Психологическое занятие на тему Гномы-ощущения (1 класс)


Разработка психологического занятия
с элементами тренинга и сказкотерапии,
педагога-психолога: Рыжковой А.Ю.
 
 
Тема: «Гномы-Ощущения»
Цель: Развитие слухового и зрительного восприятия, целенаправленного внимания и памяти, создание дружеской атмосферы между участниками занятия. 
Материал:
- Четыре кувшина, в которых находятся камешки, вода, семечки, кусочки меха; - цветные карандаши;
- листы бумаги формата А4 (по 2 на каждого ребёнка);
- бубен;
- угощение (порционные кусочки яблока, моркови, конфеты);
- полотенце;
- детали костюма для гномов-ощущений: очки (без стёкол) для Глазастика, длинный нос для Носастика, большие перчатки для Рукастика, сумка с   продуктами для Вкусняшки, большие уши (как у Чебурашки) для Ушастика; - повязка на глаза каждому ребёнку.
Класс: 1 «б»
 
1.  Приветствие
Я сейчас скажу Вам «волшебное» слово – «Здравствуйте!»
- ты скажешь человеку, «Здравствуйте!»
- улыбнётся он в ответ.
И наверно, не пойдёт в аптеку.
И здоровый будет много лет.
Когда люди говорят «Здравствуйте!»,
они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья.
Вот и я Вам сейчас всем пожелала здоровья.
        Дети встают в круг, передают игрушку Пси-Мага друг другу, произнося слова: «Здравствуй Медвежонок, я рад (рада) тебя видеть на занятии, меня зовут…».
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с Гномами-ощущениями: Ушастиком, Вкусняшкой, Глазастиком, Рукастиком, Носастиком.
2.  Разминка
        Дети стоят в кругу.
Психолог:  Ребята, представьте, что вы сейчас в лесу, я кричу вам всем: «Ау!»
Дети отвечают: «Ау!»
Психолог: (обращаясь к одному из детей). Дима, глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай и скажи, как он одет.
        Ребёнок закрывает глаза, а в это время психолог молча подаёт знак другому ребёнку, который произносит: «Дима, ау!»
Дима слушает, кто его позвал, угадывает позвавшего, описывает, как он одет.
        Игра повторяется 2,3 раза.
Психолог: Дети, какой гном-ощущение больше всех участвует в этой игре?
Правильно, Ушастик. А почему вы так думаете.
Дети: (ответы детей) Ушами мы слышим разные слова и разные звуки. Это особенно важно, когда глаза закрыты.
3.  Работа по теме
 Психолог: Ребята, какие гномы-ощущения вам знакомы?
Дети перечисляют: Ушастик, Глазастик, Рукастик, Носастик, Вкусняшка.
Психолог: Эти гномы пришли к нам в гости. Встречайте.
        Под весёлую музыку заходят дети, переодетые в гномов (подготовиться им помогает ассистент).
        У Ушастика  -     большие уши.
        Вкусняшка   -      несёт сумку с продуктами.
        Глазастик       -     в очках.
        Носастик        -     с большим носом.
        У Рукастика  - большие руки.
 
