статья о психологической готовности детей к школе











ДОКЛАД

на тему

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
СОДЕРЖАНИЕ

Введение...3
Психологическая готовность детей к школе4
Заключение.10
Список использованной литературы...11
ВВЕДЕНИЕ

Проблема психологической готовности к обучению в школе уже долгое время является одной из наиболее актуальных проблем среди ученых и исследователей в различных областях. Критерии готовности детей к школе обсуждаются в рамках педагогики, физиологии, психологии и т.д. Интерес к данной проблеме объясняется тем, что готовность к обучению в школе зачастую является основой для успешного обучения в дальнейшем. Именно этим объясняется актуальность рассмотрения готовности к школе на сегодняшний день.
Поступление в школу является очень сложным, переломным периодом в жизни ребенка. Изменяется его место в системе общественных отношений, изменяется весь уклад жизни, увеличивается психоэмоциональная нагрузка. Беззаботные игры сменяются ежедневными занятиями, которые требуют от ребенка сосредоточенной работы на уроках, удержания необходимой рабочей позы, активизации внимания, напряженного умственного труда и т.д. Такая нагрузка является очень сложной для ребенка.
Первоклассника, который впервые приходит в школу, встречает новый коллектив взрослых и детей. Ребенку необходимо устанавливать контакты с педагогами и сверстниками, придерживаться строгих требований школьной дисциплины, брать на себя обязанности, которые связаны с учебой. Не все дети оказываются готовы к таким изменениям, некоторые с трудом переносят нагрузку, которая предъявляется к ним в школе.
Важную роль здесь играет тот факт, насколько тот или иной ребенок готов к школьному обучению. Целью данного доклада является изучение проблемы психологической готовности детей к школе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Широко и многогранно представлено рассмотрение готовности к школьному обучению в рамках психологического подхода (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина и др.). Однако до сих пор в современной психологии нет четкой определенности понятия психологической готовности к обучению в школе.
Понятия «школьная зрелость», «готовность к школе», а также «психологическая готовность к школе» используются в психологической науке для обозначения уровня психического развития ребенка, которого должен достигать ребенок для того, чтобы обучаться в школе. Термин «школьная зрелость» используют психологи, которые считают, что развитие психики ребенка определяют возможности его обучения. По этой причине, говоря о школьной зрелости, как правило, имеют в виду функциональное созревание психики ребенка, которое и является здесь предпосылкой к обучению в школе. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспект.
Понятие «готовность к школе» неоднозначно. Выделяется ряд работ, в которых готовность к школе подразумевает наличие у детей предпосылок к обучению в виде определенных «вводных навыков». Они представляют собой те знания, умения, способности, мотивацию, которые необходимы ребенку для освоения школьной программы.
Иное понимание готовности к школе характерно для тех психологов, которые, наряду с Л.С. Выготским, считают, что обучение влечет за собой развитие. Для них характерна точка зрения, согласно которой обучение можно начинать тогда, когда психологические функции, задействованные в обучении, еще не созрели.
Функциональная зрелость психики по этой причине не рассматривается ими как предпосылка к обучению. Кроме того, представители данного подхода считают, что для успешности обучения ребенка в школе наибольшее значение имеет не совокупность знаний, умений и навыков, а уровень его интеллектуального и личностного развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к школьному обучению. Именно это понимание готовности к школе принято рассматривать как «психологическую готовность к школе».
Л.И. Божович рассматривает два важнейших аспекта психологической готовности ребенка к обучению в школе: интеллектуальную и личностную готовность.
В рамках характеристики интеллектуальной готовности основной акцент делается на уровень развития интеллектуальных процессов, а не на количественный запас представлений ребенка. Она выделяет несколько основных аспектов, которые оказывают наиболее существенное влияние на успешность обучения ребенка в школе:
определенный уровень мотивационного развития ребенка, который включает в себя социальные и познавательные мотивы;
достаточный уровень развития произвольного поведения;
определенный уровень развития интеллектуальной сферы.
В качестве основного критерия психологической готовности к школе Л.И. Божович выделяет в своих трудах новообразование «внутренняя позиция школьника», которое представляет собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате соединения познавательной потребности и потребности в общении с взрослыми на новом уровне.
Д.Б. Эльконин, рассматривая проблему готовности к школе, ставил на первое место сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К самым важным из них, по мнению Эльконина, относятся следующие предпосылки:
умение ребенка сознательно подчинять собственные действия правилу, которое обобщенно определяет способ действия;
умение слушать и выполнять инструкцию взрослого;
умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;
умение работать по образцу.
Можно выделить еще ряд подходов к рассмотрению психологической готовности к обучению ребенка в школе. Все они, несмотря на существующие различия, признают тот факт, что эффективным обучение в школе будет только тогда, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем развиваются и совершенствуются в процессе обучения.
Исходя из этого, можно сформулировать наиболее общее определение психологической готовности к школе. Психологическая готовность к школе – это уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Можно говорить о том, что в основе готовности к обучению в школе находится определенный базис развития, отсутствие которого не позволяет ребенку осуществлять успешное обучение в школе. На основании подходов к рассмотрению психологической готовности к школьному обучению, можно выделить ее следующие основные компоненты: мотивационная готовность, волевая готовность, а также интеллектуальная готовность.
Основной упор на значении мотивационной сферы в формировании личности ребенка отмечается в работах Л.И. Божович. С этих же позиций она рассматривала и психологическую готовность ребенка к школе. Можно выделить две группы мотивов учения:
мотивы, которые связываются непосредственно с содержанием учебной деятельности, а также с процессом ее выполнения (познавательные интересы ребенка, потребность в овладении новыми знаниями, умениями и навыками);
широкие социальные мотивы учения или мотивы, которые связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении и т.д.
