«Индивидуализация обучения как средство повышения математической компетентности учащихся»


Статья
«Индивидуализация обучения как средство повышения математической компетентности учащихся»
Журавлева Нина Алексеевна
Учитель математики МБОУ СОШ № 20 г. Чита
Сегодня педагогу представлено множество методик и технологий обучения, для организации более качественной подготовки учащихся, для развития личности каждого школьника.
Из всего многообразия, я считаю, необходимо выбрать наиболее актуальные, для своих условий, адаптировать их под способности своих учащихся.
Для меня одной из таких технологий является «индивидуализация обучения». Ещё 5 лет назад, на государственной итоговой аттестации по методике преподавания математики мне выпал вопрос, связанный с дифференциацией обучения. Поэтому освещая его, я непременно говорила, о профильных классах, затем о дифференциации обучения непосредственно на уроках математики, подразумевая разделение учащихся на группы по математическим способностям (способные, средние, отстающие). Либо о дифференциации отбора содержания материала. И на тот момент, меня, можно сказать, устраивало такое разграничение.
С приходом опыта и интересом к индивидуальным особенностям ребенка я стала понимать, что этого недостаточно. Необходимо учитывать особенности ребенка, только ему присущие характеристики.
Например, в уровне работоспособности (быстроты усвоения, «схватывания» нового способа действия) школьников можно разделить на три группы: первая характеризуется высокой работоспособностью (таких учеников в классе около 30%), вторая - средней (55 %) и третья – низкой (около 15 %). Примечательно, что учащиеся низкой работоспособностью чаще других попадают в разряд неуспевающих. Это не связано с отсутствием интереса к обучению или способностями, им просто нужен другой темп работы.
На необходимость осуществления в педагогике индивидуального подхода указывал ещё Ян Амос Каменский в своей главной книге «Великая дидактика». Сформулировав цель всеобщего обучения: «Научить всех-всему» Я.А. Каменский понимал, что реализовать эту цель возможно за счет специальных педагогических средств- форм и методов обучения, которые нужно подбирать адекватно к каждому ученику.
Сегодня в мире постоянно обновляющегося знания стало очевидным, что научить всему невозможно, но цель «научить всех» до сих пор поддерживается в образовательных учреждениях.
Основываясь на данных размышлениях стала строить учебный процесс, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
Для этого выполнила:
Проведение совместно с психологом диагностики в классе;
Разделение всех учащихся класса на группы по направлениям:
Уровень работоспособности;
Доминирующий тип восприятия информации (визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты);
Доминирующие полушария головного мозга (левополушарные, правополушарные).
Для эксперимента были выбраны параллельные классы 5 «а» и 5 «б». В 5 «б» классе при подготовке к уроку учитывала результаты диагностик.
Приведу пример. Тема «Сложение и вычитание дробей». Организация работы на уроке проходила в следующих формах.
Учитывались индивидуальные особенности учащихся по направления: доминирующее полушарие.
левополушарныеправополушарные
Индивидуальная работа Работа в группах
Учёт фона: тёмный тон листа записи светлые.
35 + 27 = 21+1035 = 3135Учёт фона: на белом листе записи темные.
35 + 29 = 27+1045 = 3745Задания: найди ошибку Творческое задание: составить схему, таблицу, справочник по теме.
Контроль: письменный опрос Устный опрос
На серии других уроков учащиеся распределялись по типу восприятия информации:
визуалыаудиалыкинестетикидискретыБыла предложена презентация на компьютере, с различными зрительными образами: схемы, рисунки, фотографии. Выразительное объяснение материала, обсуждение. Работа в парах - устно объясняли способ решения примеров. Самостоятельно конспектировали правила, оформляли на листах А4, правила, решали примеры. Составляли свои примеры, обменивались друг с другом. Таких учащихся в классе увы, не оказалось.
По истечению экспериментального периода, я пришла к заключению: учащиеся 5 «б» класса наиболее успешно усвоили программный материал. Разобраны были различные (стандартные и нестандартные) способы вычисления («метод бабочки»).
Учащимся 5 «а» класса понадобился более длительный срок усвоения материала (с дополнительными индивидуальными занятиями). Поэтому для себя сделала вывод об эффективности данной технологии.
Естественно, что учитель не сможет на каждом уроке предлагать визуалу - работать на компьютере, аудиалам - работу с аудиозаписью. Или объяснять один и тот же материал несколько раз по-разному. Но современный педагог, должен уметь комбинировать возможные формы представления информации.
В заключении сошлемся на мысль, высказанную известным педагогом Е. Ямбургом: «И коль скоро адаптивная школа ставит своей задачей работу со всеми детьми, то недостаточно определить ее только как разно-уровневую и многопрофильную. Необходимо, не увлекаясь общими фразами о гуманизации, демократизации и духовности образования, определить конкретную педагогическую стратегию и производные ценностные ориентации адаптивной школы».