План-конспект урока по географии 6 класса «Географическая оболочка»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАССА
Тема: «Географическая оболочка»
Учитель: Украйченко А.А.
Цель: Сформировать представления у учащихся о географической оболочке, ее границах и свойствах;
Задачи:
- Обучающие (предметные): ознакомить учащихся с понятиями: географическая облочка, целостность, ритмичность, зональность, азональность;
- Развивающие: уметь организовать свою деятельность, уметь вести самостоятельный поиск, анализ. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, уметь анализировать различные схемы;
- Воспитательные: осознавать ценности познания географической оболочки – как хрупкого сообщества Земли и важнейшего компонента научной картины мира, осознавать экологические последствия вмешательства человека в природу;
Оборудование: карта природных зон, таблицы «Географическая оболочка», «Высотная поясность».
I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания: индивидуальный опрос по параграфу №58, выполнение обучающимися разноуровневых заданий, работа с карточками (сильными учениками).
Тестовые вопросы для проверки темы «Почвы», которые можно использовать и как обычные вопросы в ходе индивидуального и фронтального опроса (Тесты по теме «Почвы» опубликованы на Интернет-сайте infourok.ru. Web-адрес публикации: infourok.ru/material.html?mid=78792. Выдано свидетельство о публикации №78792042122 от 21.04.2014, автор – Украйченко А.А.)
1.Цвет золы характерен для почв
А) Арктических пустынь; Б) Тундр; В) Тайги.
2. В какой природной зоне образуются черноземы?
А) Степи; Б) Полупустыни; В) Леса.
3. Какие почвы образуются в широколиственных лесах и под лесными участками лесостепи?
А) Подзолистые; Б) Серые лесные; В) Черноземы.
4. Какие почвы образованы под сухими степями?
А) Каштановые; Б) Черноземы; В) Бурые.
5. Как называется процесс разрушения почв?
А) Коррозия; Б) Эрозия; В) Абразия.
6. Наука о почвах –
А) Землеведение; Б) Почвоведение; В) География.
7. Лесные полосы защищают почвы отА) Водной эрозии; Б) Ветровой эрозии; В) Распашки.
8. Что является характерной закономерностью смены почв в горах?
А) Широтная зональность; Б) Высотная поясность; В) Географическая широтность.
9. Перегной – это
А) Гумус; Б) Супесь; В) Суглинок.
10. Главное свойство почв –
А) Осушение; Б) Мелиорация; В) Плодородие.
11. Вид мелиорации на территории с избыточным увлажнением –
А) Обводнение; Б) Орошение; В) Осушение.
12. Основоположник науки о почвах –
А) М.В. Ломоносов; Б) В.В. Докучаев; В) В.А. Обручев.
13. Какую структуру имеют черноземы?
А) Пылеватую; Б) Песчаную; В) Зернистую.
14. Какие почвы образуются в тайге?
А) Черноземы; Б) Подзолистые; В) Серые лесные.
15. Какие почвы считают «дороже золота, нефти и угля»?
А) Подзолистые; Б) Серые лесные; В) Черноземы.
16. Для какой природной зоны характерны сероземы?
А) Пустыни; Б) Смешанные леса; В) Тайга.
17. Почвенный горизонт С – это
А) Гумусовый; Б) Лесная подстилка; В) Материнская порода.
18. Если в почве до 80 % и выше глины – это
А) Суглинистые; Б) Глинистые; В) Песчаные; Г) Супесчаные.
19. Какие почвы характеризуются маломощным (1-5 см) органогенным горизонтом и пятнистым распространением?
А) Дерново-подзолистые; Б) Тундрово-глеевые; В) Арктические.
20. Глеевый горизонт характерен для почв, образующихся в природной зоне
А) Арктических пустынь; Б) Тундр; В) Тайги.
21. В какой природной зоне образуются самые плодородные почвы?
А) Степи; Б) Полупустыни; В) Леса.
22. Орошение является видом
А) Мелиорации; Б) Эрозии; В) Абразии.
23. Как называется самый верхний почвенный горизонт?
А) Гумусовый; Б) Лесная подстилка; В) Материнская порода.
24. Какие почвы преобладают в России?
А) Сероземы; Б) Каштановые; В) Подзолистые.
25. Элювиальный горизонт обозначается
А) А0; Б) А1; В) А2.
26. Как называются мероприятия по восстановлению почв?
А) Рекультивация; Б) Мелиорация; В) Осушение.
