Публикация на тему:«Методика подготовки к олимпиадам»


Статья на тему: «Методика  подготовки к олимпиадам»
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе  ( А. Колмогоров)
Задача школы- вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, поддержать его и развить  способности. Что  же понимается под термином « одаренность»? В настоящее время в психологии нет общего представления о природе одаренности . Имеются два альтернативных подхода к решению этой проблемы.
Первый: все дети талантливы, каждый по-своему одарен. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность» как дар «Божий», которым наделены единицы, избранные, такие, как Моцарт, Гете, Пушкин. Несмотря на то, что сам Гете утверждал, что гений – «это 1% таланта и 99% пота». Но современные исследования показывают, что максимум на 20 -30% зависит от воспитания и личных трудов, а 80% - это врожденное.  В обыденной жизни одаренность- синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающегося с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность? Зависит от многих обстоятельств. Я считаю, что если человеку Бог дал такой дар, либо это было заложено в генах этого человека, то этот дар обязательно проявится в благоприятных условиях.
Одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
интеллектуальные способности;
криативность;
настойчивость ( мотивация, ориентированная на задачу)
Но одаренностью можно считать, если есть показатели по одной из этих характеристик.
Я считаю, что одаренность – это синоним слову «потенциал».
Действительно, детей с потенциальными  возможностями к какой- либо дисциплине  в школе много. Как их вовремя заметить? Чтобы из искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые усилия.
 Сегодня мы говорим о развитии способностей детей во внеурочной деятельности - об олимпиадах.  Важнейшей формой  в практике моей работы являются олимпиады. Олимпиада(греч)- соревнование, смотр, конкурс. Олимпиада проверяет знания по предмету в объеме программы, уровень развития речи, кругозор, сообразительность, смекалку. В целом олимпиада служит развитию творческой инициативы учащихся, расширяет кругозор, развивает логическое мышление. Перед учителем стоит нелегкая задача, так как не выработана система подготовки к олимпиадам, не придуманы еще универсальные методы и способы обучения, благодаря которым ученик и писал бы грамотно, и побеждал в олимпиадах.
В продолжение многих лет  своей педагогической  деятельности  я занимаюсь развитием и
воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносят свои плоды: в течение всей педагогической деятельности   учащиеся становились призерами и победителями олимпиад по русскому языку и литературе.
Система работы включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных школьников;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности;
-создание условий для всестороннего развития.
Прежде всего одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: отличаются хорошей памятью, склонны к размышлениям, внимательны, трудолюбивы, любознательны..    Конечно, самое главное - интерес к предмету.  На мой взгляд, легче  подготовить к олимпиаде по  литературе тех школьников, которые занимаются в дополнительных школах ( музыкальной, художественной, ) . Например, вспоминаю тех учащихся за последние 12 лет, которые не только  стали когда- то победителями олимпиад ( Зубарева Екатерина –русский язык, Нехаева Настя – литература, Щербак Валентина-литература, Веклич Екатерина-литература, Сивакова Валентина-русский язык, Варзарук Наташлья-русский язык, Еске Анна –литература ), но и увлеклись филологией (некоторые из них) на всю жизнь. Все они обучались в дополнительных школах. За последние два года – Еске Анна (музыка) заняла 2 место по литературе,  но вместо нее на олимпиаду пошла старательная ученица, с которой  я много работала,  Ксения не чувствовала глубины содержания текста,  у нее страдала логика, не хватало эрудиции, неважная память; к сожалению, она не увлекается  никакими видами  искусства. Несмотря на  наши совместные усилия, - результат  на олимпиаде  был неутешительный. Хотя  на сегодняшний день эта работа не прошла для нее даром - Ксения неплохо пишет сочинения. Для литературы  важна прежде всего начитанность. Например, в этом году одиннадцатиклассница успешно усвоила разные виды написания сочинения, поэтому из 25 баллов за сочинение получила 22 балла, но читала мало: на вопросы, где надо знать тексты, - не ответила. Еще раз практика доказывает, что  именно творчески развитого школьника,  серьезно интересующегося предметом, ждет успех.
