Стихи Ф.Тютчева о весне

Тема: Стихи Ф.Тютчева о весне «Зима не даром злится...» и «Весенние воды»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихотворениями Ф.Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Планируемые результаты:
-личностные: проявлять познавательный интерес к литературному чтению, самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
-предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
Тип урока: урок открытие нового знания
Этап урока
Методы и приемы
Содержание урока. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Орг. Момент
Словес.: приветствие
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Приветствовать учителя
Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2. Речевая разминка.
Постановка учебной задачи

Практич.: чтение стих-я









Словесн.:ответы на вопросы
-Прочитайте стихотворение. Как, по-вашему, оно называется? (весна)
Речка голубая
Под небом голубым,
И туман растаял,
Голубой, как дым.
Будто бы кивая
Круглой головой
Из лужи голубой.
Л. Лоншакова

-Прочитайте стихотворение с удивлением (еще: с раздражением, задорно, грустно.)
-Прочитайте выразительно.
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? Чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться?
-Да, сегодня мы продолжим изучать новый раздел. Познакомимся с жизнью и творчеством Ф. Тютчева.

Читать стихотворение










Читать с разной интонацией


Читать выразительно.


Прогнозировать предстоящую работу на уроке

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;




Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к задания
П: ориентироваться на разнообразие способов решение задач


К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Проверка д/з




4.Решение частных задач

Словесн.: слово об авторе






Словесн.: беседа






Практич.:выразительное чтение






Практич.:чтение стихотворение, подобрать к словам выражения
фронтальная







Словесн.:беседа
фронтальная






Практич.:составление рассказа о весне
-Что вы знаете о поэте Ф.Тютчеве?

Федор Иванович Тютчев- Человек пушкинского поколения. Он младше А.С. Пушкина на четыре с половиной года.
Ф.Тютчев при жизни как поэт был неизвестен. Тютчев получил домашнее образование, изучил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
в 1819 году был избран членом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Был дважды женат. От первой жены у Ф. Тютчева 3 дочери. В Подмосковье находится музей-усадьба Тютчева

«Зима не даром злится...»
(Учитель читает стихотворение.)
-Какой прием использует в этом стихотворении? (Олицетворение-поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются, как живые существа.)
-Да, поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки.
-Как названа в стихотворении весна?
-прочитайте стихотворение выразительно.
-Прочитайте друг другу так, как вы чувствуете это стихотворение.
Физминутка

Стихотворение «Весенние воды»
-Прочитайте стихотворение «Весенние воды» с.111
-Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям.
Брег-... .
Гласят- .
Молодая весна- .
-Прочитайте еще раз внимательно это стихотворение.
-Можно ли услышать в стихотворении шум весенней воды?
Как поэт добился этого?
-Кого поэт называет гонцами?
-О каком хороводе он говорит?
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
-Прочитайте стихотворение выразительно.
-Составьте небольшой рассказ о весне «Я рад весне». Запишите его в рабочую тетрадь.



Слушать рассказ об авторе





Слушать чтение учителя

Отвечать на вопрос учителя, опираясь на ранее полученные знания.


Находить строчки в стихотворение


Выразительно читать.






Читать стихотворение.


Находить близкие по значению слова.







Объяснять отдельные выражения в стихотворение





читать стихотворение

Составлять собственный рассказ о весне.

Р: принимают и сохраняют уч задачу.
П: воспринимают информацию на слух




П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме


Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний





Л: проявлять эмоциональную отзывчивость к задания

Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи




К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

5.Итог урок
Словесн.: ответы на вопросы
-Что узнали на уроке?
-За что вы похвалили себя?
-Какой раздел мы изучаем?
-Какие стихотворения мы прочитали?
-Кто их автор?

Отвечать на вопросы
К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



6.Д\З
Выучить любое стихотворение Ф.Тютчева
Записывать д\з
Р: принимают и сохраняют уч задачу





15