Выступление на педсовете Приоритетность формирования УУД в условиях реализации ФГОС на уроках математики.


Приоритетность формирования УУД в условиях реализации ФГОС на уроках математики.
Слайд1 «Великая цель образования – это не знания, а действия». Слайд2Герберт Спенсер
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию.
В последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Согласно ФГОС изменяется подход к организации учебной и внеурочной деятельности. Главным должен стать системно-деятельностный подход, а одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Сегодня для учителя широко открыт доступ для изучения любых авторских педагогических технологий, большинство учителей владеют знаниями популярных технологий, хорошо умеют их описывать, давать открытые уроки. А привыкнуть и сделать проведение таких уроков делом повседневным удается не каждому. Дело в том, что развиваясь веками, традиционные уроки стали очень технологичными, на их подготовку уходит мало времени, в помощь учителю есть методическая литература. Инновационное образование относительно молодое, его процесс сделать таким же технологичным только предстоит. «Невозможно требовать от учителя быть постоянно на уровне современных требований, если эти требования не ясно сформулированы и, если ему не подсказано, как добиться соответствующего уровня» - подчеркнул В. В. Путин на встрече с лауреатами всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015». Поэтому пропагандировать теорию – это важно, но не менее важно накапливать ценный опыт. Обобщать и распространять его всеми доступными средствами, с целью выращивания качественно новых результатов.
Многое в образовательном процессе зависит от нас. Наша инициатива, творческая активность, нестандартность мышления, стремление к обновлению и новаторству - непременный фактор развития системы образования, ее жизнеспособности и прогресса.
А сейчас, дорогие коллеги, я бы хотела вам предложить Деловую игру и частично оценить свои знания теории формирования УУД.Слайд3-12
В связи с введением в основную школу ФГОС изучение математики строится на основе системно-деятельностного подхода. При таком подходе знания усваиваются и проявляются через деятельность учащихся: ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли учителя, то в роли организатора учебной ситуации; учится работать в группах, самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения, проводить самоанализ деятельности, делать выводы и т.д.
Системно-деятельностный подход предполагает развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий (УУД). Слайд 13
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Формирование УУД на уроках математики происходит постоянно, на всех этапах урока. Слайд 14
1 этап — вводно-мотивационный
2 этап — открытие математических знаний
3 этап — формализация знаний
4 этап — обобщение и систематизация
Формирование личностных УУД Слайд 15
предполагает межличностное взаимодействие:
коллективное обсуждение и решение поставленных проблем, способов решения задач, доказательств теорем;
работа в парах при проверке знаний теоретического материала, взаимопроверке выполненных заданий;
работа в группах при изучении нового материала, закреплении изученного, обобщении знаний по изученной теме (я считаю это одним из самых эффективных методов формирования УУД, которую я провожу во всех классах)
организация взаимопомощи по математике;
взаимодействие учащихся при проведении математических игр.
Все учащиеся принимают активное участие и очень стараются.
Регулятивные УУДСлайд 16
Формирование регулятивных действий средствами учебного предмета обеспечивается:
содержанием предмета и его структурой;
системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности при решении текстовых задач и выполнении других заданий;
системой жизненных математических ситуаций;
системой учебно-познавательных и практических задач, предложенных в учебниках и составленных самими учащимися.
Решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: осознания цели, анализа данных, составления плана, работы по алгоритму, проверки результата действия, коррекции результата, самоанализа. При анализе данных необходимо представить данные в виде записи краткого условия, схемы, таблицы, рисунка. Многие задачи содержат несколько конкретных предметных задач: сравнение, нахождение неизвестных, выполнение арифметических действий и т.д. Таким образом, при решении математических задач развиваются различные регулятивные действия.
Проблемные ситуации всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания. Система подводящих диалогов позволяет учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся знаниях, вывести новый алгоритм действия.
Например, при изучении темы «Умножение натуральных чисел и его свойства» (5 класс), предварительно мы решаем несколько примеров на сложение одинаковых чисел, применяя свойства сложения. Учащиеся приходят к выводу, что это не всегда удобно и необходимо в таких случаях применять умножение.
С целью формирования действия контроля проводятся самопроверки по готовым ответам или ответам одного из учащихся и взаимопроверки решения задач. Часто практикую возвращать выполненную самостоятельную работу с указанием найти ошибку. Такие проверки направлены на развитие внимания и умение честно оценивать себя. Развивая регулятивные УУД, необходимо обращать внимание учащихся на правдоподобность ответов, полученных в задачах; учить выполнять «прикидку» полученного результата. Для развития навыков самоконтроля даю задания: «Найди ошибку», «Реши несколькими способами», «Оцени результат» и т.д. Учащиеся начинают осознавать, что достичь результата можно только приложив волевое усилие и научившись преодолевать препятствия.
Познавательные УУД Слайд 17
Интерес к учебной деятельности, постоянное активное участие в открытии новых истин, проверке гипотез, поиске способов решения задач, является психологическим условием успешности при изучении математики. Использование творческих заданий способствует повышению интереса, мотивации к учебе.
