Статья на тему Терминологическая работа на уроках химии и биологии


Статья
Терминологическая работа на уроках химии и биологии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 16»
учитель химии – Батырова Раиля БадртдиновнаФункциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности. На эффективность социализации влияет образованность человека, проявляющаяся в обученности, воспитанности, развитости. Начальным условием социализации является грамотность. В учебных стандартах школ России вводится понятие химической и биологической грамотности, под которым понимается не только владение учащимися традиционными умениями производить вычисления, решать задачи, записывать уравнения химических реакций, но и получение теоретических знаний, усвоение основ химического и биологического языка, овладение элементами логического мышления[7].
Проверяя контрольные, самостоятельные, практические работы, выслушивая ответы обучающихся на уроках, нам часто приходится задумываться над тем, какими средствами можно развить у ребёнка умение правильно и научно выражать свои мысли, грамотно писать ответы на вопросы. В общеобразовательной школе для организации контроля на уроке широко применяется метод тестирования. При этом чаще всего учащимся достаточно поставить цифру и букву ответа на вопрос, не обременяя себя написанием сложных и труднопроизносимых терминов. По – нашему мнению, написание и проговаривание простых и сложных химических и биологических терминов способствует умственному развитию обучающихся, их грамотности.
Исходное событие для начального этапа формирования работы с терминологией – чтение учебной и научной литературы, внимательное прослушивание объяснения учителем учебного материала, обращение в словарь терминов. В процессе чтения и прослушивания объяснения ученик выделяет основные понятия, устанавливает связи данных понятий с ранее изученными; устанавливает внутренние связи между терминологией и идеями параграфа, главы; фиксирует в памяти правильность написания новых слов, формул, уравнений.
Следующим этапом в работе с химической и биохимической терминологией является закрепление полученных знаний. Этот процесс заключается в использовании разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся. Методическая цель любого урока – создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, стимулирование его к активной работе. В этом нам помогает проведение разнообразных видов работ с терминами:
- составление терминологического словаря темы и обучение учащихся приемам работы со словарями и энциклопедиями - толковым словарем русского языка В.И.Даля (или под редакцией Д.Н.Ушакова), кратким словарем иностранных слов, отдельными томами большой и малой энциклопедий, химической и биологической энциклопедией, словарем (справочником) юного биохимика. Во многих случаях в словаре или энциклопедии можно найти не только объяснение химического термина или названия, но и указание на их происхождение. В настоящее время огромные возможности для поиска необходимой информации предоставляет Интернет; ( например: адсорбция - поглощение; ассоциация - соединение; диссоциация - разъединение; диффузия - распространение; нейтрализация - ни тот, ни другой)[3];
-терминологический диктант позволяет проконтролировать, насколько правильно учащиеся воспринимают термины и названия "на слух" и записывают их. В терминологическом диктанте можно практиковать и толкование отдельных терминов. Например, на обобщающем уроке по теме: «Электролитическая диссоциация», можно предложить записать под диктовку слова – «электролит», «диссоциация», «катион», «анион» и сделать перевод на русский язык этих терминов[2],[6];
-диктант «Шифровальщик»: учитель диктует термины, понятия, названия объектов, формулы, а ученики записывают их по порядку, в виде символов, условных значков на последней странице тетради. Затем урок продолжается, и после двух – трёх смен видов деятельности, учащимся предлагается вернуться к своему зашифрованному списку и восстановить его уже в словах. Эта работа - прекрасная тренировка образного правополушарного мышления и межполушарного взаимодействия[1];
-игра «Словарный марафон»: ребята по цепочке повторяют изученные термины. Ученик, назвавший 10 терминов без ошибки, получает положительную оценку;
-составление рассказа учащимися по терминам, выписанным на доске в процессе закрепления изученного на уроке материала;
-прослушивание учениками «ложного рассказа» и исправление ошибок в терминах;
-анализ текста с пропущенными словами;
-составление и разгадывание кроссвордов, сканвордов, ребусов, шарад[6];
-разгадывание и придумывание загадок;
-подбор синонимов к терминам:
«критерий» - мера, мерило, мерка;
«морфологический» - внешний, фенотипический [1];
- задания на установление аналогий: между первым и вторым понятием существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и одним из пяти приведённых понятий. Найдите эти понятия:
Целлюлоза – глюкоза = белок - ……. ?а)нуклеотиды, б) глицерин, в) аминокислота, г) липид, д) углевод;
-задания на обобщение: Объедините одним словом:
а) углекислый газ, б) хлорофилл, в) вода, г) глюкоза (фотосинтез)[1];
-составление «синквейна»: нерифмованного стихотворения из пяти строк;
-составление рефератов, сообщений с изученными ранее и новыми для учащихся терминами;
-разгадывание и составление химических и биологических викторин [4];
-использование дидактических материалов и интернет – ресурсов в поисках правильной трактовки и написании различных химико – биологических терминов[2],[5];
-анализ цитат и изречений известных учёных и писателей: Аристотеля, Р. Вирхова, Ч.Дарвина, В.И. Вернадского, И.И. Мечникова, Д.И. Менделеева, М. Пришвина.
Работа с терминами на уроках химии и биологии может быть разнообразной и увлекательной. Она легко мотивирует обучающихся разного уровня знаний, мышления к изучению материала; создаёт у детей определённую сумму умений и навыков; развивает гибкость мышления, грамотность.
-«Третий лишний». Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте выбор:
Споровики, саркодовые, жгутиковые.
Псевдоподии, жгутики, светочувствительный глазок.
Ядро, циста, цитоплазма[1].
Ситуации применения знаний:
использование различных веществ, продуктов;
химические, физические, биологические явления вокруг нас;
правила работы со стиральным порошком, мылами, средствами бытовой химии;
стирка, уборка, кухня;
гашение соды, обработка накипи;
чтение этикеток, покупка продуктов, минеральных веществ, знание биологических добавок, консервантов;
использование предметов бытовой химии, выведение пятен, работа с отбеливателями;
умение читать этикетки, читать инструкции по применению лекарств и уметь оказывать первую помощь.
Большое количество обучающихся не подозревают о том, что у них отсутствуют необходимые навыки для обеспечения жизненного уровня в обществе, которое становится все более технологическим и связанным с международным рынком. Думается, что в новом «новая грамотность», как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме. Лозунгом обучения и самообразования можно будет сделать слова: «Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться и учить»[7].
Литература:
1.Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Москва: Методическая библиотека,2006.
2.Евстифеева А.Г. Дидактические материалы к урокам химии. Ростов- на –Дону: Феникс, 2004.
3.Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач. Ростов –на -Дону:Феникс,2001.
4.Малышкина В. Занимательная химия.С-Петербург: Тригон, 1998.
5.Тепаева Л.А. Биология. 10 – 11 классы: организация контроля на уроке.
Контрольно – измерительные материалы. Волгоград: Учитель, 2010.
6. Фасевич И.Н.Биология 6 -11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций. Волгоград: Учитель,2009.
7. Интернет–ресурс: festival.1september.ru/articles/517479/Парминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально – педагогическое явление.