Презентация на тему Особенности физиологической деятельности мозга


Выполнили студентки 3-ого курса, гр. 31-ЛДеркач Д.И. и Злобина Н.А.Особенности физиологической деятельности мозгаФГАУ ВПО «Южный федеральный университет»Академия психологии и педагогикиКафедра коррекционной педагогикиПрофиль «Логопедия»Ростов-на-Дону2014 год Развертывающаяся на неполноценной структурной основе физиологическая деятельность мозга ребенка бывает изменена. Эти изменения изучались физиологами и патофизиологами-исследователями И.П. Павлова (А.Г. Иванов-Смоленский, И.Н. Красногорский, Л.Н. Федоров). Физиологическая деятельность мозга у детей-олигофренов Ряд данных показывает, что в большинстве случаев отмечается функционально-динамические нарушения, включающие сосудистые, ликвородинамические, гормональные и ферментативные расстройства.Продолжение… При исследовании биотоков мозга было обнаружено что у олигофренов нарушен альфа-ритм, имеются медленные и атипичные волны, что говорит о расстройстве нейродинамики основных нервных процессов (Л.А. Новикова и др.).Продолжение… Изучение высшей нервной деятельности у детей-олигофренов методом условных рефлексов было начато сотрудниками И.П. Павловым. Эти исследования указывают на пониженную реактивность коры мозга, нестойкость условных связей, слабость активного внутреннего торможения и замыкательной функции коры (А.Г. Иванов-Смоленский).ВНД у олигофренов В последние годы ВНД детей-олигофренов изучалась в лаборатории НИИД АПН СССР под руководством профессора А.Р. Лурия. Исследования А.И. Мещерякова, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер и др. вскрыли своеобразие (по сравнению с нормой) общей и специальной нейродинамики (образовании условных связей) у олигофренов.Продолжение… Условно-рефлекторная деятельность зависит от состояния основных нервных процессов (возбуждение и торможение), т.е. от их силы, подвижности и уравновешенности. При олигофрении нарушена сила нервных процессов. Поэтому ослаблен сам процесс образования условной связи. Из-за слабости процесса возбуждения достаточно силы концентрации. Продолжение… Одновременно можно отметить и слабость торможения, что также снижает устойчивость активно действующего очага возбуждения в коре и способствует его иррадиации.Продолжение… Все это ведет к тому что для образования в коре головного мозга относительно сложных условных связей требуется большое количество повторений . Образовавшиеся связи характеризуются непрочностью. Они быстро распадаются, особенно при формировании стереотипов.Продолжение… Неустойчивость сложных устойчивых связей отражается на таких важных психических функциях, как внимание, память, мышление и пр., где сила нервных процессов играет особо важную роль. Продолжение… Изучение подвижности основных нервных процессов показало, что у олигофренов они носят инертный, косных характер. Нарушение подвижности нервных процессов определяет особенности мышления олигофренов, которые характеризуются вялостью, тугоподвижностью. Продолжение… В силу тугоподвижности, иннертности основных нервных процессов у олигофренов с большим трудом формируется динамический стереотип. Выраженные стереотипы характеризуются несложностью, стандартностью и малой подвижностью.Продолжение… Страдает при олигофрении и уравновешенность нервных процессов. Нередко патологически преобладает возбуждение либо торможение. При преобладании возбуждения дети суетливы, двигательно неспокойны, импульсивны, несдержанны, трудны в поведении. Нарушение нервных процессов Если преобладает торможение, у детей наблюдаются замедленность движений, своеобразная тугоподвижностью мышления (медленно осмысляют вопросы, не разу не отвечают на них), замедленный темп речи и т.п.Продолжение… Таким образом, нарушение основных свойств нервных процессов сказывается на выработке и состоянии условных нервных связей, что в свою очередь налагает определенный отпечаток и на характер психической деятельности детей-олигофренов.Продолжение… Как известно, условные рефлексы у человека формируются не только через первую, но и через вторую сигнальные системы, через слово и связанное с ним мышление. Взаимодействие сигнальных систем у детей-олигофренов Исследования установили определенную диссоциацию во взаимодействии сигнальных систем у олигофренов. Чем резче выступают дефекты взаимодействия сигнальных систем, тем заметнее выражены дефекты в интеллектуальной сфере ребенка.Продолжение… Нарушения анализа и синтеза поступающих раздражений затрудняет выработку тонких дифференцировок. Основной дефект при олигофрении заключается в слабости аналитико-синтетической деятельности коры в области ведущих анализаторов.Продолжение… Все перечисленные патофизиологические нарушения ведут к характерным изменениям, создающим неполноценность познавательной деятельности, которое и является характерным признаком мышления при олигофрении. Так, например, для олигофренов типично, что они не могут уловить причино-следственые связи и отношения между явлениями, предметами, не могут отделить главное от второстепенного, правильно оценить обстановку, особенно новую, сделать необходимые для себя выводы, оценить поступки осмыслить свое положение. При олигофрении страдают сложные, новые в филогенетическом отношении функции мозга – абстрактные формы мышления. 