Презентация по методике обучения географии Формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию у студентов изучающих географию


О формировании готовности к профессиональному самосовершенствованию у студентов, изучающих географию Противоречия:-между происходящей в России модернизацией системы высшего образования и недостаточной разработанностью методологических и оранизационно-методических аспектов подготовки студентов к профессиональному самосовершенствованию в период обучения в вузе,- между профессиональными требованиями, предъявляемыми к студенту, и социально-профессиональными возможностями, которые предоставляются ему в ходе профессионализации,- между профессиональными притязаниями, возможностями студента и его встречными требованиями к условиям профессионализации,-между творчески развивающейся в процессе учения личностью студента и относительной неизменностью форм и методов обучения с 1 по 5 курс,-между осознанием большинством преподавателей вузов значения готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию как важнейшей профессионально-личностной характеристики и их неподготовленностью стимулировать ее развитие в образовательном процессе, Готовность к профессиональному самосовершенствованию понимается нами как сложное интегративное образование, которое проявляется в потребности и умении организовывать и осуществлять профессиональное саморазвитие на основе целенаправленной профессиональной активности студентов. Взаимодействие всех участников образовательного процесса должно строиться на основе: создания воспитывающей среды, предполагающей сотрудничество студентов и преподавателей, основанное на взаимной ответственности;диалогичности общения, включающей обучение культуре диалога и формирует умение отстаивать свою точку зрения и с уважением носиться к другим мнениям; практикоориентированной деятельности с вовлечением студентов в квазипрофесиональную и профессиональную деятельность, что создает условия для приобретения личного опыта, так как личность формируется и проявляется в деятельности); вариативности деятельности, что способствует формированию умения делать осознанный выбор; проблемности с подготовкой к решению жизненных проблем во взаимоотношениях со средой. Актуальными направлениями работы по формированию готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию являются в процессе изучения географии: во-первых, изучение географических дисциплин как органической части общечеловеческого опыта и как условие для формирования профессиональной мотивации у студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности; во-вторых, показ сложности, неоднозначности общественных явлений, человеческой истории, природных процессов, их взаимовлияния, что способствует росту способности анализировать и объяснять явления на междисциплинарном уровне, с использованием механизмов дифференциации, интеграции знаний; в-третьих, формирование положительного, ценностного отношения к профессиональному обучению (осознание студентом сущности профессиональной деятельности, ее возможностей в реализации собственных потенциалов); в-четвертых, становление умения выразить свое отношение к миру, людям, себе в цивилизованной форме; в-пятых, максимальное привлечение студентов к практической деятельности. 1.Деятельность научно-познавательного характера, которая основывается на изучении географических, экономических, экологических, политических, социальных, историко-культурных проблем развития нашей страны и стран мира в ходе дискуссий, дебатов, практикумов, «творческих лабораторий», деловых игр. 2.Деятельность практико-преобразовательного характера предполагает создание собственного авторского продукта – тематических карт, стенгазет, презентаций, интерактивных выставок, дидактических или деловых игр, поиск новых тем для диспутов. А также участие в общественно-полезной деятельности: природоохранной, связь с общественными и государственными организациями, участие в реализации своих проектов, акции благотворительности, установление международных связей. 3.Деятельность ценностно-ориентационного характера предполагает участие в проектах с нравственной тематикой, отражение эстетических впечатлений в процессе познания своей страны и стран мира: написание сочинений, эссе, оформление плакатов. 4.Самостоятельная работа студентов по географическим курсам заключается в выполнении заданий, разной степени проблемности.