Конспект урока по фонетике Звуковое значение букв Е,Ё, Ю, Я (5 класс)

Конспект урока русского языка по фонетике в 5 классе
Учитель Петухова Светлана Сергеевна
Челябинск 2013г.

Тема урока: Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. Опознавательные признаки орфограмм.
Цели урока:
Обучающая цель:
познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я; наличием в слове звука [й’] как с опознавательным признаком орфограммы;
учить различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях;
повторить («сверхзадачи»):
правописание разделительных Ь и Ъ знаков;
правописание безударных гласных в корне слова и приставок, не изменяющихся на письме;
пропедевтические сведения о суффиксах числительных ( -адцать-);
постановка тире между подлежащим и сказуемым;
4. расширить лексический запас учащихся.
Развивающая цель: развивать внимание, фонетический слух учащихся, развивать логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать.
Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка, к изучению родного языка.

Тип урока: урок изучения нового материала по фонетике.
Оборудование:
светофоры (сигнальные карточки),
карточки для проверки домашнего задания,
учебник,
карточки с рифмовкой,
доска,
мел.
План урока:
Орфографическая зарядка............................................................................2 минуты
Проверка домашнего задания и опрос работающих у доски....................5 минут
Изучение нового материала:
создание проблемной ситуации.................................................2 минуты
работа с материалом для наблюдений......................................5 минут
4. Закрепление:
устное фонетическое упражнение.............................................2 минуты
предупредительный распределительный диктант...................5 минут
объяснительный диктант............................................................7-8 минут
лингвистическая задачка.............................................................2 минуты
5. Словарная работа...........................................................................................4 минуты
6. Итоги урока....................................................................................................1 минута
7. Задавание на дом...........................................................................................2 минуты

Ход урока
1. Орфографическая зарядка
Учитель: «Запишем сегодняшнее число. Двадцать девятое ноября. Классная работа. Обозначьте орфограммы в записи числа».
Один ученик обозначает орфограммы и объясняет их.
Образец обозначения и объяснения:
Двадцать девятое ноября. (В числительном двадцать орфограмма - непроизносимая согласная Д в суффиксе –адцать -, ее надо запомнить. В слове девятое – безударная гласная Е в корне слова, проверочное слово – девять. В слове ноября непроверяемая безударная гласная О в корне слова, можно объяснить происхождением слова от латинского слова «новем» - девять; безударная гласная буква Я, проверочное слово - ноябрь).

2. Проверка домашнего задания и индивидуальный опрос у доски.
Учитель: «Два человека пойдут к доске для работы по карточкам. Кто хочет поработать с устной карточкой? А кто с письменной? (Вызываются дети.) Пока ребята работают, мы проверим домашнее задание. Выполним самопроверку по контрольной карте».






Слайд 3
Контрольная карта
Стояла (стоя), женщина (без ь), продавала (дать), тоненько-тоненько, за ниточку (без ь), уменьшался, почти (без ь), исчез (исчезает), за облачко (без ь), крольчонок, замелькали, точки (без ь), в чистом, синем-синем небе (небе каком?).
шарики 2 – сущ.

Объясняется правописание слов, в которых дети допустили ошибки. Проверяется морфемный разбор. Обращается внимание на значение суффикса –ик -: шар – большой предмет, шарик – маленький предмет.

Опрос работающих у доски.
Карточка 1.
Прочитать вслух слова. Объяснить особенности их произношения.
что пустячный
чтобы скворечник
конечно яичница
скучный

Прочтение:
что [шт], чтобы [шт], конечно [шн], скучный [шн], пустячный [шн], скворечник [шн], яичница [шн].
Выслушиваются замечания класса.
Карточка 2.
«Мягкий знак – волшебник»
При помощи мягкого знака измените лексическое значение слова:
банка –
полка –
При помощи мягкого знака измените часть речи (часть речи надписать над словом):
дал –
стал –
удар –
брат –
шест –


