Педагогический совет на тему Урок в условиях реализации ФГОС ООО


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грековская основная общеобразовательная школа
Педагогический совет
Современный урок в условиях
реализации ФГОС НОО и введении ФГОС ООО
Заместитель директора по УВР
МБОУ Грековская ООШ
Зайцева Т.В.
2016 г
План проведения педагогического совета:
Современный урок в условиях ФГОС НОО и ООО (заместитель директора по УВР Зайцева Т.В.)
Проектная деятельность как способ реализации ФГОС (руководитель ШМО, учитель истории Шкондина Е.И.)
Формы игровой работы на уроке по повышению мотивационной сферы (учитель начальных классов Кидина Н.И.)
Решение педсовета.
В быстро меняющемся современном мире наш мозг не успевает перерабатывать колоссальное количество информации. Новая школа, новые стандарты, новые технологии, новые программы и учебники. ФГОСы реализуются в начальной школе и в этом учебном году перешли в основную школу.
Как все успеть?! Когда успеть?!
С чего начать?! Как отделить существенное от несущественного?!
Сегодня мы поговорим об уроке в соответствии с новыми требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Возникает проблема. Какая?- Привычка к традиционному уроку.
- Боязнь нового.
- Непонимание информации.
Мы провели анкетирование среди учителей нашей школы.
Каким должен быть современный урок?
Актуальный, продуктивный, проблемный, метапредметный, с использованием
современных технологий.
Какие причины затрудняют сделать урок эффективным?
- материально-техническое оснащение – 60%
- недостаточное знание современных технологий – 30%
- однообразие используемых методов – 40%
- недостаточная ИКТ компетентность – 40%
- пассивность учащихся в учебном процессе – 80%
Какие пути решения вы можете предложить?
- использование информационного ресурса;
- овладение современными технологиями;
- активное развитие мотивации учащихся;
- четкое планирование урока, его продуманная организация;
- самосовершенствование, самообразование учителя.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», — писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
       Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?        Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.         Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.
 Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? В своём докладе попробую остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.
Работа в группах
Отличие традиционного и современного урока.
1 группа: «+» традиционного урока
2 группа6 «-» традиционного урока
Результаты работы в группах
Плюсы традиционного урока:
- главный – учитель: учит мыслить, учиться, воспитывает целеустремленность учеников
- главная задача – прочные знания (а не развлечения)
- узнать новое
Минусы традиционного урока:
-ориентир – коллективное выравнивание
- низкий уровень (дети не должны подтягиваться до среднего)
- большую часть урока проводит учитель
- большая утомляемость
- в традиционном уроке – репродуктивные методы (сильным ученикам скучно)
Вывод: современный человек должен развиваться в современном обществе, уметь находить выход из создавшейся ситуации, стремиться к цели. Выпускники традиционной школы не состоялись, «троечники» более приспособлены, следовательно учащиеся не отвечают современным требованиям, не приучены к ответственности. Ученик старой школы не соответствует современным требованиям: качества лидера, умение ориентироваться в большом потоке информации.
Что такое современный урок?
Меняются функции участников образовательного процесса:
-учитель – дирижер
-ученик – активный деятель
-деятельность строится на основе усвоения УУД
- чаще используются групповые и индивидуальные формы работы
- создаются условия для рефлексии
-дифференцированные домашние задания
-поиск полезной информации
Требования к современному уроку
1. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
2. Учитель организует проблему и поиск ситуации
3. Минимум репродукции, максимум сотворчества
Современный урок неразделимо связан с современным учителем
Как вы думаете, каким должен быть современный учитель? (какова его задача на уроке?)
Ответы:
- консультирует
-создает условия для приобретения жизненного опыта
Роль учащихся?
- работают с источниками информации
- критически осмысливают информацию
- осваивают типичные социальные роли
- выполняют творческие и исследовательские проекты.
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока – формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.
Обратимся к таблице
Традиционный урок Современный урок
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока
Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.Учитель выступает в роли передатчика знаний.Ученик играет пассивную роль.Ученик не участвует в конструировании урока.Акцент делается на память, заучивание и повторение.Учитель постоянно оценивает знания учеников.Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.Применяется постоянная проверка знаний учеников.Акцент делается на соревновательность между учениками.Обучение происходит в рамках класса.Слабый акцент на творческое начало.Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Учитель выступает в роли организатора.Ученик играет активную роль.Ученик участвует в конструировании урока.Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.Формирование знаний происходит по свободной системе.Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.Обучение не ограничивается только классом.Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.Практическая направленность учебного процесса.Включение в содержание урока упражнений творческого характера.Создание условий для проявления самостоятельности учащихсяРациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.Включение компьютеров в педагогические технологии.