27. Природная зона с характерным промывом почв -
А) Тундра; Б) Тайга; В) Пустыни.
28. «Враг» почвы –
А) Гумус; Б) Глина; В) Эрозия.
29. Тяжелая почва -
А) Глинистая; Б) Песчаная; В) Супесчаная.
30. Плодородие почвы определяется, в первую очередь, содержанием в ней
А) Воздуха; Б) Гумуса; В) Воды.
31. Слой почвы, особенно богатый перегноем, называется
А) Горизонтом вымывания; Б) Материнской породой; В) Гумусовым горизонтом.
32. Самыми плодородными почвами считаются
А) Черноземы; Б) Каштановые; В) Подзолистые.
33. Какие почвы образуются в условиях долгого и избыточного переувлажнения и нехватки кислорода?
А) Подзолистые; Б) Тундрово-глеевые; В) Каштановые.
34. Книга «Русский чернозем» была написана
А) В.В. Докучаевым; Б) Ф. Энгельсом; В) А.И. Воейковым.
35. Легкая почва –
А) Глинистая; Б) Песчаная; В) Суглинистая.
III. Изучение нового материала в форме беседы:
Итак, ребята, а скажите: почва – это элемент живой или неживой природы? В чем сложность отнесения ее к той или иной группе? (отвечают). Как мы видим, почва – результат взаимодействия всех оболочек Земли. Каких? (отвечают). Может ли кто-нибудь из вас изобразить взаимодействие литосферы, биосферы, гидросферы и атмосферы в виде схемы? Как бы вы назвали то, что находится в тесном переплетении этих оболочек? (приводят свои варианты, типа геосферы). Географическая оболочка. Это тесно взаимосвязанные между собой оболочки Земли, населенные живыми организмами. Вся ли атмосфера может войти в географическую оболочку? Почему на большой высоте организмы не могут существовать? Что является сдерживающими факторами на их распространение в высоту? (отвечают – озоносфера). А как дело остоит с нижней границей? Как вы думаете, где она проходит? Что в данном случае является сдерживающими факторами распространения жизни в глубину? (отвечают – температура и атмосферное давление).
Давайте откроем тетради, запишем тему урока, определение географической оболочки, ее границы – верхнюю и нижнюю, а также ее основные свойства, которые рассмотрим сейчас вместе:
1.Ритмичность. Как вы думаете, что это такое? И какие примеры ритмичности можете привести? (отвечают – смена дня и ночи, смена времен года, приливы и отливы и т.д.). Как эти ритмы влияют на флору, фауну и людей? Для чего нам необходимо знать об этом свойстве географической оболочке? (приводят собственные примеры и рассуждения).
2.Зональность. Анализируя карту природных зон на доске и на форзаце учебников, определите общее расположение природных зон на Земле? Почему они сменяются сначала от полюса к экватору, а потом – от экватору к полюсу? Какие климатические факторы имеют такое закономерные изменения (отвечают – температура, атмосферное давление). Как вы думаете, как будет происходить смена природных зон в горах? Как высота гор будет влиять на набор природных зон? Как расположение гор относительно экватора будет влиять на наличие смены природных зон? В каких известных вам горах будет смена природных зон наибольшей? Почему? (отвечают – чем выше горы и чем ближе они расположены к экватору, тем набор природных зон в них будет полнее). Смена природных зон в горах, от их подножий к вершинам называется высотной поясностью (записывают определение в тетрадь). Наряду с зональностью существует и азональность географической оболочки. Как вы думаете, что это такое? Приведите примеры известной азональности в природе. (рассуждают, приводят примеры).
3. Целостность. Что это за свойство географической облочки? Можете ли вы описать рис.176 на стр.254 в учебнике географии? Какие еще можно привести примеры целостности географической оболочки? (отвечают – круговороты различных веществ в природе, в т.ч. – воды). Изобразите на доске и в тетрадях схему круговорота воды в природе (выполняют задание).
IV. Рефлексия.
Ребята, давайте подведем итог урока, какие новые знания вы получили на нем? Какие новые понятия вы узнали? Что такое географическая оболочка? Какие ее основные свойства? Какие вопросы в изучении новой темы вызвали у вас наибольшие затруднения? (отвечают, анализируют выполнение индивидуальных заданий, работу с карточками).
Домашнее задание: чтение параграфа №59, ответить на вопросы в конце параграфа, задание №4 выполнить в тетради. Творческое задание: составить небольшой кроссворд на тему «Географическая оболочка»
Дополнительный материал для учителя: