Логопедическое занятие По устранению акустическойдисграфии по теме: «Дифференциация звуков [б-п]»


ГБОУ Белокатайская коррекционная школа- интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Логопедическое занятие
По устранению акустическойдисграфиипо теме:
«Дифференциация звуков [б-п]»
Провела: учитель-логопед
Гизатуллина Л.Г.
2015 год
Тема: «Дифференциация звуков [б-п].
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Различие звуков [б-п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;
уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
профилактика буквенных замен;
развитие лексического словаря по теме «Сказки».
Коррекционно-развивающие:
развитие координации речи с движением;
развитие внимания, памяти, воображения и мышления;
развитие мелкой моторики;
развитие фонематического восприятия.
Коррекционно-воспитательные:
воспитание нравственно-этических чувств.
Задача:дифференциация звуков [б-п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях.
Оборудование: предметные картинки (бочка-почка, ботинки- погреб), карточки со слогами – ба- и - па-, индивидуальные карточки со слогами (ры, тру, тро, Лю, ран, латка, лец, ло_та, при_вил, за_ва, гаж, нан, рта, лата, ры_лка), карточки с буквами Б и П, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2).
План занятия.
Организационный момент.
Психогимнастика.
Основная часть
Сообщения темы занятия.
Беседа на тему «Сказки».
Физминутка.
Игры со звуками [б-п]
«Поймайте звук [п] или звук [б]» 
«Цифровой ряд» .Словарный диктант со звуками [б – п].
Слоговая мозаика.
Буква заблудилась. 
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход занятия.
Организационный момент.
Психогимнастика.
Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас  я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы!  Давайте еще раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А какое время года? Почему вы так решили? А какое время суток?
Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.
Основная часть.
Сообщение темы занятия.
Ребята отгадайте пожалуйста, мои загадки.
Смастерили из досок,И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето.  
(Бочка).
На ветках - Плотный комочек. В нём дремлет Зеленый листочек.
(Почка).
- Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка! - Какими звуками отличаются эти слова? - Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.). - Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).
Следующие загадки:
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом- под столом,
А ночью- под кроватью.
(ботинки)
Зимой – нет теплей,
Летом – нет холодней.
(погреб)
Назовите первые буквы в этих словах.
- Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно и вспомните из какой они сказки. Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе. Какая эта сказка? (Это персонажи из сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино». Акцентируется внимание на том, что во всех именах сказочных героев есть звуки [б] и [п]).
- В теперь вам такое задание, пожалуйста перечислите сказки, в названиях которых встречаются  звуки [б] и [п]. (колобок, репка, курочка Ряба, бременские музыканты, синяя борода, свинопас, принцесса на горошине, волшебная лампа Алладина, Али Баба и сорок разбойников, Елена прекрасная и т.д.)
- А на каком месте находятся в этих словах наши звуки?
Ребята, а сейчас перечислите пожалуйста сказочных героев, в именах которых встречаются звуки [б] и [п]. (Чебурашка, баба Яга, Трубадур, Вини-пух, бармалей, Айболит, черепаха Тартилла, Поросенок Чок и т.д.)
- А на каком месте находятся звуки [б] и [п] в этих словах? 
А в какой сказке мы встречаемся с такими персонажами: Йагупоп, Абаж? (Королевство кривых зеркал)
- Какими буквами на письме обозначаются звуки [б – п]? ( буквами «б – п»). 
давайте запишем некоторое из этих слов в тетради в два столбика: в первом слова со звуками [б], во втором слова со звуками [п].
[б]
Колобок
БармалейБуратино
Чебурашка
Трубодур[п]
Принцесса
Свинопас
Винни-Пух
Поросенок ЧокЕлена Прекрасная
Пожалуйста, ребята подчеркните букву «п» - одной чертой, а букву «б» - двумя чертами.
Физминутка.
Имитация движений разных сказочных героев. (Как катится Колобок.,  как Буратино суёт везде свой длинный нос, как ходит принцесса, как Вини-Пух забирается на дерево за мёдом.и т.д.)
4.Игры со звуками [б – п]
«Поймайте звук [п] или звук [б]»
-Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно! (лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан и т.д.)«Цифровой ряд»
-А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2). (битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик и т.д.)
-Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.(папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки и т.д.)
Словарный диктант со звуками [б – п].
Запишите в три столбика: в первый со звуком [п], во второй – только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б- двумя чертами. (пломба, пират, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор и т.д.)
Слоговая мозаика
- Сейчас я раздам вам карточки со  слогами «па» и «ба». Вам необходимо правильно досказать слово, показать слово с нужным слогом. ( ры__, тру__, тро__, Лю__,__ран, ___латка, __лец,ло__та, при___вил, за__ва, ___гаж, ___нан, ___рта, ___лата, ра___лка и т.д.)
Буква заблудилась. 
- Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б].( палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль,  пыль, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел)
Подведение итогов.
- Какие звуки мы сегодня повторяли? - Какими буквами они обозначаются при письме? - Чем они похожи? Чем различаются?
Оценка деятельности детей.
Домашнее задание.
Ребята, а сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание. Придумайте и запишите в тетради названия птиц и животных, в которых есть звуки [б – п]. Подчеркните «п» одной чертой, «б»- двумя чертами.(панда, бегемот, сабака, петух, воробей, барсук, белка, попугай, баран, леопард, обезьяна и т.д.)