учащемуся должна сочетаться в разумном сочетании мер, поддерживающих положительные стремления личности и пресекающих развитие отрицательных. Педагог обязан уметь находить положительные начала в характере своего воспитанника, уметь правильно и вовремя поощрить или наказать его.
Основные направления работы по педагогическому сопровождению (Е.М. Дубовская, Л.А. Петровская, Р.В. Овчарова, О.А. Тихомандрицкая) включают своевременную профилактику и диагностику, которую должен осуществить классный руководитель на первом этапе общения с классом.
- Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.
- Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит, и диагностировать их: отслеживая норму развития ребенка, и зная кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны.
Наиболее эффективной формой работы с «трудными детьми», для оказания педагогической поддержки, является индивидуальная работа с ребёнком. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ «ГРУППЫ РИСКА»
Вести «Дневник индивидуальной работы с учащимся», переходящий с учащимся из класса в класс.
Ежедневно следить за посещаемостью занятий.
Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости студентов.
Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
Ежедневно встречаться и беседовать со студентом.
Проводить классные часы на нравственные темы; психологические практикумы «Мои достоинства и недостатки», «Солгал раз – кто поверит в другой?»;
Проводить беседы «Я и мой класс», «Я – зеркало своего коллектива», «Кому больше всего надо?» и т.д.
Участие каждого члена коллектива во всех делах – все это помогает наладить дисциплину, организованность, порядок, сотрудничество классного руководителя и учеников.
Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
Вовлекать в трудовую деятельность серьезные дела, исполнение общественных поручений.
Предупредить возможность неправильных действий.
Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».
Обучить детей методам самовоспитания.
Индивидуальное наставничество.
Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.
Привлечение родительской общественности.
Методические рекомендации по реализации педагогического сопровождения детей «группы риска»
Сроки Мероприятия в течения года Деятельность обучающихся Деятельность учителя Ожидаемый результат
1-20
сентябрь Знакомство с
обучающимися. Анкетирование.
Комплекс
мероприятий, направленных на сплочение коллектива.
3. Наблюдение за процессом адаптации.
4. Личностные беседы.
5. Анализ семейных отношений и жилищных условий. Обучение.
Адаптация к новым условиям и требованиям обучения.
Адаптация в классе и школе. Сбор информации о количественном и качественном составе класса; интересы, ожидания и проблемы обучающихся. Анализ взаимоотношений и поведения обучающихся. Проводит мероприятия по сплочению членов класса. Классный руководитель владеет информацией и может делать предположения о возможных трудностях учащихся.
20 сентября –
10 октября 1. Диагностика группы риска.
Участие в анкетировании. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся.
Выявление учащихся, требующих особой педагогической поддержки.
11-20 октября 1. Планирование воспитательной деятельности. - Планирование стратегии осуществления личностной педагогической поддержки. Определение формы и средств педагогического воздействия. Структурированный план воспитательной деятельности классного руководителя.
Октябрь – май 1. Личностные беседы по проблемным вопросам обучающегося.
2. Организация социальной среды: взаимодействие с родителями обучающихся, требующих особой педагогической заботы.
3. Информирование педагогического коллектива и соц.работниках о наличии в группе обучающихся, требующих особой педагогической заботы.
4. Этические беседы.
5. Обсуждение поведения отдельных обучающихся на классных собраниях.
6. Распределение обязанностей среди обучающихся.
Обсуждение с классным руководителем проблемных вопросов.
Пособничество
согласованным действиям между родителями и классным руководителем.
Осознание заботы и влиятельности классного руководителя, а также его взаимодействие с пед.коллективом.
Получение информации о нравственности, общепринятых нормах поведение и т.д.; расширение кругозора.
Ощущение отрицательного отношения к своим поступкам со стороны сверстников и друзей. Осознание недопустимости отрицательного поведения.
Каждый обучающийся несет ответственность за вверенную ему обязанность. Психологическая помощь обучающимся в решении учебных и жизненных трудностей.
Установление контакта с родителями. Двустороннее информирование о состоянии обучающихся.
Взаимодействие с учителями-предметниками. Оказание комплексного внимание обучающимся, требующих особой педагогической заботы.
Формирование сознания обучающихся о нормах поведения и морально-этических качествах образованного человека.
Доведение до сознания обучающихся негативных последствий любых провинностей на примере конкретного обучающегося. Создание ситуации «коллективного суда».
Создание ситуаций для самостоятельного принятия решений. Откровенность с классным руководителем может помочь предотвратить последствия необдуманных поступков.
Двустроннее влияние и контроль за обучающимися, требующих особой педагогической заботы.
Ощущение повышенного внимания со стороны педагогов ОУ. Пересмотр своего поведения и отношения к обучению.
Формирование сознание обучающихся, развитие внутреннего мира, побуждение к самовоспитанию.
Возникновение чувства стыда, неудовлетворенность своей позицией. Формирование желания не становиться в будущем предметом всеобщего осуждения.
Обучающиеся чувствуют свою сопричастность общему делу и свою значимость для класса.
В течение года 1. Анализ эффективности Формирование сознания будущего специалиста. Следование правилам и нормам поведения. Наблюдение, беседа с обучающимися, педагогами и родителями об имеющих место изменениях в поведении обучающихся. Изменение личности обучающихся. Заинтересованность в получении знаний, «безболезненная» адаптация, творческое взаимодействие.
Сигнал о необходимости дальнейшего педагогического сопровождения в случае пробелов в воспитательном процессе.