В целях поддержки интереса к предмету  и развития природных задатков учащихся  на протяжении многих лет большое внимание уделяю на уроках русского и литературы
лингвистическому и литературоведческому анализу текста,  провожу развивающие задачи - минутки в начале урока. К примеру, «Узнай героя», Узнай вид тропа», «Назови ключевые слова»  и другие.
Вспоминается ситуация, когда ,на первый взгляд, без подготовки Веклич Екатерина, выпуск 2008 год, предложила ( в качестве второго участника) пойти на олимпиаду по литературе. Выбора не было.  Останавливало то, что блестящих знаний на уроках она не показывала, постоянно с ней велась черновая работа ( она допускала в сочинениях большое количество  грамматических и речевых ошибок, но систематически добросовестно выполняла работу над ошибками.  К общей радости и удивлению всех, Катя заняла на городской олимпиаде 2 место, а в11 классе с  выпускницей из гимназии поделила 1 место.  Творческие способности К. Веклич  развивала на уроках, благодаря интересу к предмету. Важные  качества – заинтересованность, работоспособность, отсутствие самонадеянности «я все знаю», умение учиться, творческий подход – дают отличные результаты.
Систематически провожу уроки с практической направленностью. Основная задача таких уроков - нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовиться к выбору будущей профессии, к выходу в большую жизнь, как в истории с Веклич Екатериной, Варзарук Н., Щербак В., Еске Анна. Большая часть участниц олимпиад навсегда посвятили свою жизнь лингвистике.
Кроме творческого развития учащихся на уроках, важным фактом  является стремление олимпиадника самостоятельно добывать знания.
Индивидуально работая с участниками олимпиад, как, впрочем, каждый учитель, составляю план работы для самостоятельных занятий учащегося вплоть до работы над теми чертами характера, которые мешают во время олимпиады.
Русский язык: (по разделам тем) – учебники, дополнительная литература.
- виды словарей;
- выдающиеся лингвисты и их труды;
 -тесты по русскому языку;
- задания олимпиад;
- образцы лингвистического анализа текстов
- справочник Розенталя о спорных случаях в русской грамматике, орфографии и орфоэпии;
- книги по стилистике;
- литература по лексике, словообразованию, этимологии, синтаксису;
- орфоэпия;
- задания по лексике( № упр.) калькирование, типы диалектизмов, контекстуальные синонимы и антонимы;
-фразеология ( стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний;
- морфология (  формы существительных, прилагательных, различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория состояния, несогласованные глагольные сказуемые и т д.;
- словообразование; морфемный разбор;
- фонетика и т.д.;
- синтаксис( обращение, приложение и др.
Литература:
В начале года  всегда повторяем (словарь) художественно-изобразительные средства;
-стихотворные размеры; например, Анна- хорей, Людмила - амфибрахий
-  даю план анализа прозаического и поэтического текстов, клише – фразы к планам;
-  пишем сочинения разного жанра;
Индивидуально составляю план работы ( в зависимости от уровня)
- литературные направления;
- жанровые особенности;
- литературные статьи;
-  географическое особенности (где родился писатель)
- название  журналов;
- термины и умение их использовать и др.
Невозможно привить интерес к дисциплине, если учитель сам не увлечен своим предметом. Поэтому учителю постоянно надо совершенствовать свои знания – учиться.
С удовольствием пишу интерпретации, чтобы сопоставить свое видение прочитанного с тем, как смогли воспринять это же произведение, этот же текст мои ученики. Сожалею, что последнее время нет таких блестящих работ, как у Зубаревой Е.,  Нехаевой А. , Саломатовой Екатерины, Варзарук Натальи и других. Внеклассная работа – театр, на мой взгляд, смогли развить творческий потенциал и любовь к литературе у этих учениц.
  Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности.
Добиваюсь того, чтобы ученик работал над собой , то есть умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать  творческую личность и развивать ее можно лишь благодаря самовоспитанию.  Приступая к самообразованию, говорю о том, что,
когда идешь за кем-то вслед дорога  не запоминается, а та , по которой сам прошел, не по- забудется. И что талант – это 1% способностей, а 99 потенциала