обобщающий урок Типы химических реакций 8 класс


Обобщающий урок по теме: "Типы химических реакций". 8-й класс
Цель урока: систематизация, закрепление и обобщение знаний учащихся по заданной теме урока.
Задачи:
Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Методы и приемы. Самостоятельная работа, использование электронного носителя, лабораторная работа.
Эпиграф.
Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ.
Ход урока
1Мотивационный этап
Как вы думаете – почему мы дышим? Чем мы дышим? Для чего нам нужен кислород?Что происходит с кислородом в нашем организме? Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия (экзотермические реакции), необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е для жизни.Поэтому подходит ли эпиграф к нашему уроку? Да, действительно, без химических реакций невозможна жизнь.
Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний
Написать формулы оксида кальция, гидроксида кальция, хлорида кальция, сульфата кальция, фосфата кальция; указать принадлежность к классу.
Ответ:
Оксид кальция- CaO оксид
Гидроксид кальция- Ca(OH)2 основание
Хлорид кальция- CaCl2 соль
Сульфат кальция- CaSO4 соль
Фосфат кальция- Ca3(PO4)2 соль
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Что такое химическая реакция?
Явление, в ходе которого из одних веществ (реагентов) получаются другие (продукты реакции).
В чем заключается сущность химической реакции? (сообщение учащегося)Атомы не разрушаются, а перегруппировываются.
Давайте вместе посмотрим на проведение химической реакции горение бенгальского огня.
Итак, каковы условия данной реакции? Нагревание. Каковы признаки реакции? Сколько веществ вступило в химическую реакцию? Сколько образовалось?
К доске вызвать желающего – записать уравнение реакции.
Какие вы знаете реакции (соединение, разложение, замещение и обмен) и т.дИтак, любую химическую реакцию можно записать на бумаге, на доске. Каким образом? С помощью уравнений химический реакций (условная запись химических реакций с помощью химических формул и математических знаков). Но не зная формулу вещества, невозможно правильно составить уравнение химической реакции. Поэтому давайте проведем небольшой химический диктант.
Химический диктант (обычно 2 варианта). ( взаимопроверка)
Кислота, которая вырабатывается во время принятия пищи. Способствует пищеварению (ферменты). HClОсновное вещество мела, известняка, мрамора. СаСО3
Едкий натр. Мылкое на ощупь, входит в состав мыла. Разъедает кожу, ткани.NaOHОксид водорода, самый распространенный оксид. Н2О
Молекулярный кислород, поддерживающий дыхание и горение. О2Калийная селитра. Минеральное удобрение, избыток которого в овощах и фруктах вредит здоровью. КNO3
Пищевая соль. NaClОтработанный газ, который мы выдыхаем (все живое). СО2Входит в состав кремнезема, горного хрусталя, стекла. SiO2
Активное вещество йодомарина. Иодид калия. КI3. Самостоятельная работа по группам.
Класс разбиваю на 4 группы: 1 группа – лабораторный опыт по реакции соединения, 2 группа – лабораторный опыт по реакции замещения, 3 группа – лабораторный опыт по реакции разложения, 4 группа – лабораторный опыт по реакции обмена.
По одному человеку от группы отчитываются. Записывают на доске уравнения реакций с комментарием.
Проверка результатов.
Конкурс знатоков ( презентация)
Кроссворд
6. Домашнее задание.
Провести химическую реакцию с уксусной кислотой (СН3СООН) и содой (Na2СО3).
7. Выводы и итоги урока.
Итак, добились ли мы цели урока? Что мы узнали?
8 Рефлексия