        Гномы здороваются со всеми.
Психолог:  Ребята, догадались ли вы, какие имена у этих гномов?
Дети отвечают (называют, как зовут гномов).
Психолог:  А как вы догадались?
С помощью чего получает ощущения Глазастик? А Носастик? Рукастик? Ушастик? Вкусняшка?
(Психолог обобщает ответы детей).
Психолог:  Они к нам пришли не просто так, а хотят с нами поиграть в  игры, но чтобы им было удобно это делать, давайте с помощью волшебных слов превратим их в людей. Раз, два, три, четыре, пять! Станьте вы людьми опять! (Повторяют все вместе).
(В другом конце комнаты ассистент помогает гномам снять детали костюмов). (Можно гномами нарядить учителей).
Игра: «Угадай, что находится в кувшинах»
Психолог:  Ребята, нужно рукой дотронуться до дна кувшина и догадаться, что там лежит. Как вы думаете, какой гном придумал эту игру?
Дети: Рукастик.
 Психолог:     Ребята вы сейчас все по очереди опускаете руки в кувшины, но не называете тех предметов, которые вы там найдёте, до тех пор, пока все не проделают это.
(После опускания руки в кувшин с водой дети получают за ранее подготовленное полотенце).
         (Когда каждый ребёнок коснулся содержимого всех кувшинов, психолог просит назвать, что же находилось в каждом из них).
 Психолог: Ребята назовите, что же находилось в каждом из кувшинов.
Игра «Рисование вслепую» 
Психолог: Сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Рисование в слепую».
 Прежде, чем мы начнём эту игру, давайте сделаем разминку:
Коммуникативное упражнение «Костёр»
        Дети и гномы садятся на ковёр вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду психолога. По команде (словесной инструкции)
 * «жарко» - все должны отодвинуться от «костра»,
 * по команде «руки замёрзли» - протянуть руки к «костру»,
 * по команде «ой, какой большой «костёр» - встать и махать руками,
 * по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши,
 * по команде « костёр принёс дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг «костра».     
(После  проведения этой игры участники должны взбодриться и расслабиться).
 Психолог:  Ребята, прошу всех сесть за столы.
 (На столах лежат по два листа бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, повязка на глаза). 
Психолог:  Сейчас я вам завяжу глаза, и вы попробуйте нарисовать то, что я вам скажу.
(Ассистент помогает завязывать глаза).
Психолог:  На листе в середине (в центре) нарисуйте круг, в правом верхнем углу – треугольник, в левом нижнем углу – квадрат.
(Если дети хорошо справляются с заданиями, то можно дать ещё какие-нибудь задания на ориентировку на месте с завязанными глазами).
Психолог:  Снимите повязку с глаз, посмотрите, правильно ли вы выполнили предложенные задания? Трудно ли вам было? Представьте себе, как трудно тем людям, которым не помогает гном Глазастик. Но им помогают тогда другие гномы – ощущения.
(Какие? «Ушастик» и «Рукастик»).Упражнение «Минута шалости» 
(Детям даётся возможность отдохнуть, расслабиться).
Психолог:  Ребята сейчас мы проведём упражнение «Минута шалости». Слушайте меня внимательно. По удару в бубен один раз (вот так) вы начинаете бегать. Два удара в бубен – (вот так), вы собираетесь возле меня. И так,  начали…
(Игра проводится два - три раза.Игра:  «Что помогает ощущать?»
Психолог:  Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру: «Что помогает ощущать?»
        Займите свои места за столами. Возьмите лист чистой бумаги, положите перед собой. Нарисуйте те части тела гномов, с помощью которых они ощущают (глаза, уши, руки, нос, язык).
 (Дети выходят к доске и показывают свои работы).
 Упражнение: «Угощение»
Психолог: А сейчас, мы проведём упражнение, которое называется «Угощение».
        Ребята, посмотрите: гном Вкусняшка нам что-то принёс! Но что именно, вы это должны определить сами – на вкус. Я на язычок положу вам угощение, а вы закройте глаза и отгадайте, что это такое. 
        (Дети закрывают глаза, и психолог или гномы каждому кладут в рот по маленькому кусочку угощения: морковь, яблоко, конфету – порционные кусочки на палочке).
        После того, как каждый получил угощение, дети называют, что им досталось.
Психолог:  Ну вот, мы с вами познакомились со всем тем, что принесли гномы-ощущения, мы поиграли с ними, а теперь превратим их опять в гномов. Раз, два, три, четыре, пять! Станьте гномами опять!
(Дети-гномы надевают свои костюмы с помощью ассистента). 
4.  Подведение итогов, процедура прощания
Психолог:  Ребята, давайте встанем в общий круг вместе с гномами. Попрощаемся с Медвежонком.
(Дети передают Медвежонка друг другу со словами: «До свидания, Медвежонок, я рад (а), что ты был у нас на занятии. Приходи ещё»).Психолог:  Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Такое (показывает большой палец вверх)? Или такое (показывает большой палец вниз?)
Обычно дети показывают палец вверх, значит у них настроение хорошее.
Значит настроение, какого – ВО. (Отвечают все вместе).
Психолог:  Ребята, давайте вспомним в какие игры мы сегодня играли?
(Дети называют игры: «Разминка «В лесу», «Что находится в кувшине?», «Рисование вслепую», Коммуникативное упражнение «Костёр», «Минута шалости», «Что помогает ощущать?», «Угощение».Кто к вам приходил в гости?
(Дети называют гномов: Глазастик?  Носастик? Рукастик? Ушастик? Вкусняшка?
При названии гномов: Гномы выходят к доске и кланяются.
Психолог благодарит детей за помощь.