Разработка урока Разговорная лексика

________
Тема: «Разговорная лексика»
Цель урока: углубить знания учащихся о разговорной лексике.
Задачи: предметные: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «лексикология»; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;.
метапредметные: совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся;
личностные: отработка навыков работы в группе; умение слушать друг друга; уважать мнение других; помогать друг другу; уважать достижения других.
Тип урока: урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания
Показывают работы.

Мотивация УУД.

Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
Августин Аврелий

Работают с эпиграфом.


Актуализация опорных знаний.

Расскажите теорию «трёх штилей» Ломоносова.
Рассказывают

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.
Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

Работа над темой (продолжение).

Работа с учебником: стр.100, №25 чтение материала учебника, составление схемы
Разговорная лексика – это слова, употребляющиеся в непринужденной беседе.
Вещица, грязища, дрязги, ерунда, молодчина, работяга, раздевалка, торгаш, халтурщик, читалка; безалаберный, вихрастый, долговязый, заправский, злющий, каверзный, нынешний, прыткий, разбитной, щуплый; выкрутиться, грохнуть; ехидничать, затеять, навязаться, огорошить, прихвастнуть, тараторить, франтить, чудить; вконец, втихомолку, играючи, кувырком, многовато, нагишом, помаленьку, по-свойски, хорошенько, чуточку, экий, этакий; ага, бац, ну, ого, ой.
Разговорная лексика:
Литературно-разговорные слова;
Жаргонизмы;
Диалектизмы;
Просторечные слова.
Составляют схему.


Записать частично слова.

Физкультминутка

Облако
Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом», «трава» -
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз -
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно глазки открывать!
Делают разминку для глаз.


Закрепление материала.

Упражнение. Сгруппируйте приведённые слова по трём стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.
Ахнуть, актуальный, взыскание, трёпка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.
Упражнение. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.
Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.

Самостоятельная работа.

Упражнение . Прочитайте группы слов, определите, к какому пласту лексики они относятся.
Неустрашимый – храбрый – удалой.
Добрые и злые, умные и недалекие, веселые и угрюмые, откровенные и хитрый.
Намеднись, бучило, сугибель.
Лицедей, перст, верста.
Мультикасса, роуминг, штрихкод.
Флора, фауна, эволюция.


Упражнение . Распределите слова-синонимы в графы таблицы. Выполнив это задание, сделайте вывод.
Нейтральное Книжное Разговорное
Идти, шествовать, плестись, жадный, завистливый, алчный, гигантский, здоро-венный, большой, дрыхнуть, ночевать, спать, ходатайствовать, просить, клян-чить, заплакать, зарыдать, разреветься.
Работа в парах.

Рефлексия.

Продолжить фразу
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я выполнял задания
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Домашнее задание

Подобрать три примера (см. упр. 195)
Запись в дневник.

Заключительное слово учителя


Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный - мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев - нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей - отзвук твой! Брюсов. Родной язык.










13PAGE \* MERGEFORMAT14415




ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 3Yђ Заголовок 515