Логопедическое занятие по теме Дифференциация звуков С-Сь




Коррекционно - развивающее занятие во 2 классе
по теме « Дифференциация звуков С- Сь».

Цели и задачи:

1.Учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные, а также звуки С - Сь изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;
2. Формировать навыки работы со словами – обобщениями; навыки звукового анализа и синтеза;
3. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, воображение; упражнять в умении составлять предложения по опорным словам;
4. Активизировать лексический запас слов по теме «Птицы»;

Материалы и оборудование: план - карта города, картинка совы, изограммы птиц, карточки для корректурной работы, шнурки для каждого учащегося, рабочие тетради, разноцветные ручки, коробочка с конфетами.

Ход занятия:

Организационный момент.
Ребята, садимся тихо и проверяем готовность к занятию. Сегодня я предлагаю вам совершить прогулку в один загадочный город- ГОРОД КРАСИВОЙ РЕЧИ. Но туда просто так попасть невозможно. Если вы будете внимательны, сосредоточены и послушны вам это не составит труда! Ну что, вы согласны? Ребята , я предлагаю позвать с собой на прогулку сказочную мудрую птицу. Она познакомит нас с жителями необычного города и будет нам помогать.

Вы видите, что попасть в город можно только перейдя мост, а возле моста указатель с заданием: назовите картинки.
Называть слова нужно четко, громко и правильно.

САМОЛЕТ, НАСОС, ГУСЬ, СТАКАН, КАСТРЮЛЯ, СОЛНЦЕ.

Формулирование темы занятия.
А какой звук часто встречается в этих словах? А значит, с какими звуками будем сегодня работать?

Сравнительная характеристика звуков С-Сь.
С – согласный, твердый, глухой, соответствуют синие наушники, на письме обозначаем синим закрашенным кружком;
Сь – согласный, мягкий, глухой, соответствуют зеленые наушники, на письме – зеленый закрашенный кружок.

Ребята, какой буквой на письме обозначаются звуки С-Сь. Давайте выложим шнурком эту букву и покажем мудрой сове.







Развитие зрительного и слухового восприятия.
Прошли через мост и видим чудо- печку. Гусыня только что отошла от нее и мы должны до ее прихода успеть зачеркнуть все буквы С на листочках.

Игра «КОРРЕКТОРЫ».

Развитие звукового анализа и синтеза.

А за печкой растет вековой дуб. На дубе дупло. В дупле филин. Он просит определить место звука С в словах.

Стол велосипед глобус
Слон лиса лось

Мудрая сова просит уточнить твердость – мягкость звука С.
Рядом стоит волшебный колодец с живою водою. А на нем сорока стрекочет про какие-то сломанные слова. Давайте спросим у совы.

«Сломанные» слова (анаграммы):
КА - СУМ - СУМКА
ДЫ - СА - САДЫ
ТО - СИ - СИТО
НА – ВЕС – ВЕСНА
СОК – ПЕ - ПЕСОК
НОК-ЛИ-СЕ – ЛИСЕНОК
СЫ-ЧА - ЧАСЫ
МЬЯ – СЕ - СЕМЬЯ
КИ – САН – САНКИ

Идем мы дальше по тропинке и видим зайкину избушку. Зайка просит помочь разгадать изограммы и назвать лишнее слово.

АИСТ, ГУСЬ, СОРОКА, СТРАУС.

Физминутка. «Роща танцующих дубов».

Наконец-то добрались до самого удивительного, загадочного города! Но на воротах стражники. Они нас не пропустят, если не назовем пароли. Давайте составим пароли – словосочетания.

Составьте словосочетания:
Сосновая небо
Веселые сарафан
Нарядный ребята
Синее шишка






Развитие связной речи.

Ребята, представьте себе, что вы очутились в этом сказочном городе. Как вы
думаете, что здесь находится, какие люди живут, какие чудеса происходят?

Работа с деформированным текстом.

В центре города есть прекрасный сад. Расскажите о нем с помощью подсказок- картинок.

В (картинка сада) РАСТУТ (картинка сливы). НА (картинка сливы) СИДЯТ (картинка осы). (картинка осы) ЛЮБЯТ СЛАДКОЕ.

(обозначают твердость – мягкость звука С)

Рефлексия.
- Хлопните в ладоши те, кому занятие понравилось.
- Что больше вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- А что лучше всего получалось?

Упражнение «КОРОБОЧКА ЧУДЕС»

Наше занятие подошло к концу и я хочу, чтобы вы разгадали сюрприз - прочитайте слова по первым буквам названий картинок. (кот, ослик, рыбка, омар, березка, островок, часы, конфетка, чашка, утюг, домик, ель, солнышко)
А это вам за хорошую работу! (конфеты)


15