Ребенок, который готов к школе, хочет учиться и потому, что желает занять определенную позицию в обществе (социальный мотив), и потому что у него есть познавательная потребность. Соединение двух мотивов и ведет к возникновению новообразования, которое Божович называет «внутренней позицией школьника».
Первое, на что важно обратить внимание, рассматривая уровень психологической готовности ребенка к обучению, – это наличие у ребенка выраженного интереса к учению, приобретению знаний, получению новой информации об окружающей среде.
Рассматривая мотивационную готовность, важно иметь в виду также и потребность в достижении успехов, самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов должна доминировать у ребенка над боязнью неудач. В учении, общении и практической деятельности, которая связана с испытанием способностей, детьми должно проявляться как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний соответствовал реальным возможностям, которые есть у ребенка.
Говоря об интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе, необходимо отметить, что долгое время уровень развития ребенка определяли по количеству знаний, которые были у него выявлены. Однако, таких показателей недостаточно. Серьезные требования в школе предъявляются к познавательной сфере ребенка. Так, развитость восприятия проявляется в его избирательности, предметности, осмысленности, сформированности перцептивных действий. Внимание детей должно становиться произвольным, обладающим нужным объемом, переключаемостью. Так как трудности, с которыми ребенок сталкивается на практике в процессе школьного обучения, связаны, как правило, именно с недостаточностью развития внимания, об этом нужно позаботиться в первую очередь.
Высокий уровень требований начальный этап обучения в школе предъявляет и к памяти детей. Для того, чтобы хорошо усваивать программу, дети должны обладать хорошо развитой памятью, владеть определенными способами запоминания материала. Проблем с развитостью воображения у детей, как правило, не возникает, так как почти все дети, много играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым воображением.
Еще большее, в сравнении с памятью и воображением, значение для обучения занимает мышление. Уже при поступлении необходимо, чтобы в определенной мере были представлены его основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Кроме того, важный аспект интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе – это умственная активность, стремление познать что-то новое, познать сущность вещей.
Волевая готовность к обучению в школе предполагает развитие произвольного поведения, которое является важнейшей предпосылкой успешного обучения. Новообразование «внутренняя позиция школьника», о котором уже шла речь, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что находит отражение в сознательном формировании и исполнении целей и намерений (произвольном поведении ученика).
Школьное обучение требует от ребенка четкого выполнения установленных правил поведения и самостоятельности в организации собственной деятельности. Способность к подчинению определенным правилам и требованиям взрослых и является центральным звеном готовности к обучению в школе.
Помимо трех основных компонентов психологической готовности детей к школе ряд авторов выделяют также еще одну важную составляющую – развитие речи. Речь очень тесно связана с интеллектом и отражает как общий уровень развития ребенка, так и уровень развития логического мышления.
Речевая готовность детей к школьному обучению находит отражение, прежде всего, в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Важным также является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Этой функции речи необходимо уделять особое внимание, так как развитие письменной речи в существенной мере определяет процесс интеллектуального развития ребенка.
Таким образом, психологическая готовность к школе – это сложное образования, которое включает ряд компонентов. Формирование готовности ребенка к школе должно осуществляться в рамках всех аспектов. Только в этом случае можно обеспечить адаптацию ребенка к обучению к школе, а также способствовать успешности его дальнейшего обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ, проведенный в рамках данного доклада, показал, что психологическая готовность к обучению к школе на сегодняшний день является актуальной и важной проблемой. От готовности ребенка к обучению зависит его адаптация к условиям начальной школы, успешность освоения программы начального обучения, а также и дальнейшее обучение и развитие. Существует ряд подходов к рассмотрению готовности ребенка к школе, каждый из которых имеет право на существование.
Психологическую готовность ребенка к обучению в школе можно определить как уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Как правило, выделяется три основных компонента психологической готовности к школе: интеллектуальная готовность, волевая готовность и мотивационная готовность.
Каждый из выделенных компонентов играет важную роль в аспекте готовности ребенка к обучению в школе, так как оказывает определенное влияние на возможности освоения школьной программы и дальнейшего развития ребенка. Именно по этой причине все они должны учитываться в процессе подготовки ребенка к школе.
Таким образом, проблема психологической готовности к обучению в школе является достаточно многоаспектной и требующей к себе внимания во все времена. Четкое понимание компонентов психологической готовности к школе дает возможность правильно организовать процесс подготовки дошкольника к школе, что обеспечивает легкость адаптации к школьным условиям, а также простоту и легкость в обучении.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2005. – 267с.
Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей. – М., 2004. – 287с.
Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО «Образование», 2006. – 143с.
Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 2007. – Кн.2: Психология образования. – 606с.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003. – 448с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Владос, 2009. – 272с.



 Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.
 Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
 Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003. – 448с.
 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2005. – 267с.
 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО «Образование», 2006. – 143с
 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Владос, 2009. – 272с.
 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО «Образование», 2006. – 143с.
 Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 2007. – Кн.2: Психология образования. – 606с.
 Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей. – М., 2004. – 287с.
 Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 2007. – Кн.2: Психология образования. – 606с.
 Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 2007. – Кн.2: Психология образования. – 606с.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015






15