Групповое логопедическое занятие на тему : Дифференциация звуков и букв ц-ч

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя»





Конспект группового логопедического занятия в 3 классе

Дифференциация звуков и букв ц-ч.














Подготовила учитель-логопед высшей категории
Ишкова О.В.








СТАВРОПОЛЬ
2016


Тема: Дифференциация ц-ч.

Цель: : научить различению звуков ц-ч на слух и правильному написанию букв ц-ч в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
образовательные:
-уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ц» и «ч», имеющих акустико-артикуляционное сходство;
-развитие навыков фонематического анализа и синтеза;
-развитие грамматического строя речи;
-расширение словарного запаса по теме «Птицы».
-формирование связной речи;
коррекционно – развивающие:
-развитие фонематического восприятия;
-развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;
-развитие тактильных ощущений;
воспитательные:
воспитание интереса к учебе.
Межпредметные связи: математика, русский язык, окружающий мир.
Оборудование: зеркала, карточки с буквами, презентация, циркуль.

Ход занятия.
1.Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята!
Проверьте, все ли готово к занятию?
Активизируем глазки, лицо.
Сделаем психогимнастику:
Мы умеем улыбаться (улыбнуться), мы умеем удивляться (сделать лицо удивлённым), мы умеем сердиться (нахмуриться), мы умеем восхищаться (выразить восхищение).
- С хорошим настроением приступаем к нашему занятию.
2.Выявление темы:
Послушайте скороговорку, и определите, какие звуки чаще всего в ней повторяются?
Цапнула цапля чёрные чернила, белая цапля циркулем чертила.
-Кто такая цапля? (птица)
-А что значит цапнула? (схватила)
-А что такое чернила? (чёрная жидкость, которую заправляют в ручку)
- А что такое циркуль? (геометрический инструмент, с помощью которого чертят окружность)
- Какие звуки чаще всего повторяются? (звуки ч-ц)
3.Уточнение артикуляции и связь звука с буквой.
- Посмотрите в зеркало, произнесите звуки ц и ч.Давайте дадим характеристику этим звукам:
Ц – согласный, глухой, твёрдый, губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами, состоит из звуков т и с.
Ч – согласный, глухой, твёрдый, губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами, состоит из звуков ть и ш.
- Покажите букву звуков ц, ч .
- Назовите звук этой буквы.
На букву ч – запоминаем чайку, на букву ц – цепь.
- Изографы «Курица», «Часы» (что изображено на картинках? См. приложение)

- Определить на ощупь буквы ч –ц (предлагаются вырезанные из бархатной бумаги буквы)
4.Развитие фонематического восприятия.
а) по слоговой таблице (см. приложение)
б) игра «Наоборот» (кидаю мяч, называя слог ца, ученик должен кинуть мяч обратно, сказав слог ча и т. д.)
в) «Эхо» (повторить за логопедом цепочку слогов ца-ца-ча, цо-чо-чо и т.д.)
г) в чистоговорках
ца-ца-ца – четыре яйца
чо-чо-чо – очень горячо
цу-цу-цу – мы ведём овцу
чу-чу-чу
· пятёрку я хочу.
Физ.минутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок (наклоны в стороны, руки на поясе).
Хомка раненько встаёт (потянутся),
Щёчки моет (руками потереть щёки и шею),
Шейку трёт.
Подметает хомка хатку (наклоны туловища вперёд)
И выходит на зарядку (маршировка на месте)
Раз, два, три,четыре, пять!(руки вверх, в стороны, вперёд)
Хомка хочет сильным стать.
5.Письменная работа.
1) записать в две строчки слоги с ч-ц : ча, ца, оц, уц, ич, ец, чу, цу.
2)отгадать загадку, написать отгадку:
На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (Синица)

Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам
( Грачи)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат.
( Цапля)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Зернышко клюет,
Деток зовет:
"Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко! " (Курица).

Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец.
А зовут его скворец
(Скворец)

Над волной она летает,
Рыбу из воды хватает,
Провожает корабли
И встречает близ земли
(Чайка)
-Какая птица лишняя? (Курица, потому что она – домашняя птица)

3)вставить слог ца или ча:
Ули-, да-, кури-, уда-, пятни-, столи-
4) вставить буквы ц или ч: (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных по образцу):
Водиа – водика
Лио – лиико
Зая - зайик
Огуре - огурик.
5) Составить предложения , использую картинки (скворец, чайка, цапля).
На болоте живёт .. .
Над морем пролетала ..
В скворечнике живёт ..
6.Итог занятия.
- Какие звуки и буквы мы различали на занятии?
- Назвать слова со звуками ц и ч.




Список использованной литературы.
1. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие - Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996.
2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников - Владос, 1997.
3.Узорова О. Нефёдова Е. Большая книга загадок - Аст\ Астрель, 2008.







































Приложение 1.


Слоговая таблица.
ца – ча ча – ца
цо – чо чо – цо
цу – чу чу – цу
цы – чи чи - цы






















Приложение 2.

Изограф часы.





Изограф курица.


15