Урок русского языка на тему: Повторение гласных звуков и букв.

Урок русского языка – 1 класс
Тема: Повторение гласных звуков и букв

Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.

Главная дидактическая цель урока:
Обобщить единичные знания о гласных, привести их в систему

Цели:
Обучающие:
- обобщить знания учащихся о роли гласных звуков и букв в языке;
- продолжить формирование умения выделять гласные звуки и буквы и давать им характеристику;
- актуализировать знания учащихся о работе гласных букв;
- обеспечить применение учащимися знаний на практике в нестандартной ситуации.
Воспитывающие:
- возбудить интерес к изучению русского языка как науки;
- создать условия для заинтересованной работы в классе;
- укреплять навыки работы в коллективе.
3. Развивающие:
- содействовать расширению кругозора у детей;
- помочь ученикам развить речи;

Формы работы – фронтальная, в парах, самостоятельная

Ход урока
Знакомство

А) Представление
Б) - Вчера был первый урок по рабочей тетради и учебнику «Русский язык».
Сегодня мы продолжим знакомство с этими пособиями.

2. Работа над каллиграфией - в тетради «Русский язык» (стр. 3)

А) Запись даты
- Кто изображён на странице тетради? Видимо, это африканец – житель африканского континента. В Африке живёт много народов и племён. Вот их изображения. (слайд)
- А вот и наш первый гость, темнокожий, с яркими украшениями, в набедренной повязке
Б)
- Попробуем повторить элементы юбочки из листьев.
- Необычный костюм Наверное, и жилища необычные для нас. А сколько ещё интересного в мире! Давайте совершим путешествие по миру и узнаем о жилищах разных народов. (слайд)
В)
- Посмотрите на слово «ЖИЛИЩА». Какие орфограммы вы увидели?
- Потренируемся писать некоторые буквы этого слова и схожие с ними:
И ии ц цц ш шш щ щщ


3. Знакомимся с жилищами
- Будем рассматривать слайды, изображающие представителей разных народов и их удивительные жилища.
- Названия жилищ будем записывать под диктовку учителя и самодиктовку.

А) Некоторые народы Африки живут вот в таких хижинах. (слайд)
Запись: ХИЖИНА
Б) Эскимосы – общность некоторых народов Севера. (слайд)
Укрытием им служит дом из плотных брусков снега – иглу. (слайд)
Запись: ИГЛУ
В) Индейцы, изображённые на слайде, из Северной Америки. (слайд)
Их жилища называются «типи» и строятся как конусообразный шалаш из деревянных жердей, покрытых шкурами бизонов и оленей. (слайд)
Запись: ТИПИ.
Г) Монголы – жители степных районов Азии. (слайд)
Монголы – тоже кочевой народ, пастухи, воины. Их дома- юрты – «Войлочные дома» (слайд) тоже легко разбирать и перевозить на новое место стоянки.
Запись: ЮРТА.

4. Определение темы урока
А) Работа в паре на листах.
- Посмотрите на запись этих слов и подберите к этим словам соответствующие слоговые схемы. (слайд)

ИГЛУ
ХИЖИНА
ДОМ
ЮРТА
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Проверка.
-Назовите количество слогов в первом слове.
- Какие буквы помогают образовывать слоги? Почему именно такое количество слогов в слове?

- Пометьте красным цветом и назовите гласные буквы в этом слове.

Б) – Как отличить гласные звуки от согласных?

В) – Продолжим проверку. Называйте гласные и указывайте количество слогов в слове.
(Проверка – см. экран)

Г) – Какие буквы нас сегодня особенно интересуют?
- Определите тему нашего урока.
«Гласные буквы и звуки» (слайд)

5. Физкультминутка «Гласные звуки» (слайд – танец)
Нет преграды на пути –
Можно воздуху идти!
И выходят гласные –
Чистые и ясные. (Повторить слова 2 раза, с движениями)


6. Гласные буквы и их работа

А) - Сколько в русском языке гласных букв?
На доске – таблица : 5х2 клеток.
- Назовите гласные буквы.
Запись букв по мере называния в определённое место таблицы.

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:

а о э у ы
я ё е ю и (слайд)

Б) – Чем отличаются работа гласных букв первой строки от работы букв второй строки?
(Указание на мягкость-твёрдость)
- Нарисуйте в своей тетради синий и зелёный кружки- модели согласных. (слайд)

В) – Назовите синоним к слову «жилище», запишите его.
хижина
иглу
типи
юрта
дом
- Найдите слова, в которых все согласные звуки – мягкие. Подчеркните это слово зелёным карандашом. (типи) (слайд)

- Найдите слова, в которых все согласные звуки – твёрдые. Подчеркните их синим карандашом. (дом, иглу) (слайд)

6. Гласные звуки и йотированные гласные
А)- Посмотрите ещё раз на гласные буквы.
- Назовите гласные звуки. Почему их меньше, чем букв? (слайд)

Б) Йотированные гласные
- Посчитайте, сколько букв в слове ЮРТА.
- Назовите звуки. Посчитайте, сколько звуков в слове ЮРТА
- Нарисуйте столько же звуковых моделей – кружков. (слайд)
- Почему количество звуков и букв не совпадает? (слайд)
- Как называется буква Ю? (слайд)
- В какой позиции буква Ю? (В начале слова)

- Назовите другие йотированные гласные. Обведите их в вашей тетради (внизу страницы) (слайд)

7. Физкультминутка
Мы пилу, топор возьмём –
Будем строить новый дом.
Брёвнышко – на брёвнышко
Выше, выше к солнышку. (с движениями)

8. Интересные гласные - работа с учебником (стр.6 -7)

А) Интересные гласные буквы
- Назовите гласную, с которой в русском языке не начинаются слова. (Ы)
- Есть в русском языке и буква-иностранка, с которой начинается очень мало русских слов. Но с этой буквы начинается много иностранных (европейских) имён. (слайд)

- Откройте учебники на стр.6 Посмотрите на таблицу, назовите первую букву всех этих имён. (буква Э)
- Запишите любое из понравившихся вам имён.

Б) Запись предложения
- Посмотрите на иллюстрацию в верхней части страницы 7.
Найдите предметы, чьи названия начинаются на гласную Э. (эскимосы, эскимо)

– Составьте предложение по схеме:13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 .13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- Спишите предложение: Эскимосы едят эскимо. (слайд)
( Прочитать орфографически, записать, диктуя себе по слогам, проверить написанное.)


8. Новый материал

А) - Мы говорили с вами о домах. А как пишется это слово?
Напишите.
- Кто-то написал «дома», кто-то – «дама». (слайд)
- Напишите слово «дом». Ни у кого не возникло проблем. (слайд)
- Почему при написании слова «дома» возникла проблема, а при написании слова «дом» - нет?
- Мы второй звук не слышим чётко. Почему? (На него не падает ударение.)
А в слове «дом» звук О – под ударением. (слайд)

Б) - Назовите сильную позицию гласных, слабую позицию.(слайд)

В) – Какую гласную букву будем писать в слабой позиции? (как и в сильной) (слайд)

9. Пишем гласные в слабой позиции: работа в парах на листах.

Юрта – в ст пи.
Иглу – среди сн гов.
Хижина – в
тропическом л су.

10. Подведение итогов