Из данной сравнительной таблицы видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами. 
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
1.    Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
2.    Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
3.    Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
4.    Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
5.    Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
6.    Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Современный урок опирается на систему универсальных учебных действий, порождающих широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Обратимся к приложению (Приложение 1)
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Рассмотрим примерные структуры типов уроков по ФГОС (Приложение 2)
Алгоритм действий учителя при разработке сценария современного урока.
1-й шаг – определение нового.
Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке: правило, алгоритм, закономерность, понятие.
2-й шаг – конструирование проблемной ситуации.
Учитель четко должен представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Это можно сделать 2 способами: «с затруднением» или «с удивлением».
3-й шаг – планирование действий. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя направить реку в нужное русло» (выдвижение версий, мозговой штурм, составление плана).
4-й шаг – планирование решений.
Планируя решение проблемы, учитель должен:
1. сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;
2. выбрать источники получения знаний для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа;
3. спроектировать подводящий или побуждающий диалог по поиску решения проблемы;
4. следует составить примерный опорный сигнал (схема, набор тезисов, таблица, алгоритм). В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен появляться в диалоге по ходу решения проблемы.
5-й шаг – Планирование результата.
Продумать возможное выражение решения проблемы.
6-й шаг – Планирование заданий для применения нового знания.
Задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Проанализировав полученный материал в ходе работы, мы пришли к выводу, что в настоящее время формируется новый характер урока в основной школе с учетом требований ФГОС ООО.
Современный урок должен соответствовать новым требованиям, предусмотренным стандартом, и в то же время сохранять и ряд традиционных требований, обусловленных спецификой основного образования и возрастными особенностями школьников.
Современные требования к уроку:
Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания школьников.
Построение урока на основе системно-деятельностного подхода.
Продуманность методической системы урока.
Обоснование структуры и логики построения урока.
Четкая организация класса.
Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.
Соблюдение психологических требований к уроку.
Здоровьесберегающая направленность урока.
Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой.
Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь принципов развивающего обучения.
Урок как форму, содержание и результат можно, пожалуй, сравнить с природным алмазом. Чем большей обработке подвергается алмаз, тем ценнее он становится.
«Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все решили, что он самый лучший. Вышел второй. Он подарил людям свой танец. Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи.
Но не стал этого делать. За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая его. Другой станцевал – и все, кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он-учитель – достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог это сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни».
Решение педагогического совета:
Педагогам начальной и основной школы строить уроки с учетом требований ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Повышать профессиональное мастерство в области теории и практики современного урока, его анализа и самоанализа, освоения и внедрения современных технологий.
На заседаниях ШМО запланировать рассмотрение вопросов, касающихся повышения эффективности современного урока, обучающие, проблемные семинары, взаимопосещение уроков, участие в методических семинарах, конференциях, практикумах разного уровня.
Продолжить создание банка открытых уроков.
Приложение 1
Универсальные учебные действия
(Фундаментальное ядро содержания общего образования.М.: Просвещение, 2009. – 48 с. )Основные виды универсальных учебных действий:
Личностные;
Метапредметные:
регулятивные (включающие также действия саморегуляции);
познавательные (общеучебные и логические);
коммуникативные;
Предметные.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Личностные универсальные учебные действия:
Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом,
выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе.
В процессе самоопределения человек решает две задачи:
построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования).
Действие смыслообразования,т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, результатом, продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.
Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
Действие нравственно-этического оцениванияусваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД:
целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка— выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Наконец, элементы волевой саморегуляциикак способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Универсальные общеучебные действия познавательной направленности
Общеучебные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера—контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Приложение 2
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы5) Применение знаний и умений в новой ситуации6) Обобщение и систематизация знаний7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению9) Рефлексия (подведение итогов занятия)4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Обобщение и систематизация знанийПодготовка учащихся к обобщенной деятельностиВоспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).5) Применение знаний и умений в новой ситуации6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.7) Рефлексия (подведение итогов занятия)Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу5. Структура урока контроля знаний и умений1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.5) Первичная проверка понимания6) Первичное закрепление7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению9) Рефлексия (подведение итогов занятия)