Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Лексическая тема: «Лес».


Конспект индивидуального
логопедического занятия
для учащихся 4 класса
Подготовила
учитель-логопед
школа №627
Погорелова О.В.
Санкт-Петербург 2017Тема:
Дифференциация парных звонких и глухих согласных.
Лексическая тема: «Лес».
Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику рук на основе выполнения пальчиковой гимнастики;
-коррегировать и развивать фонематический слух через выполнение упражнения «Кто, где живет?», задания №4;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза при работе задания с загадками,
- коррегировать и развивать письменную речь на основе письменных упражнений;
2. Образовательные:
- учить дифференцировать согласные звуки по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- закрепить дифференциальные признаки звонких-глухих согласных,
- учить применять полученные знания о глухих-звонких согласных на письме,
3. Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение учащегося к учебе, занятию,
- воспитывать аккуратность, усидчивость.
Оборудование и материал: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики.
Ход занятия
Организационный момент
– Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в лес. Лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяйте за мной!
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять. (Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной,
за брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И домой мы отнесём. (Загибает пальчики)
- Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок — лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать вам грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у вас их набралось!
Отгадайте загадку и напишите отгадку.
Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…? - Сове. - Правильно.
Какой первый звук в слове сова? - Звук [с] - Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) - Согласный, глухой. - Какой буквой на письме обозначаем звук [с]? - Буквой «С». - Напишите слово «сова».
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
- Заяц. - Какой первый звук в слове заяц? - Звук [з]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «З».
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите мне это — …?
- Волк. –
Какой первый звук в слове «волк»? - Звук [в]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим звук [в] на письме? - Буквой «В». - А какой последний звук в слове «волк»? - Звук [к]. - Какой это звук? - Согласный, глухой. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «К». - Напиши слово «волк».
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…?
Лиса. –
Сколько звуков в слове «лиса»? - Четыре. - Назови третий звук в слове «лиса»? - Звук [с]. - Напиши слово «лиса».
Задание № 2.
- Вставьте пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).
Ду… (п/б), белый гри… (п/б), много бере…(з/с) , много яго…(д/т),
На какие группы можно разделить эти картинки? Почему? - На три группы: ягоды, деревья, грибы.
Физминутка «Бабочка».
Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся, (поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.
Задание №3 «Кто где живет». - В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет? Паук, белка, дятел, змея. - В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук. - Запиши названия животных.

Задание№ 4. - В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!
Ягоды: смородина и черника;
Цветы: колокольчики и ромашки;
Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза. –
Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?) - Оставим: смородину, чернику, колокольчики , кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.
- Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к]. - [з] и [г].
- А у звука [ч] есть парный звонкий звук? - Нет.
- Перечисли все парные согласные звуки. Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф - Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.
- Молодцы, вы справилась с заданием.
- Задание 5.
Отхлопайте слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
Посчитайте, по сколько грибов у вас стало? - Пять.
- Вот такую оценку ты получаешь сегодня на занятии!
Рефлексия.
- Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению. - Тебе понравилось?