Урок химии на тему Типы химических реакций (8 класс)


Тема урока «Типы химических реакций»
8 класс
Цели урока: изучение классификации химических реакций с позиции атомно-молекулярного учения; формирование умений составлять уравнения химических реакций; развитие практических навыков работы в химической лаборатории; воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих на основе соблюдения правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.
УМК Новошинской Н.С.
Урок с использованием интерактивной доски.
Используемые педагогические технологии:
Технология использования алгоритмов.
Технология поэтапного формирования умственных действий.
Технология дифференцированного обучения.
Информационно-компьютерные технологии.
Оборудование: спиртовка, химический стакан с водой, газоотводная трубка с пробкой, держатель для пробирок, три пробирки в штативе.
Реактивы: цинк, медная проволока, малахит (порошок), раствор сульфата меди (II), раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия.
План проведения урока:
Актуализация знаний о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул, о признаках химических реакций.
Изучение новой темы в процессе работы с интерактивной доской и проведении химического эксперимента.
Использование полученных знаний при составлении уравнений химических реакций и определения их типа.
Домашнее задание.
Ход урока
Актуализация опорных знаний
На интерактивной доске записана тема урока. Остальная часть страницы находится под шторой.
Тема урока «Типы химических реакций»
Учитель: Сегодня мы на уроке продолжим изучать химические реакции. Узнаем, чем реакции отличаются друг от друга, как их можно классифицировать, будем составлять уравнения химических реакций. Но сначала ответьте на вопрос.(учитель частично опускает штору и на интерактивной доске открывается новая строка с вопросом )
Тема урока «Типы химических реакций»
Что называют уравнением химической реакции?
(после ответа учитель опускает уровень шторы еще ниже, открывая уравнение реакции)
Тема урока «Типы химических реакций»
Что называют уравнением химической реакции?
Mg+2HCl=MgCl2+H2↑Учитель: Формулы каких веществ надо записывать до знака «равно», а какие – после?
(После ответа учитель еще опускает штору)
Тема урока «Типы химических реакций»
Что называют уравнением химической реакции?
Mg+2HCl=MgCl2+H2↑ реагенты продукты реакции
Учитель:
- Какие вещества в данной реакции являются реагентами, а какие продуктами реакции? (вопрос к слабоуспевающему учащемуся )- По каким признакам можно судить о протекании химической реакции?
( после ответа учитель открывает всю страницу)
Формирование новых знаний в процессе работы с интерактивной доской и проведении химического эксперимента
Учитель открывает новую страницу и поясняет сущность реакции соединения на примере графических объектов (круги разного цвета): получение одного вещества из двух.
Реакция соединения

+ → Fe + S
Учитель перемещает круги на доске, показывая принцип реакции соединения, а ученик перемещает символы химических элементов в конкретной химической реакции
Реакция соединения

+ →
Fe + S → FeSУчитель: Проведем реакцию данного типа на практике. Для этого внесем медную проволоку в пламя спиртовки. Обратите внимание на цвет медной проволоки. Какого она цвета до начала реакции? После окончания? Запишите уравнение этой реакции и укажите её признак. Перед началом опыта вспомните правила работы со спиртовкой.
После повторения правил работы со спиртовкой, учащиеся проводят эксперимент и записывают уравнение реакции в тетради, а затем проверяют запись уравнения реакции на доске, которую открывает учитель.
2Cu+ O2=2CuOУчитель открывает новую страницу и поясняет сущность реакции разложения на примере графических объектов (круги разного цвета): получение двух вещества из одного.
Реакция разложения

→ +
AgBr → +
Учитель перемещает круги на доске, показывая принцип реакции разложения, а ученик перемещает символы химических элементов в конкретной химической реакции и расставляет коэффициенты.
Реакция разложения

→ +
2 AgBr → 2Ag + Br2
Учитель: Проведем реакцию данного типа на практике. (демонстрирует этот опыт сам). Для этого пробирку с порошком малахита закроем пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опущен в стакан с водой, поместим в держатель для пробирок и нагреем в верхней части пламени спиртовки. Что вы наблюдаете?
Запишите схему уравнения этой реакции, расставьте в ней коэффициенты и укажите её признаки. Учащиеся записывают уравнение реакции в тетради, расставляют коэффициенты, а затем проверяют запись уравнения реакции на доске, которую открывает учитель.
(CuОН)2СО3=2CuO+CO2↑+H2OУчитель открывает новую страницу и поясняет сущность реакции замещения на примере графических объектов
Реакция замещения

+ → +
CuCl2 + Fe → +
Учитель перемещает круги на доске, показывая принцип реакции замещения, а ученик перемещает символы химических элементов в конкретной химической реакции и расставляет коэффициенты
Реакция замещения

+ → +
CuCl2 + Fe → FeCl2 + Cu
Учитель: Проведем реакцию данного типа на практике. Для этого пробирку поместите 3 гранулы цинка и залейте 2 мл раствора соляной кислоты. Перед началом опыта вспомните правила работы с кислотами.
После повторения правил работы с кислотами, учащиеся проводят эксперимент и записывают уравнение реакции в тетради, а затем проверяют запись уравнения реакции на доске, которую открывает учитель.
Zn+2HCl=ZnCl2↑+H2Учитель открывает новую страницу и поясняет сущность реакции обмена на примере графических объектов.
Реакция обмена

+ → +
HCl + NaOH → +
Учитель перемещает круги на доске, показывая принцип реакции обмена, а ученик перемещает символы химических элементов в конкретной химической реакции.
Реакция обмена

+ → +
HCl + NaOH → NaCl + HOHУчитель: Проведем реакцию данного типа на практике. Для этого пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди и добавьте 2 мл раствора гидроксида натрия. Перед началом опыта вспомните правила работы с щелочами.
После повторения правил работы с щелочами, учащиеся проводят эксперимент и записывают уравнение реакции в тетради, а затем проверяют запись уравнения реакции на доске, которую открывает учитель.
CuSO4+2NaOH=ZnCl2↑+H2Использование полученных знаний при составлении уравнений химических реакций и определения их типа.
Учитель: У каждого из вас на столе лежит лист с заданиями 1 и 2. Выберите сами одно из упражнений (№ 1 или № 2) и установите соответствие реагентов, продуктов реакции и типа реакции, соединив их линиями. (Задание № 1 для сильных учащихся и № 2 – для слабоуспевающих)
Лист № 1
Установите соответствие реагентов, продуктов реакции и типа реакции, соединив их линиями.
Задание № 1
Реагенты
Продукты Тип химической реакции
A+ B AD+BC разложение
AB AB соединение
A+BC A+B обмен
AB+CD AC+B замещение
Задание № 2
Реагенты
Продукты Тип химической реакции
2Mg+ O2 CuCl2+BaSO4 разложение
Cu(OH)2 2MgO соединение
2Al+Cr 2O3 CuO+H2O обмен
CuSO4+BaCl2 Al2O3+2Cr замещение
(учащиеся выполняют задания и сдают учителю).
Учитель: На доске даны реагенты химических реакций. Напишите формулы продуктов этих реакций в рабочих тетрадях.(продукты реакции закрыты вертикальной шторой)
CuSO4+Mg = MgSO4+CuP+O2 = P2O5H2O = Hg+O2Al+ O2 = Al2O3FeCl2+NaOH=FeOH3+NaClУчитель: Проверьте правильность написания продуктов реакции (учитель отодвигает штору). Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите их тип. Учащиеся выходят к доске и выполняют задание по одному.
Домашнее задание. § 32, упражнения 1-3.
Учитель выставляет и комментирует оценки за урок.