Урок по химии по теме: Уравнения химических реакций










Тема урока: «Уравнения химических реакций».


























г. Севастополь, 2015г.







Учитель Ю.В.Паршина, ГБОУ «СОШ № 57 с музыкально- хоровым профилем обучения».
Тема: Уравнения химических реакций.
Эпиграф: « Все мы связываем с химической наукой дальнейший прогресс в познании окружающего нас мира, новые методы его преобразования и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знаний химии»
Академик, лауреат Ленинской,
Государственных и Нобелевской премий
Н.Н.Семенов
Цель: Повторить и расширить знания учащихся о химических реакциях;
изучить правила составления уравнений химических реакций, подбора коэффициентов на основании закона сохранения массы;
формировать у учащихся потребность в познании окружающего мира, вовлекать учащихся в процесс открытия микромира; организовать целенаправленную деятельность учащихся;
формировать у детей целостное видение окружающего мира.
Оборудование и реактивы: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; лабораторный столик, штатив, химические стаканы, горелка, технохимические весы с разновесами, двухколенная пробирка, пробирки, держатель для пробирок, нож, вата; спирт; вода, растворы хлорида бария, серной кислоты, соляной кислоты, хлорида железа (III), роданида калия, фенолфталеина; натрий, магний, оксид меди (II), дихромат аммония; лучинка, керамическая плитка, магниты, химическое лото, игра «Шифровальщик».

Тип урока: комбинированный урок.


Структура урока

Организационный этап и мотивация.
Актуализация опорных знаний (беседа, игра «Дешифровщик», эстафета «Шифровальщик», химические «Крестики- нолики»).
Изучение нового материала.
Обобщение и систематизация знаний (Игра «Химическое лото»).
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.















Ход урока.
Организационный момент и мотивация.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело,
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Тема урока: «Уравнения химических реакций».
Эпиграфами урока будут слова лауреата Нобелевской премии академика Н.Н.Семенова: « Все мы связываем с химической наукой дальнейший прогресс в познании окружающего нас мира, новые методы его преобразования и усовершенствования. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись без знаний химии»
Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Окружающий нас мир разнообразный и загадочный. Наука химия раскрывает кое-какие его тайны. Из чего состоят тела, окружающие нас?
А химия – наука о веществах и их превращениях. Мы сегодня отправимся путешествовать в мир химических превращений.
Как можно по-другому назвать химические превращения?
Но прежде, чем отправиться в мир химических реакций, мы должны вспомнить из чего состоят вещества?
А как можно записать молекулу?
Что такое химическая формула?
Что показывает химическая формула?
Мы получили шифровки, давайте их разгадаем- прочитаем и расшифруем формулы. (Игра «Дешифровщик»).
На карточках формулы 4-х веществ: SO3 , HNO3, K2SiO3, CuCl2.

Чтобы составлять уравнения химических реакций мы должны знать состав веществ и уметь составлять формулы веществ. Давайте сами составим формулы веществ. (Игра-эстафета «Шифровальщик»).
Учащиеся двух рядов участвуют в эстафете, учащиеся третьего ряда – эксперты.


Молекула сложного вещества, состоящая из 2-х атомов водорода, 1-го атома серы и 4-х атомов кислорода
Молекула сложного вещества, состоящая из 3-х атомов водорода, 1-го атома фосфора и 4-х атомов кислорода

Молекула сложного вещества, состоящая из 2-х атомов калия и 1-го атома серы

Молекула сложного вещества, состоящая из 1-го атома железа и 2-х атомов хлора

Молекула сложного вещества, состоящая из 2-х атомов натрия, 1-го атома углерода и 3-х атомов кислорода
Молекула сложного вещества, состоящая из 1-го атома меди, 1-го атома серы и 4-х атомов кислорода

Молекула сложного вещества, состоящая из 1-го атома азота и 3-х атомов водорода
Молекула сложного вещества, состоящая из 3-х атомов магния и 2-х атомов азота

Молекула сложного вещества, состоящая из 1-го атома серы и 2-х атомов кислорода

Молекула сложного вещества, состоящая из 1-го атома углерода и 2-х атомов кислорода


Проверка. Работают эксперты.
Молодцы! В честь вас салют. (Звезды напротив каждого правильного ответа).