1. Олигофрения (новолат. Oligophrenia – малоумие, от греч. Oligos – малый и phren – ум), группа заболеваний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве психическим недоразвитием.Используемые термины 2. Биотоки – электромагнитные колебания возникающие в органах и тканях живых организмов (позволяют делать выводы о состоянии и жизнедеятельности какого-либо органа). 3. Альфа- ритм (9-14 герц.) – возникающий в состоянии бодрствования во время отдыха, релаксации или неглубокой медитации с закрытыми глазами (ему в своей высшей стадии соответствует уровень сверхсознания, соответствующий уровню просветления и свободы). 4. Возбуждение – это свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Основная функция нервной системы, направленная на реализацию того или иного способа активации организма. Оно проявляется в мгновенных и существенных сдвигах в процессах обмена веществ, т.е. может происходить только в живых клетках. 5. Торможение – это активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержки деятельности нервных центров или рабочих органов. В первом случае торможение называется центральным, а во втором – переферическим. 6. Условный рефлекс – это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течении жизни особи и не закрепляется генетически (не передаются по наследству). Возникают при определенных условиях и исчезают при их отсутствии. 7. Патофизиология – наука, изучающая жизнедеятельность больного организма. Иначе: основные закономерности возникновения, механизма развития (т.е. патогенез) и исхода болезни (выздоровление, реабилитация или смерть). 8. ВНД – это деятельность коры больших полушарий коры головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление (поведение) высокоорганизованных животных и человека к окружающей среде. 9. Сигнальная система – система условно- и бузусловнорефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы. 10. Первая сигнальная система – это совокупность наших органов чувств, дающая простейшие представления об окружающей действительности. 11. Вторая сигнальная система – это специальный тип ВНД, системы «сигналов», идущих от общей (но не одинаковые) с животными первой сигнальной системы – ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. 12. Психические процессы – это процессы условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов – это условное разделение психики на составные элементы, появившиеся по причине существенного влияния механических представлений. 13. Тугоподвижность - расстройство психических процессов (мышления, речи, аффектов, волевых актов), выражающееся их замедленностью, недостаточными гибкостью и переключаемостью, торпидностью. Больные застревают на определённых представлениях, мыслях, аффектах, переживаниях (чаще обидах, огорчениях), неспособны при анализе явлений и фактов выделить главное, существенное из массы второстепенных деталей и подробностей. В целом мышление и речь становятся более бедными, скудными. Т. наиболее характерны для эпилепсии, отдалённых последствий травм и др. органических поражений головного мозга. 14. Нервный процесс - разнообразные процессы, идущие в системе нервной: процессы возбуждения, торможения и пр. 15. Иррадиация (лат. irradiare - освещаю лучами, сияю) - это процесс распространения возбуждения или торможения в кору больших полушарий головного мозга.Также иррадиация - это распространение болевых ощущений за пределы пораженного участка или органа. Http://www.pedlib.ru/Books/6/0290/6_0290-7.shtml;Настольная книга педагога-дефектолога Т. Б. Епифанцева и др. Ростов н/Д: Феникс, 2007. (Сердце отдаю детям);http://zadocs.ru/biolog/50230/index.html?page=4;Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.Список литературы Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998;Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. — М.: Медицина, 2000. — ISBN 5-225-04189-2;Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. В. Психиатрия. — М.: Медицина, 1989;Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия. 2-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2002;Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х тт. — М.: Медицина, 1988;Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная дифференциация личности. — СПб., 2005. — 150 с; Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2006. — 144 с;Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта: Сборник научных трудов. Под ред. А. Р. Маллера, Г. В. Цикото. Вып. III. — М., 1978. — 100 с;Тиганов, А. С., Снежневский А. В., Орловская Д. Д. и другие. Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. 2. — 783 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-225-02676-1. Спасибо за внимание!!!