Административная контрольная работа по праву, 10 класс (1 полугодие)


Административная контрольная работа по праву, 10 класс (1 полугодие)
1 вариант
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПРИЗНАКИ ПРАВОСУБЪЕКТИВНОСТИ
 ПРИЗНАК СУЩНОСТЬ
Правоспособность Признанная законом способность иметь гражданские права и нести обязанности
... Способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права
Ответ________________
2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
… право Совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего или общегосударственного интереса.
Частное право Совокупность отраслей права, регулирующих частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений в их имущественной деятельности и в личных отношениях.
Ответ________________
3. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ГРУППА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА ОТРАСЛИ ПРАВА
... право Конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, экологическое право, семейное право и др.
Процессуальное право Гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.
Ответ___________.
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) семейное право, 2) предпринимательское право, 3) частное право, 4) трудовое право, 5) гражданское право.
Ответ___________.
5. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма»: 1) установлена государством, 2) имеет письменную форму, 3) совокупность представлений о добре, 4) содержит нормативно-правовые акты, 5) исполняются в силу внутренних побуждений, привычки, 6) охраняется и защищается государством, 7) регулятор общественных отношений.
Ответ:____________.
6. Найдите в приведенном ниже списке отрасли частного права и укажите цифры, под которыми они указаны: 1) финансовое, 2) трудовое, 3) конституционное, 4) предпринимательское, 5) уголовное, 6) административное.
Ответ:____________.
7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Первые законы появились в глубокой древности. (Б) Законодательная деятельность является одной из функций государства. (В) Сегодня в большинстве стран законы принимают всенародно избранные парламенты. (Г) Появление законодательства следует рассматривать как значительное социальное изобретение человечества. (Д) Оно просто необходимо для того, чтобы не было разнобоя и не приходилось каждый раз заново решать, что делать в повторяющихся ситуациях жизни.
A Б В Г Д
         
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ___________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, напотере уверенности в силе ___________ (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела, ___________ В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой ___________ (Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную ___________ (Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной ___________ (Е). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие ___________ (Ж)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) нормы, 2) суд, 3) право, 4) милиция, 5) жизнь, 6) власть, 7) ценность, 8) культура, 9) закон В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.
A Б В Г Д Е Ж
             
9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «нормативный правовой акт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о нормативных правовых актах.
10. Прочитайте текст и выполните задания С1—С3
Право и закон
[Существует следующее понимание сущности права]: право— это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм... Н.И. Матузов
С1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.
С2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
С3.  Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.
Административная контрольная работа по праву, 10 класс (1 полугодие)
вариант
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПРИЗНАКИ ПРАВОСУБЪЕКТИВНОСТИ
 ПРИЗНАК СУЩНОСТЬ
Дееспособность Способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права
... Признанная законом способность иметь гражданские права и нести обязанности
2.Запишите термин, пропущенный в таблице.
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПРИЗНАКИ
... Несут оценочную нагрузку, поддерживаются общественным мнением
Нормы права Чётко описывают границы дозволенного и наказания, в случае их нарушения обеспечиваются силой государства
Ответ:_______________
3.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ГРУППА ОТРАСЛЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКА
... право Регулирует определённую сферу общественных отношений
Процессуальное право Устанавливает процедуру применения норм права
Ответ:____________.
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) публичное право, 2) финансовое право, 3) административное право, 4) уголовное право 5) конституционное право Ответ:____________.
5. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма».
1) установлена государством, 2) имеет письменную форму, 3) содержит нормативно-правовые акты, 4) общеобязательна, 5) исполняется в силу привычки, 6) регулятор общественных отношений, 7) соответствует пониманию добра. Ответ:____________.
6. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) формулируется и поддерживается государством
2) существует как в устной, так и в письменной форме
3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)
4) относится к нормативной системе общества
5) определяет границы должного поведения людей
Ответ:____________.
7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
(А) Для стабильности общества, думается, важно, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. (Б) Эксперты свидетельствуют, правонарушения часто совершаются людьми по незнанию. (В) Особенно опасен для государства и общества правовой нигилизм (Г) Правовой нигилизм - отрицание ценности права в сознании человека. (Д) Очевидно, общество не может двигаться вперед, если люди не будут доверять законам, стремиться строить по ним свою жизнь.
Определите, какие положения текста носят
A Б В Г Д
         
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических положений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определённуюправовую форму. Это происходит в результате ___________(А) государства. С её помощью воля законодателя находит своё выражение в нормативном правовом акте и становится обязательной для исполнения. Под источниками (формами) права в юридической науке обычно понимают ___________(Б) выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты ___________(В) государственных органов, устанавливающих нормы права. К таким органам относятся, например, ___________(Г),правительство и др.
К источникам права относят не только нормативные правовые акты, но и правовые обычаи, судебные и административные прецеденты, нормативные договоры. Под правовым обычаем понимают нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества ___________(Д). Юридический прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признаётся, что решение по конкретному делу может стать ___________(Е) для разрешения всех подобных случаев на будущее время.»Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
1) обязательное значение, 2) правотворческая деятельность, 3) гражданское общество, 4) компетентный, 5) государственный аппарат, 6) правило, 7) парламент, 8) законодательство, 9) внешние формы
 В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A Б В Г Д Е
           
9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отрасль права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права, и одно предложение, раскрывающее предмет регулирования одной из отраслей российского права.
10. Прочитайте текст и выполните задания С1-С3.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.
Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы. <...>
Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к внутренним мотивам его поведения. Иное дело - мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности. И в этом смысле мораль - неформальный определитель свободы.
Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции. <.. .>
Проводя различия между правовыми и моральными санкциями, следует учитывать конкретно-исторические условия, в которых действуют эти социальные регуляторы. Большая жёсткость правовых санкций по сравнению с моральными - это не универсальное отличие, существовавшее во все эпохи и во всех обществах. Степень жёсткости моральных санкций, как и правовых, была различной в разные периоды у различных народов; кроме того, моральные запреты нередко становились правовыми, а правовые - моральными.Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.
Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм. (Е. А. Лукашёва)
С1. Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.
С2. В чём, по мнению автора, состоят различия правовой и моральной ответственности? С опорой на текст укажите три различия.
С3. В чём, на взгляд автора, состоит специфика правовых санкций? Используя знания обществоведческого курса, назовите любые два института, способных от имени государства принуждать к соблюдению правовых норм.