В своих классах я предлагаю работы:
опросить своих родных и написать о значении математики в жизни и работе
написать сказку, героями которой являются числа, знаки, геометрические фигуры;
составить презентацию по историческому материалу;
подготовить сообщение об известных учёных;
склеить модели геометрических фигур.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение учащихся в проектную, творческую и исследовательскую деятельность. Организация исследовательских и проектных работ школьников сочетает различные виды познавательной деятельности: выдвижение гипотез, планирование работы, работа с научной и публицистической литературой, работа с различными источниками информации (книги, сайты в интернете), самостоятельный поиск и анализ информации, проведение исследований, оформление работы в соответствии с требованиями, представление работы.
Так, например, Даурова Залина ученица 6г класса с исследовательской работой «Великие математики и их открытия» заняла 2 место среди 6-9 классов.
При формировании познавательных УУД я использую работу с учебником, Интернет-ресурсами. При работе с учебником учащиеся объясняют значение непонятных слов и выражений, задают вопросы, составляют план текста, выделяют основные понятия, составляют схемы и т.д. Многие учащиеся принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах: Знанике, Олимпусе, олимпиадах проектов «Видеоуроки» и "Инфоурок" и занимают призовые места.
Для формирования познавательных действий предлагаю задания:
«Найти общее и отличия»;
«Поиск лишнего»;
«Цепочки»;
«Прочитай высказывание, выполнив задания»;
Составление опорных схем;
Работа с разными видами таблиц и др.
Коммуникативные УУДСлайд 18
В процессе обучения математике можно выделить следующие направления развития коммуникативных действий:
развитие устной научной речи (задания «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», «Выслушай и оцени ответ соседа по парте»);
развитие навыков ведения диалога;
организация общения учеников в паре или группе;
выступления учащихся и организация конкурсов .История математики богата фактами о достижениях русских ученых, что способствует воспитанию у учащихся чувства гордости за свою Родину. При изучении некоторых тем предлагаю учащимся подготовить сообщение о русских математиках.
Для более качественной работы и создания образовательного продукта я стараюсь создавать проблемные ситуации. На протяжении всего урока присутствует связь жизни с личным опытом ученика.
Приведу пример: Тема урока «Деление на 2, 3, 5, 9». Пишу на доске одновременно несколько многозначных чисел и, не производя никаких вычислений, говорю, что конкретное число делится на 2, другое делится на 3, на 5 и т.д. Ученикам говорю проверить мою правоту, используя калькуляторы. Я задаю вопрос: «Как я об этом узнала, в чем суть фокуса?» Чаще всего ученики отвечают, что числа были к уроку специально подобраны, вычисления были сделаны до урока. Далее предлагается эксперимент: ученик на доске  пишет любое многозначное число, про которое учитель говорит, что оно точно делится (не делится) на 2, 3, 5, 9. Ученики проверяют на калькуляторе. Эксперимент повторяется несколько раз, ученики убеждаются в эффекте «фокуса» и готовы ему научиться». Такая организация начала урока, я считаю, «…позволяет формировать все виды универсальных учебных действий школьника:
  - Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование, саморегуляция, оценка.
  - Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, участие в постановке и формулировании проблемы, моделирование.
  - Коммуникативные:  умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
  - Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом».
Примеры видов УУДна уроках Слайд 19-24
-Такого рода задания помогают установить причинно-следственные связи;
построение логической цепи рассуждений; моделирование…
Хочу обратить ваше внимание на Слайд 25
Пп 5. П.10. раздела II. ФГОС ООО
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
5). Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Слайд 26
Самооценка в учебно-познавательной деятельности –это умение дать развернутую характеристику своей деятельности и ее результатов по определенным критериям (показателям)
Самоконтроль- умение обучающегося проверять и правила оценивать свои действия и их результат на основе алгоритма, , инструкции или иного способа.
Самооценка является компонентом регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих волевую саморегуляцию деятельности, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию
Как отбирать критерии и задания по математике Слайды 27-29
Для подготовки листа оценки индивидуальных достижений необходимо проанализировать перечень всех требований, представленных в авторской программе и сделать реальный перечень, отвечающий реальным возможностям освоения учебного предмета детьми с низким уровнем мотивации. Слайд 30
Диагностика формирования УУД в 5г, 6а, 7в и 7г кл. Слайд 31
Хочу закончить свое выступление стихотворением «Что это такое и с чем его едят?»
Нам много говорили о ФГОСахНо что это такое и с чем его едят?Не знал никто. Известно было только, что ФГОСыНужны для наших маленьких ребят. Пришел сентябрь, программы нам спустилиПришлось теперь вдвойне пугаться нам.ФГОСы есть, программы утвердили Но как преподавать, не говорят. Помучившись, немного поразмыслив Мы дружно все на курсы подалисьНадеясь хоть немного научитьсяВести уроки, современным быть.Но что такое значит современным?А это означает, что теперьРаботать мы должны не так, как преждеТрадиционный вид теперь тупик для всех.Теперь нам надо мыслить креативноПоставить знак «Равно» учитель – ученик Учить нам надо так, чтоб было видно:Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!Не должен ученик теперь стеснятьсяЛюбую мысль свою преподносить,И нам порой не надо удивлятьсяКогда мы в спор вступаем с ним.Уметь он должен доказать иное-Коль не согласен он с тобой.Уметь учитывать и мнение другоеВедь с обществом считаться должен он.В конечном счете, получить должны мыЛюдей, способных сразу ко всему: Петь, танцевать, решать глобальные проблемыНе обращаясь ни к кому. Слайд 32