Итак, формулы помогут нам составлять уравнения химических реакций.
А что такое химическое уравнение?
Для чего нам нужны химические уравнения?

Демонстрация 1.
Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы.
Вопросы учителя:
Произошла ли химическая реакция? Как вы определили? Давайте повторим признаки химических реакций.
Какой закон демонстрирует этот опыт? Сформулируйте этот закон. Для чего необходим этот закон?

Мы уже умеем составлять простые уравнения реакций
Цель нашего урока: научиться уравнивать более сложные уравнения.
Для этого нам необходимо повторить элементы- металлы и элементы- неметаллы.
Игра «Крестики- нолики» (на доске)
Выигрышный путь – элементы– неметаллы:
Mg
Fe
Ag

H
C
S

Al
N
Cu


Выигрышный путь – элементы– металлы:

Na
K
S

O
Cu
Ca

P
C
Fe


Откройте пожалуйста тетради, запишите число и тему урока: «Уравнения химических реакций».
3. Изучение нового материала.

Давайте познакомимся с правилами уравнивания - правилами, которые помогут нам подбирать коэффициенты в уравнениях реакций.
Правила расстановки коэффициентов:
Элементы-металлы
Элементы - неметаллы, кроме Н и О
Н
О
Проверка
Уравнение реакции, которая произошла в двухколенной колбе:

BaCl2 + H2SO4 Ba SO4 + H Cl
Вместе с учащимися учитель расставляет коэффициенты .
Демонстрация 2.
Взаимодействие оксида меди(II) с соляной кислотой.
Какой признак реакции вы увидели?
Запишем уравнение реакции:

CuO + HCl CuCl2 + H2O
Учащиеся самостоятельно подбирают коэффициенты (1 человек у доски).
Демонстрация 3.
Взаимодействие металлического натрия с водой.
Какие признаки этой реакции?
Запишем уравнение реакции:
Na + H2O NaOH + H2
Учащиеся c помощью учителя подбирают коэффициенты (1 человек у доски).


Химическая пауза.
Демонстрация 4.
«Кровавый опыт»

Ученики: Врач, ассистент, пациент.
Врач: Оперируем без боли,
Правда будет много крови.
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно,
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Нож подайте, ассистент!
Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течет, а не вода.
Ассистент: Но сейчас я вытру руку –
От пореза – ни следа!


В тетрадях записываем схему реакции:
FeCl3 + KSCN Fe(SCN)3 + KCl
Домашнее задание: подобрать коэффициенты для этой реакции.
4. Обобщение и систематизация знаний.
А теперь ваша задача самостоятельно расставить коэффициенты в уравнениях реакций.
У вас на столах в конвертах лежат «Химические лото». Работаем парами. Правила вам знакомы.
Игра «Химическое лото». Работа в парах.

Вы ребята все устали,
Много думали, считали,
Вот закончилась игра,
Отдохнуть вам всем пора.



5. Домашнее задание.
Демонстрация 5. «Вулкан на столе».
Перед вами схема реакции:
(NH4)2Cr2O7 Cr2O3 + N2 + H2O
Домашнее задание – расставить коэффициенты в уравнении.
В течение урока - уравнения реакций уже записаны, §14,№2, с.47, §15
6.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Оценивание.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Что было для вас интересным на уроке?
Итак, сегодня мы изучили правила составления уравнений химических реакций, научились расставлять коэффициенты на основании закона сохранения массы.

3. Как вы себя чувствовали на уроке?
4. Какое у вас сейчас настроение?














15