Образец выполнения:
банка – банька, полка – полька.
дал (глагол) – даль (сущ.), стал (гл.) – сталь (сущ.), удар (сущ.) – ударь (глаг.), брат (сущ.) – брать (глаг.), шест (сущ.) – шесть (числ.)
Учащийся объясняет, как изменилось лексическое значение слов из первой части карточки.
4. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации. Беседа.
Учитель: «Переходим к изучению новой фонетической темы. Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам послушать одну историю, которая произошла в стране Фонетике. А произошло вот что! (Слайд 4) Расхвастался однажды Мягкий Знак: «Я самый важный! Даже ребята-школьники знают, что я великий маг и чародей. Посмотрите-ка на карточку № 2, что сейчас на доске. Видите? Стоит мне только появиться в слове, как сразу начинают происходить чудеса: согласные, твердые, неподатливые, смягчаются, или меняется часть речи, или лексическое значение слова изменяется. Вот какой я волшебник!» Стоит Мягкий Знак, важничает животик свой надул и не смотрит ни на кого. А буквы, стоящие рядом, притихли, не знают, что сказать. Вдруг в тишине послышалось: «Ай-ай-ай! Как не стыдно хвастаться! Не ты один такой умелый да хороший. Мы тоже кое-что умеем!» И вышли вперед четыре буквы. Говорят: «Мы тоже умеем творить чудеса: если встанем после согласной, то звук, ею обозначаемый, обязательно смягчим. При этом можем и часть речи изменить, и лексическое значение тоже. Посмотрите: (Слайд 4)
рад – ряд
мэр – мера
вол – вел
лук – люк».
Притих Мягкий Знак, отошел в сторонку, задумался. А стоящие радом буквы спрашивают: «Как вас зовут, отважные буквы? Кто вы такие?» «Мы не просто буквы, мы буквы-актрисы!»
Ребята! Скажите, кто поставил на место хвастунишку? Какие буквы так смело разговаривали с Мягким Знаком?
Дети: «Буквы Е, Ё, Ю, Я».
Учитель: «Правильно. Именно с ними нам предстоит познакомиться поближе. И тема нашего урока: Е, ё, ю, я – буквы-актрисы». (Слайд 5)
Записывается тема урока. Попутно обращается внимание на тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель: «Почему же, ребята, эти буквы назвались буквами- актрисами? Каково лексическое значение слова актриса?»
Дети: «Это женщина, которая играет в кино и театре различные роли».
Учитель: «Наша задача – выяснить, какие роли играют буквы-актрисы Е, Ё, Ю, Я и от чего эти роли зависят.(Слайд 6) Чтобы выяснить это обратимся к материалу для наблюдений».
Материал для наблюдений. (Слайд 7)
ряд яд стоят бурьян
сел ель боец съел
полёт ёж поём съёмка
солю юла каюта солью
Учитель: «Ясно и четко прочитаем слова каждого столбика и выясним, сколько звуков в них обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я».
Коллективно выясняем, учитель подписывает частичную транскрипцию.

Материал для наблюдений после подписывания транскрипции (Слайд 8)
ряд яд стоят бурьян
[а] [й’а] [й’а] [й’а]

сел ель боец съел
[э] [й’э] [й’э] [й’э]

полёт ёж поём съёмка
[о] [й’о] [й’о] [й’о]

солю юла каюта солью
[у] [й’у] [й’у] [й’у]

Учитель: «Во втором, третьем и четвертом столбике буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. Что общего в их звуковом составе?»
Дети: «Везде слышится [й’]».
Учитель: «Какую позицию в слове должны занимать буквы Е, Ё, Ю, Я, чтобы они обозначали два звука и появился [й’]?»
Дети: «Первый столбик – начало слова, второй – после гласной, третий – после разделительного ь и ъ».
Учитель: «Верно. Мы выяснили, что одна из ролей букв-актрис – обозначать два звука в начале слова, поле гласной, после разделительных ь и ъ. Именно звук [й’] является, как мы знаем опознавательным признаком орфограммы «Разделительный ь и ъ». В какой же позиции они играют вторую роль? Посмотрите на первый столбик».
Дети: «Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук и мягкость предшествующего согласного, если стоят после согласной буквы».
Учитель: «Верно. Подведем итоги. Мы выяснили, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук и указывают на мягкость предшествующего согласного, если находятся после согласной буквы, и обозначают два звука, если находятся в начале слова, после гласной или после разделительного ь или ъ знака». (Слайд 9)
5. Закрепление.
Устное фонетическое упражнение.
Указать, в начале каких слов слышится [й’]. Работа со светофорами.
Слова:
Ужин, Юля, этот, ёжик, южный, ожил, арка, улей, ярко, ельник, ядра.
Предупредительный распределительный диктант.
Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от того, сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я. Дать частичную транскрипцию.
Первые три слова объясняет учитель, давая образец объяснения, затем работают дети, выходя по цепочке к доске.
Слова:
мера, ем, отъезд, приём, конём, клюв, вьюга, юный, стоят, сяду, мясо.
Образец объяснения:
1. В слове мера буква е стоит после согласной, поэтому обозначает звук [э] и указывает на мягкость согласного.
2. В слове ем буква е стоит в начале слова, поэтому обозначает два звука [й’э].
3. В слове отъезд буква е стоит после разделительного ъ, поэтому обозначает два звука [й’э].
Образец выполнения: (Слайд 10)
Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают

1 звук
2 звука

мера [м’э]
ем [й’э]

конём [н’о]
отъезд [й’э]

клюв [л’ю]
приём [й’о]

сяду [c’а]
вьюга [й’у]

мясо [м’а]
юный [й’у]


стоят [й’а]


Попутно учитель обращает внимание на обозначение орфограммы «Разделительный ь и ъ» и на опознавательный признак этой орфограммы – звук [й’].



Объяснительный диктант.
На лугу сверкает лужица талой воды. Из нее пьют птицы. В ней видны легко скользящие облака. Над нею весело летают бабочки.

Задание: подчеркнуть буквы Е, Ё, Ю, Я, обозначающие один звук одной чертой, обозначающие два звука – двумя чертами.
Один ученик пишет на оборотной стороне доски, другой – консультирует. Учитель оценивает работу консультанта. Проверяем всем классом.

Образец выполнения. (Слайд 11)
На лугу сверкает лужица талой воды. Из нее пьют птицы. В ней видны легко скользящие облака. Над нею весело летают бабочки.
Лингвистическая задачка. (Слайд 12)
Материал для наблюдений.
об алфавите – о языке
об охране - о ёлке
об экономии – о ельнике
об уроке - о Юле
Учитель: «Эти слова начинаются с гласных букв. Почему со словами первого столбика употребляется предлог об, а со словами второго столбика - предлог о?»
Дети: «В первом случае гласная в начале слова обозначает один звук, гласный, поэтому требует перед собой согласного звука. Во втором случае гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова обозначают два звука, из которых первый – [й’], поэтому согласный перед словом не требуется и в предлоге нет согласной буквы».

7. Словарная работа.
Беседа.
Учитель: «Из любого правила всегда есть исключения. Мы называем из «слова-сюрпризы». Произнесем слова из рамочки на странице 121 так, как указывает частичная транскрипция. Какое противоречие между написанием и произношением этих слов вы заметили?»
Дети: «Написана буква Е, она обозначает один звук, но не указывает на мягкость предыдущего согласного, поэтому согласный остается твердым».
Учитель: «Вспомните, пожалуйста, в каких еще словах сюрпризах гласный должен смягчать предшествующий согласный, но не делает этого? Почему?»
Дети: «Жюри, брошюра, парашют. В них согласные [ж] и [ш] всегда твердые».
Учитель: «В наших словах буква е стоит после согласной, которая может обозначать и твердый, и мягкий согласный. Как нам узнать, правильно ли мы произносим слова с буквами-актрисами после согласных? Законодателем произносительных норм литературного языка является орфоэпия – раздел науки о языке. (Слайд 13) А узнать об этих нормах поможет особый словарь – орфоэпический. Орфоэпия – тема одного из наших следующих уроков. А сейчас, чтобы лучше запомнить слова-сюрпризы, прочитаем и запомним рифмовку.
(Слайд 14)
Рифмовка.
Манжета, ателье, торшер,
Модель, и свитер, и партер,
Шоссе, и теннис, и кашне:
«Е» пишем – произносим [Э].
Рифмовка в виде карточки выдается каждому.
Попутно разъясняется лексическое значение некоторых слов. (Слайд 15)
Кашне – узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.
Партер – 1. нижний этаж зрительного зала, плоскость пола с местами для зрителей;
2. плоская открытая часть сада, парка с газонами, цветниками.

8. Итоги урока.
Учитель: «С чем мы познакомились сегодня на уроке?»
Дети: «С буквами-актрисами и их ролями».
Учитель: «Что нужно знать, чтобы правильно определить, сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я?»
Дети: «Знать позицию: в начале слова, после гласной, после разделительных ь и ъ – два звука, после согласной – один звук».
Оценки за урок.

9. Задавание на дом. (Слайд 16)
1. § 60
2. выучить рифмовку;
3. упр. 306.
Дается краткий инструктаж по выполнению упражнения.











13PAGE 15


13PAGE 14115